Компания вчерашних выпускников приезжает на целину. И парни, и девочки настроены по боевому, жаждут побеждать трудности, но по сути они - инфантильные городские подростки, которые даже близко не представляют на что подписались. И нет ничего удивительного в том, что председатель совхоза встречает их со скепсисом - он-то знает, как недолго обычно длится энтузиазм горожан.
Кадр из фильма "Горизонт" (1962)
Вдобавок, никто не собирается ходить за приехавшими как за малыми детьми - для жилья им пока выделили общую комнату (школьный класс) с минимумом удобств, готовить еду приходится самим, стирать, убирать, носить дрова, следить за здоровьем - всё сами, никаких нянек.
Постоянное нахождение в коллективе не всем по душе - возникает раздражение, а вслед за ним - конфликты. На фоне других ярко выделяется Сергей Новоскольцев (Алексей Сафонов, кинодебют). Он умен, высокомерен, считает, что заслуживает большего, чем труд чернорабочего. Конечно, все может быть. Конечно, мальчик с хорошим аттестатом имеет право поступать в институт. Но... а зачем, спрашивается, он ехал на целину? и чего ожидал, не имея никакой профессии? Что его назначат главным по чему-нибудь?
Сергей (Алексей Сафонов), кадр из фильма "Горизонт" (1962)
В отзывах об этом фильме я встречал мнение, что, мол, показывают как сломали личность. Нууу, вот уж нет. Там не еще никакой личности, есть пацан с гонором, который не умеет ничего - в том числе, не в состоянии выстроить нормальные отношения с окружающими. Он ведет себя как капризный ребенок - и мне лично ничуть не жалко его, таким бодливым полезно слегка обламывать рожки.
Миша (Валерий Носик), кадр из фильма "Горизонт" (1962)
Главным протагонистом выступает простой компанейский парень Миша (Валерий Носик). Возможно, он не столь способен к наукам, как Сергей, но по части межличностного общения явно превосходит одноклассника. Между парнями, кроме прочего, стоит девушка Римма (Светлана Мелкова). Миша любит Римму, Римма любит Сергея, а Сергей не любит никого. Но Римма искренне считает, что Сергей отвечает ей взаимностью.
Из этих девичьих заблуждений вырастает некрасивая история, едва не закончившаяся трагедией.
Римма (Светлана Мелкова), кадр из фильма "Горизонт" (1962)
Фильм "Горизонт" Иосифа Хейфица не имел шумного успеха, прошел незаметно, но, на мой взгляд, сейчас, вглядываясь в те годы из нашего времени, стоит оценить его выше, чем современники. Он такой... настоящий. Без пафоса. Даже не смотря на то, что пафос имеется - но все это крайне естественно, я вполне верю, что в подобных ситуациях люди говорили что-то в этом роде, и это не было митинговой активностью, слова шли от сердца, от души.
А вот вся разношерстная компания ребят очень естественна в своем инфантилизме. И очень верно схвачена суть переходного возраста именно в этом моменте - от школьной скамьи к самостоятельной жизни без мамкиной юбки.
Моя оценка - 4
От А до Я. Советское кино 60-х. Оттепель и последствия