«Протест - это когда я заявляю: то-то и то-то меня не устраивает.
Сопротивление - это когда я делаю так,
чтобы то, что меня не устраивает, прекратило существование»
Ульрика МайнхофИтак, состоялось. Первый бой будущей гражданской войны в Украине начался совершенно неожиданно для обеих сторон, и по совершенно пустячному поводу. Проистек быстро, весело и бескровно. И закончился разгромным поражением режима. Поражением, значение которого еще толком не поняли ни режим, ни его противники.
Да, я говорю именно о DDoS-атаках, которыми украинское общество ответило на закрытие портала EX.UA. Не много ли пафоса? Думаю, нет. И дело не в закрытом файлообменнике. Все вопросы, связанные с копирайтом, лицензиями, халявным скачиванием файлов и т.д. имеют к этой истории не большее отношение, чем сорт червивого мяса и латинское название червей к восстанию матросов на броненосце «Потемкин». А вот сами февральские DDoS-атаки вполне могут в нашей ближайшей истории сыграть ту роль, что сыграл «Потемкин» для русской революции 1905ого.
Реакция общества в данном случае на порядки важнее, чем вызвавший ее непосредственный повод. Вполне очевидно, что закрытие файлообменника стало для тысяч людей просто последней каплей, и долгожданной возможностью наконец дружно высказать режиму свое отношение.
Что здесь важно? Многое: форма протеста, его адресация, состав участников, их организация, реакция режима, достигнутый результат.
Начну с главного. Впервые за последние десятилетия с властью даже не пытались договариваться. Впервые не было петиций, обращений, требований, подписей, даже ультиматумов. Власть сразу, с первой минуты, стали просто «валить». Что характерно, никто (!) не высказал на этот счет ни малейших сомнений. Обсуждалось только КАК именно эту власть лучше валить, даст ли это результат и т.д. Но никто не предлагал никаких переговоров. И в этом принципиальное отличие февральских DDoS-атак от всех предыдущих противостояний: харьковской «войны за лес», «предпринимательского Майдана», «анти-Табачной кампании», даже от выступлений чернобыльцев и афганцев с театрализованным штурмом забора перед Радой. Раньше к власти обращались, с ней пытались вести диалог, применяя различную аргументацию. Власть сделала все от нее зависящее, чтобы показать обществу: с ней нет смысла говорить, с ней невозможно договориться - не с кем, не о чем, и все равно обманут. Общество посыл уловило, приняло к сведению, переварило, и наконец определилось со своим отношением. «Не верь, не бойся, не проси» - так теперь строят граждане свои отношения с временными как-бы-властями (нелегитимными уже ни юридически, ни морально). Мелким уркам не выдвигают условий, их не приглашают к переговорам - их сразу молча и уверенно бьют по морде. Именно так отреагировало общество на закрытие EX.UA.
Скажете, есть отличие интернетных кампаний от «реальных»? Вспомните закрытие файлообменника Инфостор пару лет назад. Повод к конфликту был в точности таким как сейчас, а действия МВД с правовой точки зрения еще менее обоснованы. И пострадала от закрытия та же сетевая аудитория, и она же организовывала протесты. То есть по большому счету это были те же самые люди. Но тогда эти люди еще жили в другой стране, с иным представлением о власти и обществе. Потому протест вылился в десятки тысяч подписей под петициями, и в хождение к властям с пикетами и опять же петициями. Сейчас те же люди в той же ситуации радостно и дружно «мочили» власть, не унижаясь до попыток диалога.
Уже одно это принципиально выделяет февральские DDoS-атаки среди всех проявлений протестных настроений в Украине. Перейден главный рубеж - людям стало глубоко наплевать на легитимность своих действий. И давайте не будем делать вид, что хотя бы кто-то из участников DDoS-атак всерьез считал, что ну совсем-совсем ничего не нарушает Да, я сам чуть ниже приведу «правильную» правовую трактовку наших действий - то есть ту, которую нужно «на голубом глазу» писать в ментовском протоколе, если придется давать пояснения Но ведь на самом деле мы все, десятки тысяч людей, вполне осознавали, что делаем что-то ну как минимум не вполне законное И уж точно прекрасно осознавали ожидаемый результат своих действий в виде «повисших» режимных сайтов - иначе просто бы в этом не участвовали И это не только никого не остановило - скорее раззадоривало И особых дискуссий не вызывало - спорили о том, КАК делать, ну пусть даже о том ЕСТЬ ЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ так делать, но ни разу (!) - о том, ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО так делать! Преодолен психологический барьер между «ПРОТЕСТОМ» и «СОПРОТИВЛЕНИЕМ». По украинским улицам и офисам ходят десятки, если не сотни тысяч правонарушителей, абсолютно уверенных в своей моральной правоте во время недавних DDoS-атак, то есть в своем праве самим решать, кто на что имеет право в нашей стране. И вот это - уже революция, произошедшая именно там, где все революции и начинаются: в наших головах. Мы уже ЗНАЕМ, что ИМЕЕМ ПРАВО ПОСТУПАТЬ С ЭТОЙ ВЛАСТЬЮ КАК ЗАХОТИМ. Остальное - вопрос техники.
Не менее важна адресация протестов. Первой мишенью атаки стал сайт МВД, то есть ведомства, непосредственно отвечающего за закрытие портала. Но буквально сразу «валить» стали и сайт Президента, и Кабмина, и Службы безопасности, и Верховной Рады, и даже Партии Регионов. С этого момента любому было очевидно, что EX.UA - не более чем повод, а подлинная причина протеста гораздо серьезнее. Народ под предлогом борьбы за EX.UA высказался в принципе по вопросу отношения к этой власти. Закрытие файлообменника стало символом всех остальных «закрытий» - от «закрытия» свободы слова в прессе и «закрытия» политзеков, до закрытия предприятий азаровской налоговой. Мишенью протеста стали не персонально отдельные «пупкины», и даже не одно конкретное ведомство, а именно ВЕСЬ РЕЖИМ, воспринимаемый как некая целостность, и весь в целом противостоящий НАМ - гражданам Украины. Нет отдельных чиновников, хороших или плохих - есть МЫ и ОНИ, то есть НАРОД и РЕЖИМ. И это тоже принципиальная новация, маркирующая очень важные процессы в мозгах людей. Против отдельных чиновников и ведомств - протестуют, режимы - свергают.
Итак, раз уж общество определилось с тем, кто такие «ОНИ» и как к ним относиться, не мешает оценить состав «МЫ». В этом плане февральские DDoS-атаки также весьма показательны. В ходе организации и проведения DDoS-атак в социальных сетях не возникало никакого регионального или языкового разделения. Активность участников на Юге и Востоке не уступала активности киевлян или галичан. Также принципиально не обсуждались политические симпатии или антипатии участников атак касательно любых украинских партий или политиков. Был быстро найден принципиальный консенсус по двум «конкретным» вопросам: кто виноват? - власть, режим в целом, и что делать? - «мочить» режим через атаку на его представительства в Интернет - пространстве. И столь же консенсусно любые другие вопросы были вынесены «за скобки», до лучших времен. Такая модель уже была опробована «в реале» во время «предпринимательского Майдана», и дала неплохие результаты. DDoS-атаки еще раз блестяще подтвердили ее жизненность во всех ситуациях, кроме разве что выборов. При том, насколько различны взгляды наших граждан на историю, политику и тем более политиков, наиболее эффективным путем объединения представляется именно ситуативное консенсусное объединение для выполнения вполне конкретных оговоренных общих действий и достижения конкретных наперед заявленных целей, с «вынесением за скобки» всех остальных вопросов.
Интересен социальный состав участников. Массовость DDoS -атак (да и опрос лично знакомых автору «февральских хакеров») показывает, что это явно были не «маргиналы», и даже не только «продвинутая молодежь». Основу движения составили «офисные хомячки», то есть как раз та прослойка нашего населения, которая максимально близка по образу жизни и ментальности к «среднему классу» (истинного «среднего класса» у нас ИМХО пока нет, но это тема совсем другого поста). К чему это я? Да к тому что, во-первых, именно этот класс в свое время привел к власти сначала Ющенко, потом Януковича; так что окончательное разочарование этого класса в нынешнем режиме делает революцию неизбежной, и весьма скорой. А во-вторых: то, что в авангарде приближающейся революции снова, как и в 2004-м, идет «офисный планктон», во многом определяет сам характер этой революции. Увы, сейчас никто не даст гарантии, что новая революция будет «бархатной». Характер нынешней власти скорее говорит об обратном - ЭТИ будут стрелять в восставший народ, и народ ответит тем же… А вот громить магазины и рестораны «офисные хомстеры» не пойдут никогда, а раз начнут революцию именно они - значит, и остальные революционные массы грабежами не займутся. И на поиск «лиц с не той формой черепа» «революционный планктон» не разведется, ну совсем уж не то образование и мировоззрение… Так что недавние DDoS -атаки дают четкий и неожиданно оптимистический прогноз касательно некоторых опасений, высказываемых при обсуждении приближающегося конца режима.
Посмотрим также на организацию DDoS -атак. Сама по себе самоорганизация через социальные сети - явление относительно новое, но уже отлично себя зарекомендовавшее, в частности в ходе «арабской весны». Хочу отметить принципиальное отсутствие в данном случае каких-либо попыток создать хотя бы временные координирующие структуры, полную анонимность как инициаторов так и всех участников движения. Увы, такой подход является эффективным далеко не всегда, даже напротив - для решения большинства позитивных задач он неприменим. Но вот для решения многих задач по расшатыванию и даже свержению режима он может оказаться весьма успешным. Главный залог успеха кампании - четкость инструкций для каждого индивидуального участника, и возможность выполнить эти инструкции каждому самостоятельно, независимо от других. Этот подход вполне годится не только для интернетных кампаний, но и для весьма многих действий в «реале», от расклейки листовок до изготовления «коктейля Молотова»
Все сказанное выше имело бы смысл даже в том случае, если бы режим никак не отреагировал на вызов. Но он отреагировал, и именно эта реакция сделала победу DDoS-атак совершенно блестящей, с «сухим счетом» +100500:0 в пользу общества
Прежде всего, власть реально испугалась совершенно виртуальной атаки. Ну ведь очевидно, что наши власти совершенно дремучи и допотопны в техническом плане, и что реальная работа МВД, СБУ, АП и других органов власти даже на 1% не зависит от работоспособности их сайтов. То есть даже если бы все их сайты «лежали» до сих пор, их власть в «реале» не пошатнулась бы ни на секунду. Но оказалось, что для НИХ принципиально важно КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ, и потому ситуация, когда хотя бы в виртуальном пространстве что-то вдруг совершенно вышло из-под контроля, вызвала панический страх. Отсюда истеричные заявления, лихорадочные попытки восстановить работу сайтов любой ценой (кстати, забавно, что первым делом восстанавливали сайт ПР, и только потом - государственные ). Но главное - когда они поняли, что привычными им методами (арестовать десяток лидеров) восстановить контроль над ситуацией не удастся, они СРАЗУ СДАЛИСЬ! Запуск EX.UA после первого же дня атак - позорная капитуляция режима, и это сигнал всем нам: ОНИ НАС БОЯТСЯ! Как только мы в состоянии нанести им более - менее скоординированный удар, эта гопота банально «делает в штаны», и идет на любые уступки. Так что их окончательное поражение зависит только от нашей организованности.
На фоне неожиданной победы почти незамеченными остались комментарии МВД после окончания атак. Напомню: было заявлено, что «атаки организовали несколько человек», и что «большинство участников атак на самом деле сами об этом не догадывались, хакеры использовали их компьютеры без их ведома». В этих абсурдных заявлениях важно все. Прежде всего, режим очень боится признавать свою непопулярность в массах. Для режима критично имитировать если не народную любовь, то как минимум всенародное равнодушное терпение, и представлять любые протесты как дело «кучки маргиналов». Само по себе признание массовости протестов уже является для них столь значительным поражением, что именно этого они будут избегать любой ценой - даже выглядя полными идиотами, как в этих заявлениях.
Но не менее важно, что анонсировано намерение режима вычислить отдельных «лидеров» и «организаторов», в количестве нескольких человек, и «пришить» им за DDoS-атаки уголовные дела. Далеко не факт, что такая попытка действительно произойдет. Однако активисты «налогового Майдана» до сих пор под судом по абсурдному обвинению в «повреждении гранитной плитки». А DDoS-атак нанесли режиму куда как более ощутимый моральный и политический урон, чем окончившиеся почти ничем (хотя в какой-то короткий момент и напугавшие режим «до намочения штанов») выступления предпринимателей. Так что «процесс хакеров» отнюдь не исключен в ближайшем будущем. И вот в этом случае исход не только судебного процесса, но и вообще противостояния между режимом и обществом будет полностью определяться нашей реакцией.
Прежде всего, на индивидуальном уровне каждому из нас, кого могут вызвать повесткой по этому делу, ни в коем случае нельзя отрицать свое участие в отправке сообщений на гос. сайты. Но - никаких DDoS-атак! Формально все просто: мы с вами, точнее КАЖДЫЙ ИЗ НАС САМОСТОЯТЕЛЬНО, просто воспользовались своим законным правом - отправили запрос в защиту незаконно закрытого портала EX.UA в органы государственной власти (а также на сайт правящей партии ). А почему не один запрос, а по 500 в секунду? Так ведь считали вопрос очень важным, и стремились обратить на это внимание властей! И что же тут противозаконного - ведь эти сайты именно для общения с гражданами и созданы, за наши, налогоплательщиков, деньги! В стране 46 миллионов людей, так что потенциально даже они все могут как-то взять и единовременно обратиться на любой из гос. сайтов Как, ваши сервера не рассчитаны на 46 миллионов запросов одновременно?! Так это ваши проблемы, что себе ваши админы думают?! Должны быть рассчитаны, за наши-то денежки!
А на коллективном уровне - если кого-либо заберут за организацию DDoS-атак, очень важно будет сразу с ними солидаризироваться. Во-первых, пока ребята будут сидеть, DDoS-атаки должны будут не прекращаться, и ни один режимный сайт просто не должен работать, пока всех не выпустят и дело не закроют. А во-вторых, всем нам надо будет везде публично заявлять, что МЫ ВСЕ участвовали в кампании обращений, которую теперь менты считают DDoS-атакой и «шьют» ребятам; участвовали КАЖДЫЙ САМ, без лидеров и организаторов. Такие обращения и синхронная повторяющаяся DDoS-атака решит сразу несколько проблем: моральная поддержка ребят, пока они будут сидеть; наглядная демонстрация того, что протест реально массовый, а не «имитированный группой хакеров - злоумышленников»; наконец, развитие достигнутого февральскими DDoS-атаками морального успеха - победы самоорганизованного сетевого сообщества над режимом и его репрессивным аппаратом.
А там, глядишь, в какой-то момент произойдет еще что-то, сегодня не прогнозируемое, и на первый взгляд столь же пустячное и несерьезное, как закрытие EX.UA, но попавшее «в то время и в то место». И недавняя дружная атака граждан на режим повторится в «реале», только вместо сайтов будут сами АП, МВД, СБ и Кабмин, а «на выходе» - вполне реальная «перезагрузка», но уже не отдельного портала, а всей страны, временно «заблокированной» режимом.