М17 Центр современного искусства представляет

May 15, 2010 10:42



М17 Центр современного искусства

03150, г. Киев,ул. Горького (Антоновича), 104
тел. 067 657 59 53
Открытие 22 мая 2010

Куратор: Алексей Титаренко

Задача. Поддержка и продюсирование украинского современного искусства (contemporary art). Работа с молодыми художниками.
Стратегия последовательной интеграции современных украинских художников на ключевые мировые биеннале, ярмарки, аукционы, международные выставочные проекты. Создание феномена «Украинской волны».

Площадь: 1600 кв.м, 2 этажа

Семя Оливы
Кураторы: Акилле Бонито Олива, Рим
Алексей Титаренко, Киев

Художники:
Александр Гнилицкий, Александр Ройтбурд, Илья Чичкан, Василий Цаголов, Виктор Сидоренко, Юрий Соломко, Максим Мамсиков, Илья Исупов, Дмитрий Кавсан, Матвей Вайсберг, Анатолий Степаненко, Руслан Тарабукин, Андрей Сагайдаковский, Игорь Гусев, Александр Клименко
Перформанс на открытии театра лабораториума ИЛИ и группы SYN

При поддержке:
Управления культуры Киевской Городской Государственной Администрации
Итальянского Института культуры в Киеве

Алексей Титаренко:
«Семя Оливы» - так когда-то назывался текст молодого Саши Гнилицкого. Далекий итальянский Олива был для нас легендарной, полумифической личностью. В конце 1970-х Акилле Бонито Олива придумал красивую сказку о том, что время сухого, выморочного концептуализма-минимализма кончилось. Нашел несколько молодых итальянских художников, писавших громадные непричесанные холсты. Назвал все это лихим буденовским словом трансавангард, издал пару книг, сколотил чуток выставок - и по всему миру в 1980-е хлынула волна горячей, чувственной живописи.
Несколько капель докатилось до Украины - в виде слухов-мифов-репродукций. Нам хватило и этого. Семя Оливы пало на благодатную почву. Живописеодержимая Украина мечтала о таком мифотворце. И он явился. Украинский трансавангард , всколыхнувший, в свою очередь, всю Москву - там это назвали «южнорусской волной». Мощная, слегка безумная, чуток психоделическая волна захлестнула Москву и окрестности.
«Номадизм-эротизм», «идеология предателя», тотальная деконструкция старого искусства - тогда эти словечки Оливы неслись весенним ветром из далекой Италии. Все у нас хотели быть предателями старой правды. И все умели писать! Покойный Олег Голосий на Паркомунне за ночь писал громадный холст, два на три, три на четыре. То, что делали тогда Голосий, Гнилицкий, Савадов, Цаголов и др. мало походило на реальный итальянский трасавангард - Клементе, Палладино, Киа, но что в Киеве была далекая итальянская Гекуба! Всех тогда нес этот самый весенний ветер. Так, by the way, когда-то было в России с футуризмом: что-то слышали об итальянских футуристах. Придумали сами - оказалось еще интересней.
Сегодня мир опять устал от сухого, выморочного постмодернизма. В воздухе опять пахнет чувственной, непричесанной живописью. Гранд-галерист Чарльз Саатчи распродает объекты-инсталляции - объявил «пятилетку живописи». Их есть у нас! Украинским детям Оливы только по 40-50. В трудном рукотворном ремесле - самый расцвет, вспомните Тициана. Посмотрите на итоги последних аукционов - Sotheby's, Christies, Phillips. Школа, генетика - живопись у нас в крови. «В крови у ваших художников какая-то дикая энергия» - говорит Джоанн Викери, директор Русского отдела Sotheby's. Старушка Европа подустала, энергии бродят на ее восточных окраинах. Была китайская волна, потом индийская, почему бы нам не подумать о нагнетании украинской? Вольем свежую семя в дряхлеющее лоно старушки! Ударим горячей Ukrainian Wave по холодной стерильности постиндустриального мира! Слова сами выстраиваются в лозунги - время пришло. Вон и сотбисовский лорд Полтимор вторит Викери: «Мы так ждем чего-то от Украины».
Новый ЦСИ «М-17» создается прежде всего для нагнетания этой волны. Нас ждут «Арт-Базель», Freeze, FIAC. Почему на крупнейших мировых арт-ярмарках до сих пор нет ни одной украинской галереи? Где украинские проекты на Венецианской и Стамбульской биеннале, Биеннале Сан-Пауло etc., etc. От России на прошлой Венецианской биеннале был официальный проект в официальном павильоне, четыре спецпроекта от различных фондов и музеев, еще и нечто поэтическое от Московского поэтического клуба. Кто мешает нам?
Да, на аукционы пустили, но те же Полтимор и Викери в один голос: «Мало выставить на аукционе просто хорошую работу, у нее должен быть провенанс, участие в серьезных международных проектах. Где Ваши проекты?». Вышеупомянутый монстр рекламного дела Чарльз Саатчи это понял сразу: первое, что он сделал, это запустил в 1997 выставку молодых британских художников «Сенсация» по миру. В Берлине выстраивались очереди, в Нью-Йорке ее даже пытался закрыть мэр. Вчерашние студенты вернулись в Лондон сенсационными звездами.
Готовим украинскую сенсацию.

Акилле Бонито Олива
Родился в 1939 в Каджиано, близ Неаполя
Профессор истории искусства университета «Ля-Сапиенца», Рим.
В конце 1970-х выдвинул теорию трансавангарда, которая через некоторое время (совсем короткое) оказала магическое воздействие на становление новой украинской живописи.
В 1980 - придумал специальный павильон для молодых художников Aperto! (Открыто!) на Венецианской биеннале и стал с Харальдом Зееманом его куратором.
Куратор Венецианской биеннале 1993 г., на которой первый и единственный раз «Золотого льва», высшую награду Биеннале, получил Российский павильон (Илья Кабаков).
Куратор 1 Биеннале в Валенсии (2001) etc., etc.
Автор десятка книг, создатель телевизионных фильмов о современном искусстве, колумнист крупнейшей итальянской газеты La Repubblica, лауреат множества литературных премий.
Начинал как поэт, участник "Группы'63", автор двух книг поэзии. Поэтов как разведчиков не бывает бывших - формальная постструктуралистская изощренность сочетается с чисто итальянской барочностью сочного языка, полного метафор.
В 1996, в эпоху легендарного кураторства Марты Кузьмы, приезжал в Киев с лекцией.
Неоднократно бывал в Москве, в 2003 Виктор Мизиано издал сборник его текстов, специально подобранных для русского читателя - "Искусство на исходе второго тысячелетия".
Previous post Next post
Up