Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XX / Шведы / Андерс Дуус

Nov 03, 2010 19:09




Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XX / Шведы / Андерс Дуус

Иногда, чтобы понять какую-то страну, достаточно хорошо узнать одного ее представителя. Когда-то для меня таким человеком стал шведский драматург Андерс Дуус.




Мы познакомились с Андерсом в Берлине, когда там проходил Берлинский театральный фестиваль. Его лауреатами стали 6 драматургов - 3 немецких и 3, представляющих другие страны: Пол Дженкинс - из Англии, Андерс Дуус - из Швеции, и я - из Беларуси. Как-то само собой получилось, что проводить время нам комфортнее было в альянсе Беларусь-Швеция-Англия. В итоге, знакомство переросло в дружбу, которая, в свою очередь, привела к совместным проектам. Одним из них стал и Eurepica.Challenge, где каждый из нас, как и на Берлинском фестивале, представляет свои страны.




В нынешний приезд в Стокгольм Андерс пригласил нас к себе домой на традиционное шведское блюдо - лося. За все годы, которые занимаюсь театром, заметил, что, из всех театральных специалистов, лучше других искусством кулинарии владеют драматурги. Режиссеры не любят работать руками, актеры - не сильны в креативности, менеджеры - торопливы, драматурги - то, что надо для кулинарии: креативны, мастеровиты, последовательны и педантичны.

Андерс работает драматургом в Riksteatern. В цивилизованном театральном мире драматург и автор - это две разных ипостаси «человека пишущего». Автор - это автор пьесы, которая ставится в театре, а драматург, это должность: человек, который работает в театре с текстом - редактирует, интегрирует инородные тексты, делает компиляции, доводит пьесу до варианта, необходимого режиссеру. Дома Андерс - автор, на работе - драматург. Если попытаться разместить его в условном рейтинге живущих шведских драматургов, то он войдет в пятерку самых востребованных, а в рейтинге драматургов, пишущих для детей и подростков - он однозначно №1 в Швеции.







На сегодняшний день, Андерс не работает в театре, находясь на государственной стипендии. Эта стипендия выплачивается талантливым авторам из государственного бюджета для того, чтобы они могли создавать произведения, оторвавшись на время от рутинной работы.

В случае Андерса, это выглядит следущим образом. Драматург подает заявку в министерство культуры, где принимается решение о выделении стипендии. Главный критерий - потенциал автора. После принятия положительного решения, министерство выделяет средства. В одних случаях - на три месяца, в других, как в случае Андерса, на два года. Выплата производится двумя траншами - в начале каждого года единой выплатой по 7 500 евро на год. Формально, это трехмесячная заработная плата, которая вряд ли позволит прожить год за ее счет. Но тут государство относится к проблеме абсолютно лояльно - ты можешь и вовсе не увольняясь, продолжая получать деньги по основному месту работы. Правда, совершенно очевидно, что, работая в полную силу по основному месту работы, ты вряд ли сможешь написать полноценное произведение.

Шведская модель позволяет быть мобильным, и разнообразить подходы к работе. К примеру, можно работать на 70% ставки, на 40%, или вовсе на 25%. Некоторые драматурги, получив подобную субсидию, переходят на 50-процентную ставку, и работают по основному месту 3 дня в неделю, остальные 4 оставляя для занятий творчеством. Андерс использует другую модель: он работает полгода, затем полгода занимается творчеством, снова полгода работает по основному месту работы, и снова полгода творит.

Андерс с семьей живут в 20 минутах езды на метро от центра Стокгольма - в трехподъездном четырехэтажном доме, расположенном в тихом жилом районе. Небольшая трехкомнатная квартира обходится семье ежемесячно около 650 евро - это выплата кредита по ипотеке.







Его жену зовут Виктория, сына - Элис. Супруга, как и Андерс, работает; трехлетний сын ходит в садик. Когдя Элису еще не исполнился годик, Андерс более чем на полгода ушел в декретный отпуск по уходу за ребенком - это очень популярная модель в шведском обществе, где отец и мать делят время ухода за малышом.







Маленький ребенок ходит в детский сад, муж и жена работают, каждый из них получает зарплату около 3 000 евро, немного экономят на отпуск, в ресторан ходят раз в неделю... Собственно, это портрет во многом типичной для шведского общества молодой семьи.




Во время застолья в семье Дуусов предпочтение отдается красному сухому вину или хорошего качества аквавиту - традиционной шведской водке, настоенной на травах. На этот раз Андерс и Виктория позабавили нас короткими шведскими песнями, каждую из которых они поют перед определенным тостом. И поют, надо сказать, здорово. Выяснилось, что у шведов есть такой же, как в славянском пьющем мире, набор завершающих тостов, аналогов «посошковой», «оглоблевой», «пошапочной», когда гость, отдавая почести гостеприимству хозяев, не в состоянии дойти до двери.




В какой-то момент вечера мы увидели, что Андерс с Элисом пропали, а в ванной комнате раздался звук губной гармошки. Виктория объяснила: перед тем, как ложиться спать, Элис чистит зубы, и эта процедура сопровождается неизменным ритуалом - мужская часть семьи играет на губной гармошке, сидя на полу в ванной.


photo: © kilgor_trautt

Швеция, "Свободный театр", гастроли, eurepica, страны, образование, театр, фото, портрет

Previous post Next post
Up