В 1924 году вышел фантастический роман Николая Карпова «Лучи смерти», а в марте 1925 - фильм Льва Кулешова «Луч смерти». Нет, это не экранизация, и даже не плагиат, не смотря на то, что речь и там, и там, идет, примерно, об одном и том же - поражении на расстоянии при помощи «лучей». Нам всем лучше известен «Гиперболод» Алексея Толстого, но, как ни странно, и Толстой не сплагиатил, хотя все «лучи» разных авторов восходят к Герберту Уэллсу и его роману «Война миров».
Инженер Подобед (Порфирий Подобед), кадр из фильма "Луч смерти"
Но если не плагиат, то что? Всё просто - отражение реальности. В начале двадцатого века ученые и энтузиасты стран мира были захвачены идеей Уэллса, и пытались изобрести что-то в этом роде. Концепции были разные, от откровенно завиральных идей о передаче энергии взрыва на расстоянии по электромагнитной волне до более-менее реалистичного теплового луча, воспламеняющего горючие и взрывчатые вещества.
Помощница Подобеда (Л. Страбинская), кадр из фильма "Луч смерти"
Однако на первом этапе удачными были лишь чисто визуальные достижения Теслы (башня с искусственными молниями) и ловкий фейк Уливи, аппарат которого якобы взрывал на расстоянии мины (на самом деле, в его мины был вложен взрыватель а ля «часовой механизм»). Тем не менее, идея носилась в воздухе и была столь серьезной, что ею действительно интересовались армии и правительства. И, конечно, об этом писали газеты - но не столько о реальности, в которой ничего, кроме неудачных опытов, не было, сколько о фантазиях. В том числе - выдаваемых за реальность.
Восставшие рабочие, кадр из фильма "Луч смерти"
Поэтому совершенно не удивляет, что сразу несколько авторов взялись за разработку темы этих самых «лучей смерти» уже в литературе и кино. Одним из авторов был Всеволод Пудовкин, написавший сценарий для Льва Кулешова и сыгравший одну из главных ролей в фильме «Луч смерти».
Агент (Андрей Файт). Обратите внимание на брюки - мода-то вернулась :) Кадр из фильма "Луч смерти"
О сюжете расскажу совсем кратко. Инженер Подобед изобрел «луч смерти», «умеющий» взрывать всё, что горит и воспламеняется. Об изобретении узнали «проклятые капиталисты» и решили выкрасть его, так как в их стране усилилось рабочее движение, и обычными методами «буржуи» уже не справляются. Прибор у Подобеда похитили, но рабочие тоже не промах - и они, в свою очередь, увели ценный аппарат у буржуев. И победили, конечно.
Женщина-стрелок (Александра Хохлова), кадр из фильма "Луч смерти"
Настолько краткий пересказ связан с тем, что смотреть сам фильм я рекомендовать не могу - он представляет исключительно ограниченный интерес как одна из вех кинофантастики. Причем, всей фантастики там - сам прибор. Но тема «лучей смерти» нашла отражение в произведениях более поздних, а также является прообразом лазера, а потому имеет смысл просто знать - было вот такое немое кино.
Сестра Эдит (Александра Хохлова), кадр из фильма "Луч смерти"
В фильме снимались: Порфирий Подобед (изобретатель инженер Подобед), Сергей Комаров ( Томас Ланн), Всеволод Пудовкин (патер Рево), Александра Хохлова (сестра Эдит/женщина-стрелок), Владимир Фогель (фашист Фог), Леонид Оболенский ( главарь фашистов майор Хард), Андрей Файт (агент), Андрей Горчилин ( Рапп), Пётр Галаджев ( Руллер и директор цирка)
И в завершение истории с «лучами смерти» в реальности. Не смотря на то, что сама идея таких лучей была провальной, но при исследованиях и экспериментах ученые ученые обнаружили различные любопытные свойства, создав впоследствии дистанционное управление, УКВ-связь, системы подслушивания и, конечно, лазеры.