о переписке

Oct 16, 2006 12:19

опыт еще одно шефа Алапаевского дд, выкладываю сюда с разрешения автора:

"Что касается АДД, то дети там не просто хорошие - они ОЧЕНЬ хорошие. В декабре 2005 года 10 детей и А.Устьянцев приезжали в Москву. Я общалась с ними 5 дней - с кем-то поближе, с кем-то "подальше". Обусловлено это тем, что нас, "тетенек из Москвы" приставили "пасти" малышей, их было трое. Времени и сил на общение с остальными почти не оставалось. Во всяком случае, у меня.

Отнюдь не все дети АДД настроены только на подарки. Конечно, мне кажется, что настрой на переписку увеличивается с возрастом. Т.е. чем младше
ребенок, тем больше он хочет подарков и меньше возни с писаниной. И это нормально, на самом деле - все малыши такие. Обусловлено это еще и тем, что
малышам трудно писать, они еще толком не умеют это делать.

"Не умеют" они не только в плане выводить буквы (что тоже для них вряд ли приятное занятие, напоминает о родимой школе и, конечно, не вызывает
радости). Было бы странно, если бы было иначе. :)) Все любят каникулы больше, чем учиться (даже самые отличные отличники).

Но есть и другой момент. Дети из ДД плохо умеют общаться с посторонними людьми. А "друзья по переписке", какие бы они ни были хорошие и добрые -
люди чужие, посторонние. Как строить фразы? Что писать? О чем? Чем младше ребенок, тем хуже он себе это представляет.

С Н. наша переписка была одностороняя. Что, в общем, неудивительно, т.к. началась наша переписка в марте-апреле 2005 г., когда Н. было
всего 6 лет. Письмо от нее я получила лишь один раз, да и то оно было напечатано на компьютере с помощью А.В.Устьянцева. К письму был приложен рисунок - и все.
При наших коротких разговорах по телефону Н. обещала писать. Но я прекрасно знаю, что пообещать в данном случае проще, чем сделать.

ИМХО - на детей, которые не отвечают на письма, не стоит обижаться. Не всегда у этих детей получается общаться, возможно, стесняются.

Мой настрой был изначально таков, чтобы сделать Н. приятное, чем-то порадовать ее. О ее успехах и делах мне писал по эл.почте А.В., и я знала
каждый штришок ее жизни. Мне было, если можно так выразиться, все равно, ответит она или нет на мое письмо. Я старалась, чтобы мои письма были
интересны ей, а также полны тепла и искренней любви. Таковыми они и были.

Все свои письма я писала от руки - сначала печатными буквами, потом - крупными письменными, когда она уже научилась читать письменные буквы.

ИМХО - переписываться лучше по почте. Да, это дольше, письмо будет идти недели 2 в один конец, т.е. ответ, дай Бог, получишь через месяц. Но это -
"живое" общение. Опять же ИМХО - в письмах остается частичка души, всегда. И это - самое главное.

Мое первое письмо было коротким и не содержало почти никакой информации. Я написала, что она очень хорошая девочка, что я рада с ней
познакомиться. Что меня тоже зовут Н., и она может меня звать "тетя Н.", если захочет, а не по имени и отчеству :)

Написала, что живу в Москве, в высоком (14 этажей) доме, на 2 этаже. Что дома у меня живет кот, зовут его так-то, цвета такого-то, что он смешной,
забавный, пушистый.

Где-то на Конфе я читала, что, мол, письма должны быть короткими. Но у меня так не получалось. Хотелось рассказать Н. про свои дела и т.д.

Условно каждое письмо делилось на несколько частей:
1. Рассказ, как у меня дела сайчас, причем без сюсюканья и "детского
лепета". Примерно так: "Ты знаешь, а я ведь устроилась на новую работу! Да-да, долго не решалась уйти с прежней, а потом решилась, и очень
довольна. Здесь такие славные люди со мной работают, и начальник мой тоже
очень хороший" и так далее.
Подоплека: надо быть смелой, решительной, и тогда все будет хорошо. А если сидеть на месте - ничего не будет. Ну, и что люди хорошие есть на свете - тоже.

2."Ой, Н., знала бы ты, как сегодня на улице хорошо! Сижу вот за столом, пишу тебе, а за окном - солнышко светит,
веточки с листиками зелеными в окно заглядывают. Наверное, в лесу замечательно, вот бы погулять! А у вас какая природа? Наверное, все-таки не
совсем такая, как у нас в Москве, более суровая, да? Ведь это же Урал!".

Подоплека: вопросы - отнюдь не вопросы. Я и не жду, что ребенок подробно распишет, какая у них природа на Урале. Просто мое письмо заставит его
оглянуться по сторонам: а ведь правда, красиво! а ведь правда, чудесно! а ведь правда, хочется гулять на улице!

3. Вопросы про Н. Причем тоже без особого ожидания ответов, без "наседания" на ребенка. Вопросы перемежаются с утверждениями, например,
так:
- я не просто надеюсь, я уверена, что у тебя в школе все хорошо, ты же умная девочка, старательная, правда?
- что там в группе поделываете? наверное, гуляете целыми днями, ведь лето, каникулы, что еще летом делать, как ни гулять? Тепло, хорошо!
- Н. (это в группе девочка у них, ей делали операцию) после больницы.
Ей же операцию делали, на сердце! Теперь ее сердечко не будет болеть, правда? вы уж с девочками проследите, чтобы ее никто не толкнул
нечаянно, хорошо?

Подоплека:
- о других надо заботиться;
- Н. и все остальные - твои подруги, близкие тебе люди;
- ты сильная и смелая девочка, не должна бояться заступиться за того, кто слаб, болен, мал и т.д.;
- мне не безразличны твои успехи, твои дела, даже повседневные, мне все про тебя важно!
- я вселяю в тебя уверенность в то, что ты - умная, старательная, смелая, хорошая!

И так далее.

ИМХО:
- поменьше сюсюканья;
- поменьше "советов" и "наставлений";
- поменьше приставаний "ну, что ж ты мне не отвечаешь???";
- стараться отдавать, а не ждать, чтобы "взять";
- побольше подробностей, а не просто "как ты? я хорошо! ну, и до свиданья";
- если есть возможность, писать надо от руки. Если ты далеко - все равно напиши от руки, отсканируй и отправь (конечно, если есть возможность это
сделать). Пусть ребенок получит в руки "листок" письма, как-никак, это будет живое общение.

Я - за живое и доброе общение, за письма, наполненные любовью. Конечно, такой настрой имеет и свои, так сказать, издержки - сильно привязываешься к
тому, о ком заботишься, кому рассказываешь о себе и т.д.

С другой стороны, мне кажется, если бы не я - в ее жизни ничего бы не
изменилось. Как говорят? "Изменитесь сами, и все вокруг вас изменится"!
Н. была девочкой, "обиженной на жизнь", считающей, что ей "все должны, потому что она бедная сиротка". Я это видела очень хорошо, и все время нашего общения пыталась "вдохнуть" в нее доброту, любовь, стремление заботиться о других и даже жертвовать для
других.

Это я к тому, что переписка, если она действительно искренна, а не потому что "все помогают сиротам, и я помогу" - очень важна. Важно, как, о чем
переписываешься, с каким чувством выводишь буквы. ЧТО посылаешь в посылке.

Про посылки - отдельная тема. Я часто посылала ей не слишком, на первый взгляд, интересные вещи. Иконки, молитвочки (цитировала в письмах), всякие
мелочи и т.д. У меня были, разумеется, традиционные конфеты и игрушки, но глубоко внутри я ощущала, что не это главное. Часто вкладывала забавные картинки, фотографии, рассказывала о тех, кто на них запечатлен.

ИМХО - не следует посылать прорвы одежды, игрушек и т.д. Тогда действительно начнется потребительство, причем довольно безответственное - можно бросить, сломать, отдать другому, а мне еще пришлют!

Посылая конфеты и сладости, я всегда писала "поделись с ребятами!". Посылая одежки, говорила "береги, не скоро я смогу прислать тебе новые". Давала понять, что мне будет очень больно и неприятно, если она порвет
вещи, потеряет "украшения" и т.д. - я выбирала все это именно для нее, выбирая, думала про нее, выбирала с любовью.

Говорят, что, мол, забрасывают подарками, потому что жалко ребеночка. А мне, уж простите, не было ее жалко. Т.е. не в этом плане было жалко. И в
письмах моих сквозило то, что "ты сильная девочка, здоровая, не инвалид, руки-ноги на месте, смышленая, умненькая, и жалеть тебя не за что". Закидывать подарками от жалости неправильно. Все ИМХО.

Про старших детей. Моя крестница О. сейчас уже студентка. На момент, когда мы познакомились, ей было 17,5 лет.

Что сказать про нее?
С О. у нас очень нежные отношения. О. я тоже пишу очень длинные обстоятельные письма, полные подробностей. Не сюсюкаю, не "жалею". Хвалю за успехи, не устаю повторять, что и не
сомневалась в ней - что она победит, сдаст экзамен, поступит в ВУЗ и т.д. Рассказываю про свои дела тоже очень подробно.

Насчет потребительства - в данном случае его вообще нет! На мои вопросы "что тебе прислать" был полнейший игнор. Когда же я пристала уже слишком сильно, О. написала мне:

"По поводу подарков - НИЧЕГО МНЕ НЕ НАДО! Мне достаточно и того, что у меня есть такой друг".

Так что отнюдь не все потребители. О. искренне меня любит, и радуется уже тому, как видно из ее письма, что я у нее просто есть.

Конечно, не у всех так. И возможно, не все так идеально и у меня. Но ИМХО - потребительство нельзя поощрять. А чтобы оно не появилось, его не надо
провоцировать. Мои посылки к О. не часты и не обильны, так, самое необходимое. Вот письма - длинные и подробные, чему она очень радуется. Безумно рада, когда я ей звоню.

Да, до таких детей очень сложно, но очень нужно достучаться. Им жить на свете, и детдомом их жизнь только начинается."

PS: автор добавил, что Н. уже в семье. "Девочка изменилась, и лишь поэтому изменилась так радикально ее жизнь. Прекрасно помню то время и мое несказанное
удивление, когда этот замечательный, красивый и практический здоровый ребенок никому не был нужен. Ей никто ничего не посылал, кроме меня. А какая она была хмурая, обиженная, замкнутая! А теперь???? :)))))

Я хотела донести до тех, кто будет читать мои "опусы" не то, что я такая умная и хорошая. А то, что, может быть, и эти люди помогут "своим" детям измениться до такой степени, что детей этих увидят их новые родители! :)

Общение, построенное на любви, многое дает. Гораздо больше, чем кажется. И случай с "безнадежной" Н., которой 100 лет в обед никто не интересовался, яркий тому пример."

Алапаевск, переписка

Previous post Next post
Up