Братья Гримм «Храбрый портной» Рисунки Наума Цейтлина (Изд-во «Детская лит-ра» Москва 1972 г.)

Nov 07, 2015 21:34

Братья Гримм «Храбрый портной»
Рисунки Н. Цейтлин
Издательство «Детская литература», Москва, 1972 год
Тираж 450 000
Цена 29 коп

Иллюстратор Наум Цейтлин. У меня уже был пост - Болгарские песенки «Праздник» Рисунки Н. Цейтлина
Вот продолжение.




Я в записях про художников-иллюстраторов перешел на новый формат:
1. Сейчас сканирую с разрешением 300dpi, файлы по ссылкам большие.
2. В каждый пост про иллюстрации буду добавлять информацию о художнике.
3. Традиционно мои "пять копеек".
4. Ссылки на посты с иллюстрациями художника.

















































О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Мне нравился, и нравится Цейтлин. Красивый, яркий, крупные формы. Вот так нужно рисовать для детей. Или лучше сказать "и так". Но братья Гримм в исполнении Цейтлина мне не нравились. Бывает такое, что художник не совпадает с книгой. У меня так было с Лемкулем и Михалковым - Сергей Михалков "Детям" Рисунки Ф. Лемкуль. И тут тоже самое.
Ну разве это немцы (мы же про Гримм)?




Это какие-то молдавские крестьяне. Все грузные. Хорошее слов вспомнил "грузные"? Немцы это Гансы и Марты, они все долговязые, с длинными носами и ... и... и скучные. Все сказал? Немцы они же толстые, веселые и в шапках с перьями.
Немцы разные. Но Я в детстве считал что Европа не "грузная", Европа это готика (я правда в те годы такого слова не знал, но ощущения были), Европа это торжество тонких линий, изящных замков и ... И Алфеевский, короче, должен Европу рисовать. Хорошо подвел базу? Серьезно, не воспринимал таких братьев Гримм, но не моё и все! И Цетлин мне нравился, и иллюстрации отличные, и братья Гримм... а вместе все не складывается.
Некоторые спрашивают, а зачем я всё это пишу, свои впечатления от книг, да и уж позабылось все, сочиняешь сейчас поди взрослую отсебятину. Нет не все забылось, и не сочиняю. А пишу потому что не исключаю, что мои записи читают не только любители книг, но и художники, пусть знают как дети воспринимают художественные работы. Знают и думаю над тем что рисовать и как рисовать, хотя я высказываю сугубо личное мнение.

Наум Иосифович Цейтлин

Цейтлин Наум Иосифович (1909 - 1997 ) Наум Иосифович родился в городе Геническ Херсонской губернии. График, иллюстратор детских книг, член Союза художников СССР. Работал также как живописец.
В начале 1930-х годов работал в редакции "Крымской газеты", где впервые были опубликованы работы художника.
Во второй половине 1930-х годов работал художником-оформителем в кинотеатре г. Геническа на Украине в Приазовье.
Во второй половине 1930-х годов Н.И. Цейтлин работал во многих московских изданиях ("Пионер","Рост", "Смена", "Молодая гвардия", "Детгиз" и др.)
В 1936-40 годах учился на отделении повышения квалификации живописцев при Московском художественном институте (класс профессора Л.Ю. Крамаренко). Годы Великой Отечественной войны был фронтовым художником  на Северном флоте, где выпускал плакаты и листовки.
в 1945 году всткпает в Союз художников СССР.
Участник Всесоюзных художественных выставок 1931 и 1950 гг. В послевоенные годы активно работает в книжной графике и в области станковой живописи. В 1946-1947 гг. занимается в мастерской Р. Р. Фалька

Среди своих учителей художник особенно выделял Фалька, в студии которого будучи уже в зрелом возрасте провел два года, совершенствуясь в живописи. Уроки Фалька сыграли решающую роль в формировании живописного видения художника, хотя он мало воспринял формальные стороны мастерства своего учителя. Живопись Цейтлина изначально тяготела к обобщенному цветовому пятну, фреске, мышлению широкими плоскостями.Так же позволю себе привести пару работ художника, так как все мы знаем Цейтлина иллюстратора, но мало кто видел другие его работы. Специально не искал, просто первое что попалось.


"Рыбак с арбузом", 1959 (картон, масло. 50 х 70)

Творчество Цейтлина многопланово. В нем присутствуют гротеск и лиричность, философская обобщенность и мир сказки. Художник стремится выразить с помощью цвета подчас трудно уловимые состояния человеческой души («Ожидание», «Ночной Ленинград», «Люди ночью»). И этой теме соответствует определенная цветовая гамма. Симфония серых, сине-красных тонов определяет настроение и в конечном счете выявляет живописный замысел. Цвет у Цейтлина обладает явно экспрессивными качествами. Это особенно заметно в серии работ, выполненных на холсте только белилами и углем. В картинах оживают ленинградские белые ночи, туманы, суровая северная зима. Здесь городской пейзаж утрачивает свои бытовые, будничные детали, и город предстает как бы плывущим, далеким, сказочным. Настроение усиливает не только цвет, но и живописная фактура.


На рейде.1948 год (холст, масло. 100х180)

Много художник работал в сфере книжной графики, в частности создавал книги для малышей: «Сказки» братьев Гримм, «Что Бывало» Б. Житкова, «А что у вас?» С. Михалкова и «Конь-огонь» В. Маяковского.
Художник, на всю жизнь связанный с иллюстрированием литературных произведений, и в своей живописи разрабатывает некоторые близкие ему литературные темы. Таковы серии картин по мотивам романа Томаса Манна «Иосиф и его братья» и поэмы Э. Багрицкого «Дума про Опанаса». Не нужно искать в них полного соответствия тексту, подробной передачи сюжета. Литературное произведение с его философской ›и поэтической символикой предстает здесь скорее как повод для поэтических сравнений, развернутого монолога художника, его воспоминаний о детстве. В этих сериях используется также взятый из кинематографа принцип монтажа, а организующим м скрепляющим началом является цвет.
(источники: Leningrad Art и Арт Панорама)

Другие публикации с иллюстрациями Н. Цейтлина:
Публикую список, как как возможно кто-то захочет посмотреть и другие работы художника.

Ц

Previous post Next post
Up