Закончилась война, но не закончилась героическая тема в советском кинематографе. Однако, если смотреть "Адмирала Нахимова" сразу после "Александра Невского", нельзя не обратить внимание на то, что Герой стал фигурой более человеческой и менее мифилогизированной. Причем, дело тут вовсе не в наличии/отсутствии информации о жизненном пути персонажа, а (на мой взгляд) в развитии кинематографа.
Адмирал Нахимов (Алексей Дикий), кадр из фильма "Адмирал Нахимов" (1946)
Неважно, что между двумя этими фильмами прошло менее десяти лет (причем, военных лет, когда кинематограф не мог развивать так активно, как в мирное время), важно, что за годы войны люди (особенно, молодежь) увидели настоящих героев рядом с собой, а не только где-то в более или менее отдаленном прошлом. И потому героическая фигура в фильмах должна была приблизиться к людям.
Реальный Павел Степанович Нахимов воплощал те качества, которые были необходимы для современного тому времени экранного Героя, - честный, умный, смелый, ответственный, настоящий патриот, болеющий за страну. И, вместе с тем, он близок к тем, кто находится под его началом, - как к офицерам, так и к матросам. Именно поэтому он являлся любимцем Черноморского флота, дающим уверенность в бою.
В первоначальной версии фильма Режиссер Всеволод Пудовкин и сценарист Игорь Луковский не акцентировали эту часть личности Нахимова, отдав много экранного времени "балам" и любовной линии. Вот только Нахимов не был поклонников светских развлечений и покорителем сердец. Более того - в большей мере романтическая линия была выдумана. Полагаю, эта романтика перетекла из чрезвычайно популярной перед войной пьесы Луковского. Но понятно, что возможности театральной сцены в части отражения батальных сцен уступают кино.
Матрос Кошка (Леонид Князев), кадр из фильма "Адмирал Нахимов" (1946)
Сталин после просмотра уже смонтированного фильма полностью раскритиковал его, сказав:
На всяких мелочах отыгрываются, два-три бумажных корабля показали, остальное - танцы, всякие свидания, всякие эпизоды, чтобы занять зрителя. Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чём угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории, не знает, что русские были в Синопе. Дело изображается так, будто русские там не были. Русские взяли в плен целую кучу турецких генералов, а в фильме это не передано. Почему? Неизвестно. Может быть потому, что это требует большого труда, куда легче показать танцы.
Осман-Паша (Рубен Симонов), кадр из фильма "Адмирал Нахимов" (1946)
В следующие четыре месяца шли доработки. Именно эти доработки сделали фильм тем, чем он стал, - памятником выдающемуся адмиралу.
Но очень жалко, что так мало времени отведено обороне Севастополя. Человек, который не знает эту историю досконально, даже и не поймет, что осада длилась год, что выдающаяся оборона держалась на чистом мужестве защитников, преданных и императором, и высокими чинами. Лишь однажды в коротком эпизоде упоминается о недостатке снарядов. Но в реальности с поставками творилось то, что при Сталине называли "вредительством".
Затопление Черноморского флота, кадр из фильма "Адмирал Нахимов" (1946)
Более того, среди 93.5 тысяч погибших при обороне Севастополя лишь 17 тысяч были убиты, а 58 тысяч умерли от ранений. Представить невозможно - какой бардак был в медицинской помощи... Раненых просто оставляли умирать.
В 1870 году вышел "Очерк медицинской и госпитальной части русских войск в Крыму в 1854-1856 гг." Гюббенета, в котором автор писал:
Больные вывозились из госпиталей Крымского полуострова с большими усилиями, без всякой системы и только в минуты крайней необходимости. Этапов не было в начале устроено, и дурные дороги и неудобные подводы, недостаток медиков и фельдшеров, перевязочных материалов, медикаментов и хирургических инструментов, наконец, тёплой одежды и пищеварительных котлов производили разрушительное влияние на здоровье страждущих, в особенности при перевозке их в глубокую осень и зиму. Бывали даже случаи, что десятая часть перевозимых умирала в пути, делаясь жертвою страшных лишений и беспорядков, что следует отнести отчасти и к небрежению военного начальства о сбережении здоровья нижних чинов
Да, конечно, подробный рассказ о предательствах и вредительстве мало уместен в героическом фильме, но больше подробностей помогли бы зрителю понять - почему нельзя считать сдачу Севастополя после годичной осады поражением Русского Флота.
Князь Меншиков (Всеволод Пудовкин), кадр из фильма "Адмирал Нахимов" (1946)
Роль Нахимова исполнил театральный актер Алексей Дикий, до того известный широкому зрителю по роли Кутузова, а после - трижды сыгравший Сталина
Сам Всеволод Пудовкин снялся в роли князя Меншикова, престарелого перестраховщика, одного из главных виновников поражения Севастополя.
Моя оценка - 4+
От А до Я. Советское кино 40-50-х. Малокартинье