Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XXI / Портрет / Яна Русакевич

Nov 05, 2010 16:17




Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XXI / Портрет / Яна Русакевич

Первый спектакль, появившийся в репертуаре Свободного театра, был «4.48 Психоз» по пьесе Сары Кейн. Володя Щербань ставил его, еще работая в Купаловском театре, с двумя актрисами - Олей Шанцыной и Яной Русакевич.




Оля вышла замуж и уехала в Москву, Яна работает в Свободном театре, а значит сегодня только ее можно назвать «самой старой актрисой» театра. Конечно, в слове «старой» нет ничего, кроме иронии - Яна из тех людей, к которым подобная характеристика не подойдет даже в ту пору, когда в силу возраста станет уместной. Энергичная, авантюрная, с взрывным темпераментом - она обладает всеми чертами, необходимыми актрисе.

Не многие знают историю о том, что Яна выиграла объявленный в Купаловском театре конкурс на лучшую современную пьесу. Конкурс был анонимным, и оценивали произведения по их качеству, а не по фамилии автора. В том, единственном в истории, конкурсе, проходившем в Национальном театре, победила пьеса Яны «Налу», которую и поставил на малой сцене Купаловского Володя Щербань. По иронии судьбы, именно этот спектакль превратился из просто хорошего спектакля в «символ эпохи».

Сразу после того, как министерство культуры «обратило внимание» на Белорусский Свободный театр, настоятельно порекомендовав руководству государственных театров оградить своих актеров от порочного влияния независимого коллектива, «купаловское» руководство с энтузиазмом бросилось выполнять рекомендации. Под прессинг попали все три создателя «Психоза», к тому моменту уже «воспетого» Томом Стоппардом на страницах The Guardian. Именно тогда спектакль «Налу» был скоропостижно снят с репертуара, декорации уничтожены, а половое покрытие спектакля, словно в назидание «мятежникам», уложено в служебных туалетах.

Николай Кириченко, бывший на тот момент директором театра, придумывал все новые методики давления на свободолюбивых театралов. Однажды он, под предлогом срочной встречи, экстренно вызвал в театр Шанцыну и Русакевич, зная, что они играют спектакль на фестивале в Варшаве. Организаторы фестиваля сделали все, чтобы актрисы смогли добраться к девяти часам утра в Минск, вплоть до того, что оплатили такси от польской столицы до границы. Когда Оля и Яна утром, не поспав за ночь ни минуты, предстали «пред ясны очи» купаловского директора, он сказал: «А, появились? Ну ладно, идите, вы не понадобились».

А однажды Яна стала участницей диалога, который вошел в классику белорусской театрально-смеховой культуры. Он состоялся накануне нашего отъезда на гастроли в Лондон. Яна убеждала художественного руководителя театра Валерия Раевского отпустить ее на гастроли, он, в свою очередь, поинтересовался: «и что вы туда повезете?». Яна ответила: «Быть Гарольдом Пинтером». Заметив непроглядную тьму во взоре человека, 30 лет управлявшего главным национальным театром, она добавиила: «спектакль такой - по произведениям нобелевского лауреата Гарольда Пинтера». Раевский ответил: «Да знаю-знаю, мальчик такой, в очках, с палочкой...». Яна не могла вымолвить ни слова, понимая, что «светочь белорусской режиссерской мысли» перепутал даже не имена-фамилии, а реальности, приняв Гарри Поттера за Гарольда Пинтера. Раевский недоуменно разрядил обстановку: «И как таким молодым нобелевскую премию дают?».

Пожалуй, самым драматичным моментом в жизни Яны стал ее развод с мужем, и начало совместной жизни со Светой Сугако. Это обернулось годовым шоком для ее родителей, воспитанных в советской среде, и оказавшимся поначалу неготовыми к подобному повороту в жизни дочери. Яна со Светой прожили вместе долгих пять лет, прежде чем расстались. Расстались друзьями.

Все последние пять лет Яна вынуждена делать выбор, преодолевая все новые и новые испытания: выбор между театрами, выбор между партнерами, выбор между образами жизни... И пока она справляется с решением тех задач, которые сопутствуют ее выбору: она успешна в профессии, успешна в воспитании дочери Марты, успешна в достижении внутреннего баланса, удерживать который зачастую очень непросто.























photo: © kilgor_trautt

Швеция, "Свободный театр", гастроли, eurepica, страны, образование, театр, фото, портрет

Previous post Next post
Up