Полчаса искала, когда же мы разговаривали прежде об этом авторе. Получается, 4 года назад, когда detlit показывал книгу Б.Балаша 1938 года "Генрих начинает борьбу": http://kid-book-museum.livejournal.com/570842.html Или, может быть, начинали еще раньше, вокруг какого-нибудь из ваших обзоров? Наконец удалось подробнее познакомиться с сюжетом "Карла Бруннера". Во многих эпизодах при чтении явно ощущается кинематографическое начало, как будто в самом деле смотришь фильм, с его сменой планов и нарастающим напряжением. И очень интересно было увидеть фрагменты довоенного фильма. А судьба Фрица Штраубе напомнила о Губерте. Как он один уезжал из родной деревни в Сааре и впервые пересек границу Советского Союза. Правда, обстоятельства были не такие трагические, но угроза уже ощущалась в воздухе. И Гуля Королева мелькает в фильме про ивановский интердом, и кадры с чтением стихотворения Веры Инбер. Может быть, они из какого-то довоенного фильма или хроники (чуть шире сам фрагмент), а в 1942-м году режиссер Лидия Степанова их лишь "процитировала"?...
Все верно, разговор о "Карле Бруннере" начался в том посте detlit , но у меня в тот момент не было под рукой книги, чтобы его продолжить. Да и фильм Литвякова в сети появился относительно недавно. Интересно было бы посмотреть фильм "Карл Бруннер" целиком, хотя я не жду, что это будет нечто выдающееся. Хотя как знать. "Рваные башмаки", например, в которых снимались дети из той школы, где учился Губерт и которую разыскивает герой рассказа Бременера, - очень достойный фильм. Но в нем нет погонь и переодеваний, и мальчишки тридцатых вряд ли играли в него так же, как в Карла Бруннера
( ... )
О, это один из самых первых постов, тем более о сборнике. Немудрено было запамятовать) Меня смущает, что в фильме Литвякова чтению стихотворения Инбер предшествует военная игра детей, слишком масштабная - с деревянными танками и пр. До таких ли игр было в 42-м году?.. Смотришь фильм об интердоме (надо бы найти время, чтобы целиком), и невольно думаешь: как живут теперь дети и внуки воспитанников ивановского детского дома, тех, что вернулись в свои страны? Ведь жизнь переменилась везде. (Никак не получается, говоря о детской литературе,, уходить от всей истории ХХ века). Есть ли по-прежнему в музее Лейпцига целый раздел, посвященный семье Штраубе?..
Эпизод с военной игрой Литвяков упоминает в статье о Фрице Штраубе - это предвоенная съемка. У интердома есть свой сайт, там ссылки на документальные фильмы о его воспитанниках и немного об истории. Мне где-то попадались воспоминания бывшей воспитанницы интердома, она говорила, что дети в нем сильно отличались от своих советских сверстников, в силу иного жизненного опыта и, главное, благодаря взрослым "оттуда", регулярно навещавшим детдом. Поэтому их представление о мире внутри и за границами Советского Союза было более полным и более критическим. "Нас растили космополитами", - так она выразилась. Что интересно, практически никто из интердомовцев не последовал в революцию за родителями. Видимо, из-за того, что они были лишены нормальной семейной жизни, всегда оставались для родителей на втором плане и потому отторгали активную политическую жизнь, стремясь к жизни обычной, с полноценными человеческими связями. Очень интересный опыт, эти социальные проекты МОПРа.
Как интересно! Я еще не отошла от впечатлений о Губерте, и тут такой захватывающий материал! Почему-то в детстве не читала, хотя очень любила именно такие книги, про приключения детей в политике, даже от мамы не слышала ничего про Карла Бруннера, хотя она могла про него знать, может быть, просто не случилось рассказать мне.
"Карл Бруннер" остался в тридцатых. Великая Отечественная дала совершенно иной взгляд и иную планку противостояния с фашизмом, и история Карчи на этом фоне стала выглядеть очень скромно. Пришли иные герои. А в немецком детлите есть своеобразная параллель к книге Балажа - повесть Августы Лазар "Ян на барже", о мальчике, бегущем из фашистской Германии. Она тоже написана в 30-х, как и "Карл Бруннер".
Мне всегда становится любопытно, когда встречаются подобные упоминания. Что это за книги, за что были любимы, почему забыты сейчас. В одной книге о предвоенных мальчишках встретились названия фильмов "Болотные солдаты" и "Четвертый перископ". Ну кто их знает сейчас? А когда-то их все видели, пели из них песни, цитировали реплики. Забытый культурный пласт.
Comments 17
Все всё забыли.
Reply
Reply
Наконец удалось подробнее познакомиться с сюжетом "Карла Бруннера". Во многих эпизодах при чтении явно ощущается кинематографическое начало, как будто в самом деле смотришь фильм, с его сменой планов и нарастающим напряжением. И очень интересно было увидеть фрагменты довоенного фильма.
А судьба Фрица Штраубе напомнила о Губерте. Как он один уезжал из родной деревни в Сааре и впервые пересек границу Советского Союза. Правда, обстоятельства были не такие трагические, но угроза уже ощущалась в воздухе.
И Гуля Королева мелькает в фильме про ивановский интердом, и кадры с чтением стихотворения Веры Инбер. Может быть, они из какого-то довоенного фильма или хроники (чуть шире сам фрагмент), а в 1942-м году режиссер Лидия Степанова их лишь "процитировала"?...
Reply
Reply
Смотришь фильм об интердоме (надо бы найти время, чтобы целиком), и невольно думаешь: как живут теперь дети и внуки воспитанников ивановского детского дома, тех, что вернулись в свои страны? Ведь жизнь переменилась везде. (Никак не получается, говоря о детской литературе,, уходить от всей истории ХХ века). Есть ли по-прежнему в музее Лейпцига целый раздел, посвященный семье Штраубе?..
Reply
У интердома есть свой сайт, там ссылки на документальные фильмы о его воспитанниках и немного об истории. Мне где-то попадались воспоминания бывшей воспитанницы интердома, она говорила, что дети в нем сильно отличались от своих советских сверстников, в силу иного жизненного опыта и, главное, благодаря взрослым "оттуда", регулярно навещавшим детдом. Поэтому их представление о мире внутри и за границами Советского Союза было более полным и более критическим. "Нас растили космополитами", - так она выразилась. Что интересно, практически никто из интердомовцев не последовал в революцию за родителями. Видимо, из-за того, что они были лишены нормальной семейной жизни, всегда оставались для родителей на втором плане и потому отторгали активную политическую жизнь, стремясь к жизни обычной, с полноценными человеческими связями. Очень интересный опыт, эти социальные проекты МОПРа.
Reply
Reply
Reply
Какую вы работу проделали!
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment