Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XXIII / Занавес

Nov 06, 2010 12:21




Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XXIII / Занавес

1 ноября в шведском туре Белорусского Свободного театра Eurepica.Challenge была поставлена финальная точка. Это произошло на сцене главного городского театра шведской столицы - Stadsteatern.




Еще осенью 2006 года, когда мы выступали на экспериментальной сцене Шведского Королевского театра, один из шведских театральных специалистов сказал: «Было бы здорово, если бы вы выступили на сцене Stadsteatern». Прошло 4 года, и мы выступили. Причем, выступили с фурором - с аншлагом, шквалом аплодисментов и публикой, вставшей на первом же поклоне актеров.




Стокгольм стал той логической точкой в туре, которая позволяет сказать «по большому счету, все сделано правильно». Но, «по большому счету». В течение тура четко, словно под микроскопом, обнаружились пороки шведской театральной системы, от которой страдают в первую очередь шведские творческие коллективы, и во вторую - зарубежные гастрольные.

Конечно, по сравнению с постсоветским театральным пространством, эти проблемы можно вообще не упоминать - настолько огромна пропасть, разделяющая наши театральные системы. Но, тем не менее, картина будет неполной если их не назвать. Хотя, когда я пишу «их», изначально я имею ввиду лишь один порок, который является первоисточником целого ряда проблем. Я говорю о «шведском социализме» - том самом социально ориентированном механизме, который играючи может загубить любую творческую инициативу. Формально выполняя все инструкции и предписания профсоюзов и корпоративных систем, ты видишь, как эффективно и четко работает менеджмент, но... насколько же он не заинтересован в эффективном результате.

В условиях «шведского театрального социализма» ты можешь приехать в зал небольшого городка, и отыграть спектакль на аудиторию в сотню человек, при том, что зал может вместить в два с половиной раза больше. Когда начинаешь конфликтовать с местным менеджментом, используя всю палитру аргументации, от «мы всегда играем при аншлагах» до «решить вопрос с заполняемостью - плевое дело», натыкаешься на абсолютное непонимание, если не сказать недоумение. В глазах менеджеров читается немой вопрос «Все идет по плану, чего вы нервничаете?». А нервничаем по привычке - раздражает даже несколько пустых кресел, не говоря уж о половине зала. Но социализм делает менеджера заинтересованным в выполнении функции, но не в получении прибыли, поскольку прибыль достается не индивидууму, а социализму.

Сама по себе шведская экономическая конструкция провоцирует людей либо на экономическую апатию, либо на отъезд из страны для занятий бизнесом. Имея фирму, ты отдаешь налогами 78% прибыли, плюс минимум треть персонального заработка в виде подоходного налога. Можно назвать эту налоговую систему варварской, но проблема не только в ней. В шведской забюкратизированной экономической модели регулярно возникают казусы, логику которых может понять только человек, хорошо освоивший советскую «политологию социализма».

Один из последних скандалов в творчески-экономической среде разразился в Шведском Королевском театре. Оказалось, что Шведский Королевский театр, живущий за счет государственной дотации, платит аренду за свои площади государству, его же деньгами. Причем, здания и сооружения Шведского Королевского театра принадлежат другой государственной компании, также датируемой государством. В экономике это называется «перекрестным субсидированием», и как правило происходит в недоразвитых экономиках стран третьего мира. Апофеозом скандала в Шведском Королевском театре стало обнародование того факта, что в компании, которой принадлежат площади театра, сотрудники получали бонусы на порядок выше, нежели сотрудники самого Шведского Королевского театра.

В оценке экономических моделей шведского общества абсолютно подходит выражение «их недостатки - суть продолжение их достоинств». Повторюсь: проблемы шведов ни в какое сравнение не идут с проблемами Беларуси, России или Украины, но, тем не менее, очень хочется во время следующего шведского тура почуствовать экономическую заинтересованность менеджмента. И некоторые предпосылки к этому уже есть - недавно было принято решение о бонусных выплатах театрам, которые расширяют охват аудитории. И эти бонусные выплаты могут составлять суммы порядка миллиона евро на творческий коллектив.

Конечно, то, что я пишу, относится скорее к политической системе и ее экономической программе. Смешно считать, что даже самый гениальный театральный менеджер в состоянии изменить ментальность целой страны. И тут мы возвращаемся к одному из предыдущих постов этого цикла - «культурная география». Можно запросто внести коррективы в проект, знай те подводные камни, которые есть в стране, где вы начинаете работу.

Завершить же программу тура хочется добрыми словами в адрес партнеров, организаторов, волонтеров, и всех, кто блестяще работал и помогал в осуществлении этого большого проекта - шведского тура Eurepica.Challenge Белорусского Свободного театра. Аплодисменты и шампанское!





photo: © kilgor_trautt

Швеция, "Свободный театр", гастроли, страны, образование, eurepica, театр, фото

Previous post Next post
Up