Появилась в 1830-х годах. Первое название - Графская (местность в то время иногда называлась Графская гора). Но очень скоро, в связи с расширением немецкой колонии, ее переименовали в Немецкую. В 1857 году, с окончанием строительства лютеранской кирхи Святой Екатерины, улица получила новое название - Лютеранская. В 1865 году переименована на Анненскую в честь киевского генерал-губернатора Николая Анненкова, облагородившего и расширившего улицу. Однако новое название не прижилось, и в народе по-прежнему звучало "Лютеранская". В 1919 - 1992 годах носила имя Фридриха Энгельса.
Сильно пострадала во время пожара 1941 года. При восстановлении и расширении Крещатика были убраны проезд (теперь вход с Крещатика на Лютеранскую венчает арка) и дома №№ 1 и 2. Начинается улица с №№ 3, 4.
Дом № 3. Желтый снаружи, зеленый внутри квадратного двора. До революции на этом месте была популярная в Киеве "Варшавская кофейня", задняя комната которой предназначалась для игры в шахматы. Считается, что именно ее описал в своем рассказе "Марабу" Куприн.
Дом № 6. Построен в 1905 году в стиле модерн. Архитектор Мартин Клуг.
Между домами № 6 и № 8 открывается вид на "Дом со звездой" (Крещатик, 25).
Во дворе дома № 7 с 1950-х годов находится фонтан с влюбленными пеликанами. Говорят, что его создавали пленные немцы. К сожалению, сейчас фонтан не работает. Но все равно, возле него можно загадывать желание.
Сам двор такой:
Во двор дома №9/9 ведет дорожка из арнамента. Авторы - художники из мастерской одежды.
Дом № 10. Гимназия имени Леси Украинки. Открыта с 1 сентября 1955 г.
Дом № 13. Креатив туристической компании "Поїхали з нами".
Дом № 16. Легендарная богодельня Сулимовка. Построена в 1833-1835 годах потомками гетьмана Ивана Сулимы. Здесь находились церковь Александра Невского (с 1868 г.), приют для престарелых женщин, пансион для бедных девочек от 9 до 18 лет, обучающихся в Фундуклеевской гимназии, женское рукодельное училище. Тут же обучали грамоте. В 1919 году богадельню закрыли. К сожалению, из всего большого комплекса Сулимовки пережить советскую власть удалось только одному корпусу.
Возле дома № 18 находится люк, используемый с 1890 года, когда провели первую правительственную телефонную связь. Говорят, под ржавчиной имеется надпись "Правительственный телефон".
Понравилась парадная под деревом в доме № 19. Если б еще ступеньки в порядок привели.
Дом № 22. Лютеранская кирха Святой Екатерины (1857 г.). Автор проекта Иван Шторм, осуществлял строительство Павел Шлейфер на месте прежней, деревянной церкви. Церковь стала центром лютеранской общины. Ниже по улице располагалась немецкая школа, позднее преобразованная в мужское реальное училище имени святой Екатерины и женская гимназия, в глубине участка стоял дом для бедных Евангелистского благотворительного общества, а на противоположной стороне улицы стоял особняк пастора. Помимо своего изящества и элегантности, кирха славилась и прекрасной акустикой. Позднее купец первой гильдии Кельн пожертвовал для церкви орган, община купила у художника Берга образ "Явление Спасителя апостолу Фоме". Был в кирхе и образ Святой Екатерины.
В 30-е годы 20-го века здание Лютеранской церкви занимал клуб воинствующих атеистов.
Служба в церкви возобновилась в 2000-м году. Сегодня, после десятилетий забвения, кирха святой Екатерины являет собой вновь полноценный храм с органом и колоколами.
Во время Евромайдана помещение церкви использовалось для помощи раненым учасникам протестов.
Дом № 21/12. Дом научных работников - кооперативный дом, построенный Академией наук в 1931 году. В нем проживали ученые с мировым именем: ботаник Николай Холодный (основоположник фитогормональной теории тропизма, объясняющей движение растений при росте), учитель Сергея Королева математик Михаил Кравчук, основоположник отечественной школы сварки Евгений Патон, эпидемиолог Александр Корчак-Чепурковский, биохимик Александр Палладин и другие.
Дом № 23. "Особняк плачущей вдовы". Назван так из-за того, что во время дождя по щекам каменной красавицы, венчающей фасад дома, текут слезы. Здание построено в 1907 г. по проекту Эдуарда Брадтмана, одного из первых киевских архитекторов, работавших в стиле модерн. По легенде дом принадлежал какой-то безутешной вдове, однако на самом деле его заказал купец 2-й гильдии Сергей Аршавский. Ни он, ни его семья на тот момент не бедствовали, поэтому плач женщины остается загадкой.
Строительство особняка стоило Аршавскому больших денег. В результате он потратил больше, чем мог себе позволить. Долги вынудили купца сдать второй этаж в аренду, а в 1913 г. и вовсе продать.
В настоящее время особняк является одной из официальных киевских резиденций Президента Украины. Здесь останавливались Владимир Путин, Мадлен Олбрайт, Кондолина Райс, принц Андорры, президент Бразилии и множество других высокопоставленных гостей.
Женский маскарон на доме № 25. До революции - доходный дом купца 2-й гильдии Рудольфа Пфалера. Построен в 1898-1899 гг. архитектором Владимиром Николаевичем Николаевым в эклектичном стиле. В 1938 году в здании открылась школа № 78. Ее первым диретором стала Вера Иосифовна Гатти - дочь итальянца и русской. Во время революции Вера Иосифовна окончила курсы медицинских сестер и приняла активное участие в гражданской войне (в рядах Красной Армии). После войны поступила в Киевский университет, в 1926 году окончила аспирантуру, преподавала историю. С началом Великой Отечественной войны добровольно пошла на фронт, работала в госпитале, попала в плен, из которого сбежала и вернулась в оккупированый Киев. Активно включилась в подпольную борьбу в партизанском отряде им. Попудренко. Погибла в бою 30 июня 1943.
Угловой дом № 28/19. Построен в 1901 году в стиле модерн. Небольшие декоротивные купола - влияние венского модерна (венский сецессион). Но витальные орнаменты из листьев каштана возвращают обратно на родину, в объятия киевской разновидности модерна.
В доме № 33 в 1898 г. поселилась семья Паустовских. Никто из соседей и подумать не мог, что 6-летний сын новых квартирантов, Костя, станет знаменитым писателем и опишет свое киевское детство в автобиографической "Повести о жизни" (первая часть - "Далекие годы").
Лютеранская улица упирается в скандально известный Кловский лицей. Но это уже совсем другая история, а мы, вслед за Александром Куприным, повторим: "Свежий воздух улицы любовно принял меня, и, сладостно зажмурившись, я засмеялся высокому солнцу."