Странным образом из всех историй о маяке выбивается стихотворение Маяковского - бодрое и оптимистичное. Мне кажется, большинство авторов ощущали маяк как знак рубежа, границы, на которой идет вечная борьба жизни и смерти, человеческой самоотверженности и стихии. И на этой границе души вырастают. И пусть некоторые истории сентиментальны - как "Девочка на маяке" или рассказ М.Чехова - они о поступке маленького человека. А рассказ Круковского глубок и трагичен, как судьба его надломленного, но несдающегося героя. И невольно чувствуешь некое сходство в героях Круковского и Гэллико - обреченных на одиночество, страдающих, и при этом исполненных доброты и сострадания к тем, кто попал в беду.
У Маяковского стихотворение - игра, и по ритму, и по обыгрыванию собственной фамилии. Хотя, мне кажется, последние строчки "- Дети, будьте как маяк! Всем, кто ночью плыть не могут, освещай огнем дорогу." возвращают это стихотворение в ряд с остальными маячными историями
Да, конечно, игра. И текст этот абсолютно логично открывает ряд маячных историй - как самый известный. Можно только удивляться, сколько за ним спряталось других произведений. Но слишком чувствуется в этом стихотворении интонация нового времени - решительная без оттенков. Маяковский мог быть трагичным и лиричным, очень тонким и ранимым, но в своей детской поэзии он слишком однозначный.
Да, хотелось бы увидеть переиздания классики с иллюстрациями Жоржа Ру. Очень значительную тему вы затронули, начиная с поста о происшествиях на железной дороге. Дети рядом с трагедией, жизнь, требующая поступка, порой героического. По сути, литература испытаний. В нынешней детской литературе, если затрагивается тема трагического, то в очень узком, личном плане. Или опосредованно, в фантастике.
К сожалению, я вряд ли смогу Вам помочь: я не коллекционирую книги, и сканы дореволюционных изданий взяты из сети. Возможно, Вам стоит задать свой вопрос в виде отдельного поста в сообществе - среди участников есть и коллекционеры, и букинисты. Правда, я не знаю, не нарушает ли вопрос коммерческого характера правила сообщества, но Вы можете уточнить это у главного смотрителя donna_benta
Comments 8
Мне кажется, большинство авторов ощущали маяк как знак рубежа, границы, на которой идет вечная борьба жизни и смерти, человеческой самоотверженности и стихии. И на этой границе души вырастают.
И пусть некоторые истории сентиментальны - как "Девочка на маяке" или рассказ М.Чехова - они о поступке маленького человека.
А рассказ Круковского глубок и трагичен, как судьба его надломленного, но несдающегося героя.
И невольно чувствуешь некое сходство в героях Круковского и Гэллико - обреченных на одиночество, страдающих, и при этом исполненных доброты и сострадания к тем, кто попал в беду.
Reply
"- Дети, будьте как маяк!
Всем, кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу."
возвращают это стихотворение в ряд с остальными маячными историями
Reply
Но слишком чувствуется в этом стихотворении интонация нового времени - решительная без оттенков.
Маяковский мог быть трагичным и лиричным, очень тонким и ранимым, но в своей детской поэзии он слишком однозначный.
Reply
Reply
Reply
Очень значительную тему вы затронули, начиная с поста о происшествиях на железной дороге.
Дети рядом с трагедией, жизнь, требующая поступка, порой героического. По сути, литература испытаний.
В нынешней детской литературе, если затрагивается тема трагического, то в очень узком, личном плане. Или опосредованно, в фантастике.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment