Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XI / Портрет / Марина Юревич
Вряд ли кто-то из театрального руководства поначалу всерьез воспринимал маленькую девчушку, работавшую в комическом женском трио, сопровождающем выступления группы «Разбитае сэрца пацана». Тогда даже не каждый член труппы знал, что девчушку эту зовут Марина Юревич.
Первым опытом в Свободном театре стал для нее ввод в спектакль «Белливуд» по пьесе Павла Пряжко на место заболевшей Оли Шанцыной. Марина ввелась в спектакль, но сыграть в нем так и не успела - Оля вернулась в строй. Следующей работой стало участие в «концертном» исполнении пьесы «Трусы» по пьесе все того же Пряжко, прошедшего всего несколько раз. Первую полноценную роль Марина получила осенью 2006 года, в спектакле «Быть Гарольдом Пинтером». На тот момент ей не было еще и 22-х лет.
Именно с «Быть Гарольдом Пинтером» связан один из самых драматичных моментов в жизни Марины. Произошел он в феврале 2008 года, когда труппа Свободного театра выехала на гастроли в лондонском Soho-Theatre. Триумфальные гастроли, признанного, по их окончании, «открытием лондонского театрального сезона», обернулись для Марины периодом жесткого жизненного выбора. На тот момент она работала в Белорусском театре армии, которым руководит драматург Алексей Дударев. Руководство Театра армии отпустило Марину, поскольку на тот момент в театре ничего не репетировалось, а в трех спектаклях, идущих в репертуаре, она занята не была. Но в тот момент, когда гастроли подходили к своему пику, и должен был состояться эвент с участием Гарольда Пинтера, Тома Стоппарда, Марка Равенхилла, Алана Рикмена, и других британских звезд театра, на Марину обрушился шквал телефонных звонков. Исходили они от руководства Театра армии и ее родителей, озабоченных будущим дочери.
Прессинг продолжался несколько дней, а мы все пытались придумать, каким образом выходить из положения в случае марининого отъезда. Марина не была нужна в Минске, но, видимо, Дударев с опозанием получил указание - именно в дни лондонских гастролей Свободного театра прошла коллегия Министерства культуры, на которой обсуждалась проблема сотрудничества актеров государственных театров с Белорусским Свободным театром. Давить на Марину было легко - она была «молодым специалистом», который обязан отработать 2 года по распределению в той структуре, куда была распределена. В случае ухода из Театра армии, она обязана была выплатить государству 12 с половиной тысяч долларов.
Мы оперативно придумали проект под кодовым названием «Крепостная актриса», в результате которого «выкупом» мятежной актрисы у государства должны были заняться женщины - британские звезды театра и кино: Дайан Куик, Ким Каттрелл, Эмма Томпсон... Наташа провела переговоры с актрисами, и они заявили, что сделают это не задумываясь. Но еще до того, как они объявили об этом, Марина приняла решение не возвращаться в Театр армии. Сейчас этот случай вспоминается с улыбкой умиления, но тогда смешно не было никому, и одному Богу известно, как далось ей это решение.
Позже Марина сыграла в постановках Володи Щербаня - «Зона молчания» и «Цветок для Пины Бауш». Пожалуй, именно «Цветок» стал тем рубежом в творчестве Марины, переступив который она смогла подойти к своему триумфальному спектаклю - «Постигая любовь», зафиксировавшему тезис о том, что Марина может сыграть все: от комедии характеров до документальной драмы.
Входить в спектакль, поставленный на другую актрису - невероятное испытание. Найти в роли новые краски; прожить ее, не попадая под влияние предшественника - это непростая задача даже для опытного актера. Я раздумывал несколько месяцев, кого назначать на эту роль. С одной стороны, не хотелось терять спектакль, который еще даже не успел выйти на полноценную орбиту; с другой - не хотелось наносить травму актрисам, пробующимся на эту роль. Марина постоянно находилась в поле зрения, и в какой-то момент я решил попробовать. Мы с Наташей были в Литве, Марина - в Беларуси. Дальше был диалог из смс:
- «Можешь сбросить еще 5 кг?»
- «Сколько у меня есть дней?»
- «12»
- «Да»
- «Учи текст»
Она пришла на первую репетицию, зная наизусть 20 страниц текста...
Я знаю, сохрани Марина тот темп, который набрала за последние два года - и нам придется очень стараться, чтобы избежать конфликтов в борьбе за эту «энергетическую бомбу» белорусской сцены - Марину Юревич.
photo: © kilgor_trautt /exc 7 - Natalia Kolyada/