Еще одна экранизация Брэдбери - четырёхсерийный фильм режиссёра Игоря Апасяна. Мнения о нём у зрителей, в основном, кардинально противоположные - от восторга на все сто до "фу-фу-фу какая гадость". Единственное, в чем сходятся все, - замечательная игра юного Андрея Новикова, сыгравшего Дугласа Сполдинга, и роль Иннокентия Смоктуновского (полковник Фрилей).
Дуглас Сполдинг (Андрей Новиков), кадр из фильма "Вино из одуванчиков" (1997)
Причина столь серьезного разнобоя во мнениях, как мне кажется, - в отношении к первоисточнику. Те, кто не помнит повесть "Вино из одуванчиков" (не читали, читали давно или читали и не прониклись), относятся к киновоплощению положительно. Их можно понять - фильм атмосферный, достаточно неплохой, актёры известные (Смоктуновский, Зельдин, Вера Васильева, Лия Ахеджакова, Лев Перфилов, Николай Чиндяйкин, Нина Алисова, Сергей Супонев и другие). А что с ним не так?
А то, что это не "Вино из одуванчиков". Это не длинное лето взрослеющего мальчишки, который учится видеть и ощущать мир во всем его многообразии, а несколько разрозненных историй, в которых Дуглас Сполдинг - второстепенный персонаж. На первом плане здесь не детство и взросление, а старость, смерть и неизбежные потери всего - дружбы, близких людей, мечты, желаний, фантазий...
Да, конечно, такой взгляд имеет право на существование, но... мне это тоже не близко. Это уже совсем другая история. К тому же (видимо, в целях сокращения оригинала для умещения в четыре серии) сюжетные линии подрезаны, некоторые персонажи сокращены, а некоторые - совмещены. И так далее. И сделано это... я бы не сказал, что аккуратно. Впрочем, повторюсь, кто оригинал не помнит/не знает, этого и не заметит.
И не верьте фразе из официального анонса. Вот этой - "три историй, с удивительной точностью и тактом перенесённые на экран". Нет там точности. И, соответственно - такта тоже. Нельзя такое перекурочивание смыслов называть тактичным переносом повести на экран.
Далее - кратко о сериях, будет интересно только тем, кто помнит Брэдбери. К своему несчастью, я перечитывал "Вино из одуванчиков" совсем недавно.
Первая серия
Совсем немного о Дуге, далее - Бен Форрестер и миссис Парсонс (начало платонического романа юного журналиста и очень пожилой леди). Зачем нужно было переименовывать Элен Луис в Парсонс - я не знаю. Равно как не знаю - зачем было её делать прабабушкой Дугласа. Чтоб сэкономить на артистах?
Лео Ауфман (Евгений Герчаков), кадр из фильма "Вино из одуванчиков" (1997)
Машина счастья. Отвратительно подобраны актеры четы Ауфман (Евгений Герчаков и Лия Ахеджакова). Ну, с этим можно смириться - автор так видит, ок. Но сама Машина!! Зачем, о, боги, зачем нужно было показывать то, что делается внутри машины?? Таинственное волшебство, перенесенное на экран, стало унылым и бесцветным - как та кинохроника, которую в фильме смотрела Линда Ауфман. Скажите, кто-то способен поверить в то, что просмотр банальной кинохроники из разных частей света способен вызвать сильное душевное волнение? Или Линда никогда не была в кинотеатре? И никогда не знала о граммофонах и т.п.? А всё волшебство Машины счастья в том, что Лео, не выходя из дома, достал плёнки и автоматизировал кинопроектор?
Я смотрел на экран и видел фальшак. А еще я видел склочную истеричную даму, которую бесит то, что муж смеет чем-то заниматься, кроме как хозяйством. И которую это до смерти пугает...
Пардон, но это не Брэдбери, это какие-то странные фантазии...
Вторая серия
Мадам Таро (начало истории).
Полковник Фрилей. Последняя роль Смоктуновского - что тут сказать?
Полковник Фрилей (Иннокентий Смоктуновский), кадр из фильма "Вино из одуванчиков" (1997)
Третья серия
Мадам Таро - продолжение. Единственная история, приближенная к оригиналу, но приближенная лишь внешне. Это только приключение - и больше ничего.
Отъезд друга. Смерть прабабушки.
Четвертая серия
Болезнь Дуга. Она не удивляет - всё предыдущее выстроено так, будто ничего, кроме печали и переживаний у мальчика этим летом не было. Смерти, страх, расставания, потери. И больше ничего.
Тётя Роза и бабушкина кулинария. Вот тут - отменно, никаких претензий.
Дед Дугласа (Владимир Зельдин), кадр из фильма "Вино из одуванчиков" (1997)
И финал. В котором авторы, увы, забыли, что половина из воспоминаний братьев о лете не была включена в фильм. Зрителям, не читавшим книгу, остается только догадываться - что за теннисные туфли и душитель, которого напугала мама... А читавшим - сожалеть, что лето братьев Сполдинг распалось на фрагменты, каждый из которых имеет право на существование, но которые не соединились вместе.
Я не буду пересматривать этот фильм никогда. Но, все-таки, я его рекомендую к просмотру - а вдруг вам ляжет он душу, ведь поклонников у него немало. Ну а что касается меня... я анонсирую другой фильм - он будет на букву Г. Из 70-х. Когда я его смотрел, то думал о том, что авторам этого фильма удалось передать то, что должно было возникнуть от "Вина из одуванчиков".
Моя оценка - 3+
От А до Я. Кино 90-х. Россия. На обломках Великой Империи.