Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part VII / Техники и технологии
Перемещаясь по миру со спектаклями, спустя годы начинаешь понимать технические и технологические закономерности и отличия театрального мира одних стран от других.
Во время гастролей в США в 2008 году, мы играли 9 спектаклей «Поколение Jeans» на сцене престижного нью-йоркского Public Theatre. Наш друг, продюсер Марк Рассел, просматривая видео спектакля накануне гастролей, не обратил внимания на то, что я использую в спектакле открытый огонь - то ли просмотрел, то ли вообще не смотрел видео, доверяя мировой критике. Когда, во время первого показа, я зажег блок каминных спичек, который использую в финале спектакля, весь технический стафф побелел от ужаса. И было от чего.
В Америке использование открытого огня на сцене санкционируется только Американской пожарной инспекцией. Если в ряде стран, даже европейских, этот вопрос регламентируется руководством театра, то в Штатах - только единым государственным органом. Лицензия на использование огня в спектакле стоит $5 000, и выдается только после соответствующей экспертизы. Марк просмотрел использование огня в нашем спектакле, и не купил лицензию, потому техники и пережили стресс - штрафы пожарной инспекции исчисляются, начиная с пятизначных цифр.
В Швеции цена лицензии еще выше - 5 000 евро. Ее приобретал у Шведской пожарной инспекции Riksteatern накануне нашего тура. Далее процедура выглядит так: в театр приезжают инспекторы, и смотрят все сцены, где используется открытый огонь. В спектакле Eurepica.Challenge он используется четырежды. Один раз, когда актриса курит - эта проблема решается с помощью специальных сигарет на травяной основе, не дающих сильного воспламенения. Второй момент - актриса поджигает тряпичный фитиль бутылки с «коктейлем Молотова». В этом случае подбирается горючий состав, который дает пламя, но может быть быстро погашен - не на бензиново/керосиновой основе, а на масляной, по аналогии со светильниками. Светильник типа керосиновой лампы используется в третьем случае - там используется то же масло.
Четветрый случай - самый сложный. В польском фрагменте, завершающем первый акт, актриса поджигает бумажный экран, за которым стоит актер. Изначально, во время премьерных показов 9 спектаклей в Лунде, мы использовали большой экран, который очень эффектно сгорал, выбрасывая фонтан пепла. Здесь же, в результате переговоров с пожарной инспекцией, играющей на понижение, экран сократился вдвое, и эффект от сцены снизился. Любопытно, что и тот и нынешний варианты играются в одной и той же стране, гда работает одна и та же монопольная структура - Национальная пожарная инспекция. Секрет в том, что премьерные спектакли мы играли в специально оборудованном помещении, которое после показа наших спектаклей было отправлено на реконструкцию, а в нынешнем - в пяти действующих шведских театрах.
Вот так выглядел фрагмент спектакля во время показа в Лунде -
А вот так он выглядит во время нынешнего тура -
Еще один технический нюанс нынешнего тура - «все с собой». Мы перевозим с собой все - начиная от арбузов и чипсов, используемых в спектакле, и закупленных на весь тур, включая репетиции и прогоны, и заканчивая кабелями, фонарями, пультами и напольным хореографическим покрытием.
Весь этот «джентльменский набор» грузится в фуру, она переезжает в следующий город, вещи распаковываются и занимают свое место на сцене. Весь процесс подготовки сцены к спектаклю занимает около 8-9 часов. Занимаются этим 2 шведских техника и 5 наших.
Когда я писал эти строки, возникла еще одна «шведско-этническая» техническая проблема. За кулисами во время спектакля постоянно необходима вода, используемая во время представления. Воды нужно около 3-4 полуторалитровых бутылок. Вода в Швеции одна из самых чистых в мире, и все пьют воду из-под крана, а потому в провинциальных городах обнаружить бутыли с водой не всегда легко. При этом, использовать стеклянные кувшины за кулисами во время спектакля категорически запрещено. Выход был найден: куплены бутыли с газированной водой, вода вылита, бутыли наполнены водой из-под крана.
А это единственный предмет реквизита, который мы не можем заготовить впрок -
photo: © kilgor_trautt