10 апреля (вторник) 2012
(продолжение)
Kaikōzan Jishōin Hase-dera
К храму
Hase-dera мы пришли в 16:55, а ровно в 17 уже переставали пускать посетителей. Мы чудом успели! Таким образом, у нас оставалось ровно полчаса до закрытия.
Быстренько купив билеты по 300 йен (120 руб), мы поспешили войти.
К билету прилагался буклет с информацией:
Посетителей в это время практически не было, если не считать человек 15 таких же припозднившихся, как и мы. Но они редко попадали в кадр, так что здесь у нас почти безлюдные фотографии территории храма.
После входа попадаем в прекрасный сад, красоты которого мы ещё осмотрим перед самым уходом.
Статуя
Fureai Kannon, богини милосердия. Эту статую можно трогать и тереть. Изначально буддийские статуи были неприкосновенны. Но известный скульптор
Nishimura Kocho, наш современник, изготавливающий буддийские статуи, решил, что можно сделать статую, к которой смогут прикасаться страждущие. Идея стала настолько популярной, что подобные статуи распространились по многим храмам Японии.
Немножко истории.
Согласно легенде, в 721 году нашей эры благочестивый монах Tokudo Shonin нашёл большое камфарное дерево в горных лесах близ села Hase в регионе Nara. Он понял, что из этого огромного ствола он сможет вырезать целых две статуи Одиннадцатиглавой Каннон. Статуя, которую он вырезал из нижней части дерева, была установлена в храме Hase-dera возле города Nara, статуя же из верхней части была сброшена в море с молитвой, что она будет появляться, чтобы спасать людей. Пятнадцать лет спустя её выбросило на берег в недалеко от Камакуры. Статую доставили в Камакуру и возвели в честь неё храм. С тех самых пор храм Hase-dera был известен как 4-е из 33-х святых мест в районе Канто.
Храм Hase-dera расположился как бы на двух уровнях. А ещё где-то тут, на другой стороне пруда, есть пещера
Benten-kutsu, которая представляет собой длинный извилистый туннель с низким потолком. В ней находятся статуи, посвящённые богине моря Benzaiten, единственной женщине из семи богов удачи в японской мифологии. Увы, пещеру мы не видели и даже не подозревали о её существовании.
Вот перед нами Jizo-do, зал, посвящённый Бодхисаттве Jizo-Bosatsu. Вокруг - множество каменных статуэток Jizo, их ставят тут и наряжают, чтобы успокоить души нерождённых детей.
Пруд, сделанный в форме свастики. С санскрита "свасти" - приветствие, пожелание удачи. Один из самых древних символов, использующихся разными народами мира, символ свастики - 卐 или 卍 - чаще всего связан с Солнцем или вращением вокруг неподвижного центра, зарождения жизни. В Японию попала через Китай, который получил её от буддистов Индии.
На эту фигурку полагается лить воду ковшиком, который специально лежит рядом:
Задумчивый какой. Не смогла узнать, кто это.
Поднимаемся выше, на второй уровень.
Поднявшись по ступенькам, справа сразу видим вот такого счастливого Хотэя:
Справа - колокольня, слева - зал Amida-do:
Amida-do - это зал, в котором находится статуя защитника от злых духов Yakuyoke Amida Buddha, одна из шести главных статуй Амиды в Камакуре:
Эта 2,8-метровая статуя была изготовлена по заказу первого сёгуна Японии, Minamoto no Yoritomo, в 1194 году.
Фотографировать внутри было запрещено, поэтому нашла фото в интернете:
А ещё где-то здесь мы могли бы увидеть (если бы так не спешили) совершенно замечательную вещь.
Это
деревянное било (ударный музыкальный инструмент) в виде рыбы, называемый
mokugyo. Оно представляет собой нечто типа лежащего полого бубенчика, по которому сверху бьют колотушкой, обычно этим занимаются священнослужители при чтении молитв. Этот же - посмотрите какой красавец! Самый большой в мире. Уж не знаю, почему это рыба, - по-моему, больше похоже на дракона.
фото:
A.BrownПо этой
ссылке можно даже послушать, как звучат mokugyo разных размеров. Или посмотреть на
youtube.
Осенью мы с
pillager_sp чуть такой не купили, только тот был простенький и небольшой, без всяких узоров.
Курильня перед залом Амида-до:
Позади меня - зал
Daikoku-do, в котором можно увидеть одного из семи богов удачи. Daikokuten - сияющий широкой улыбкой бог богатства и урожая и зачастую изображается с золотым молотком и стоящим на тюках риса (см. ссылку).
Впереди мы видим интересную скульптурную группу. Сейчас я постараюсь подробнее рассказать о каждом персонаже.
В центре восседает на лотосе
Taishakuten (санскр. Indra), один из величайших защитников, могучий командир четырех Стражей:
И его окружают сами Стражи, хранители четырёх сторон света, четыре Небесных Короля
Shitennō, попирающие ногами злых демонов
Jyaki. Стражей изображают грозными воинами, часто с огнём за спиной. Этакие свирепые симпатяги!
Zōchōten (хранитель Юга):
Jikokuten (хранитель Востока):
Kōmokuten (хранитель Запада):
Tamonten (хранитель Севера):
Следы ног самого Будды:
Вот это небольшое здание - архив сутр -
Kyozo Sutra Archive. Внутри мы не были, но, похоже, там интересно (см. ссылку).
А вот главное здание комплекса,
Kannon-do:
Внутри же - самое большое сокровище Камакуры - Одиннадцатиглавая Каннон (Ju-Ichimen Kanzeon Bosatsu). Сама статуя является одной из крупнейших деревянных статуй в Японии, её высота 9,18 м и она покрыта позолотой. У неё 11 голов, каждая из которых представляет собой отдельный этап в поисках просветления.
Мы едва-едва успели до закрытия (ведь даже не представляли, что тут интересного, т.к. я заранее толком не удосужилась изучить все-все достопримечательности, которые мы теоретически можем посетить). Итак, вошли мы в зал, внутри царил полумрак, свойственный всем буддийским монастырям. Я машинально схватила со стойки листовку на английском - это оказался гид для детей, ну как раз для нашего уровня ))))
И в этом полумраке мы застыли перед огромной статуей Каннон. (Фото утащены из интернета, внутри даже в голову не пришло снимать).
Затаив дыхание, с благоговением и почти священным трепетом я стояла и смотрела на эту исполненную покоя фигуру снизу вверх...
Очень сложно было потом возвращаться. Я имею в виду - в себя.
Неожиданно - памятник какому-то японцу. Знать бы ещё, кто это.
Очень красивая статуя. Не опознана.
А с площадки открывается вид на город и залив:
На табличках предупреждение о птицах, которые могут выхватывать еду. Птицы действительно летали, большие - типа ястреба.
Спускаемся вниз, посмотрим на сад поближе.
Пришло время уходить. Окидываем территорию прощальным взглядом.
И к выходу.
До станции Камакура решили пройтись пешком. На часах всего-то половина шестого. Скоро начнёт темнеть, но пока ещё светло, да и путь нам предстоит не такой уж долгий. Надо сказать, дорога до станции заняла у нас 1 ч 10 мин, и по дороге мы успели насладиться спокойной атмосферой города Камакура.
Огромные такие бобы! Сантиметра 3-4.
Неспешно опускаются сумерки.
Вау! Дом полностью увит каким-то плющом!
А эти фотографии просто для сравнения - первую снимала без вспышки, при реальном освещении, вторую со вспышкой:
Внутри фонарных столбов вмонтированы лампочки. Не знаю, зачем это, но красиво ведь!
Многие магазинчики еще открыты, и я, честно говоря, заходила бы в каждый. Но Наташа, видимо, устала, и практически не оглядываясь целенаправленно шла к станции, а я боялась упустить её из виду. Хех, когда я ещё сюда приеду?!.
Ну вот мы и дошли до станции. Осталось купить билет и расслабиться в ожидании поезда.
На платформе было довольно прохладно, и сиденья были холодные. Кажется, здесь даже не было стеклянной будки для ожидания, если я ничего не путаю. Или мы принципиально решили в неё не лезть. Выпили по баночке чего-то горячего, благо что автоматы с напитками на платформе стояли в неимоверных количествах, впрочем, как и везде.
Очень мне понравился постапокалиптический вид с платформы вот на этот плакат. Словно цивилизация давно канула в вечность...
Интересно, они специально его оставили в таком виде? Или просто руки не дошли? Хотя чтобы у японцев до чего-то не дошли руки - это просто нонсенс.
Otsuka
Около половины 11-го вечера мы, не заходя в гостиницу, решили перекусить суси. Это суси-кайтэн (конвеер с тарелочками, которые ездят по кругу). Народу тут всегда много, а мест мало. Но нам удалось найти свободные стулья. Внутри не развернёшься, чтобы сделать фото, поэтому засняла на память только вход, ну и как Наташа расплачивается за свою порцию. )))
Придя в гостиницу, скинув фотографии на ноутбук, я засела за письмо Кеничи. Я испытывала смутные душевные терзания за то, как бесцеремонно вела себя н фотосессии, как впаривала ему и отбирала обратно балалайку, чтобы фотки получились какие я хочу. Бррр, как вспомню, так вздрогну... Спасибо Ане, она прислала перевод, и почти в полночь я отправила письмо, и со спокойной душой легла спать.
На завтра у нас запланирован Аквариум!
(продолжение следует)