Feb 26, 2011 01:26
«...детская повесть должна открывать широкие перспективы, должна быть способна к обобщениям больше, чем книга для взрослых.
А у нас выходило одно из двух: либо неверовское "горе горькое" (говорится о повести Неверова «Ташкент - город хлебный» - прим. ), либо романтически бесшабашная удаль очень популярных в свое время бляхинских "Красных дьяволят" , которые взяли в плен аж самого батьку Махно! Где-то в промежутке между "Ташкентом - городом хлебным" и "Дьяволятами" оказались повести Сергея Григорьева "С мешком за смертью" и "Тайна Ани Гай".
В этих книгах тоже есть теплушки, и голод, и мешочники. Но постепенно темп повести все ускоряется, и вот уже вместо скучных теплушек перед нами мелькают таинственные автомобили заграничных авантюристов. На наших глазах совершается загадочное похищение героини повести. Ее спасает благородный шестнадцатилетний бандит. Повесть о революции незаметно превращается в традиционный детектив с примесью идиллического детского романа о мальчике и девочке, разлученных и ищущих друг друга.
Но Сергей Григорьев - писатель, а не случайный человек в литературе. У Сергея Григорьева есть книги, в основу которых положен более подлинный материал - такие, как "Мальчий бунт", "Берко-кантонист", "Красный бакен". Поэтому даже авантюрная его повесть не могла докатиться до прямой бульварщины».
И еще одна любопытная цитата из статьи Ю. Щекотова (Детская литература. - 1975. - №10): "...по замыслам автора "Тайна Ани Гай" должна была иметь продолжение. Но это продолжение - повесть "Улица красных зорь", выходившая не только за пределы революционной темы, но и за рамки детской литературы, - напечатано не было и осталось в архивах, потому что писатель не захотел, чтобы его герои выросли скорее, чем читатели".
*Григорьев С.,
приключения,
книги 20-х гг. ХХ в.,
книги 60-х гг. ХХ в.