Дети Сталинграда

May 06, 2017 23:18

Несколько лет назад donna_benta представила книгу Лилии Сорокиной "Дети Сталинграда" - горький и волнующий документ о судьбах маленьких сталинградцев, на чью долю выпали недетские испытания. Трудно забыть историю шестилетнего Толи Гончарова, который не мог простить себе, что потерял в страшной военной круговерти маленькую сестренку, и лишь по счастливой ( Read more... )

*Ш (писатели), тема: война 1941-45 гг., О (художники), по следам старых постов

Leave a comment

Comments 17

lsl_sis May 6 2017, 21:18:09 UTC
Спасибо за пост!
У меня тоже есть именно такое издание книги "Дети Ивана Соколова", еще моя мама ее читала. Книга сильная , что и говорить. И герои книги ( их родственники ), оказывается, вот они , реальные люди рядом с нами. К сожалению, я не читала книгу "Дети Сталинграда".

Reply

tomtar May 6 2017, 23:19:20 UTC
Странно, но повесть издавалась всего дважды - в 1959 и 1989. Может быть, почти репортажная прямота и неприглаженность сделали ее не слишком удобной? Более поздние детские книги о войне, мне кажется, давали некий обобщенный и романтизированный образ. Подвиг и жертва народные. А в тех, что были написаны в войну или вскоре после нее, все откровеннее и приземленней. У Шмерлинга много страшных в своей обыденности подробностей, о которых рассказывается почти без эмоций, сухо и бегло.

Reply

lsl_sis May 7 2017, 07:32:45 UTC
все откровеннее и приземленней. У Шмерлинга много страшных в своей обыденности подробностей, о которых рассказывается почти без эмоций, сухо и бегло.
наверно, именно это меня не отпускает с первой страницы

Мне тоже кажется, что эта книга не то что забытая, но почти забытая. И в школьных списках книг для чтения мне она никогда не встречалась. Я и издание 1989 года не видела. Не знаю как так получилось, что эта книга стала редкой. Вообще я надеялась, что ее вот-вот переиздадут, но...

Reply


sergej_manit May 6 2017, 21:25:42 UTC
Спасибо! ... припас скорей себе читать )

Reply

tomtar May 6 2017, 23:24:17 UTC
Пожалуйста!

Reply


donna_benta May 7 2017, 13:18:42 UTC
В самом деле, ощущается, что прототип главного героя - Толя Гончаров. По крайней мере, в самой завязке сюжета и в счастливой встрече с потерянной сестрой.
Жаль, что прервался разговор с родственницей Анатолия Павловича. И ведь он, возможно, жив и сегодня. По крайней мере 4 года назад жил в Новгородской области вместе со старшим сыном.
Нашла еще один очерк о нем: http://nozdr.ru/militera/prose/russian/sb_deti_voennoy_pory/42.html Все было страшнее: его мама погибла с годовалым младшим сыном на руках. Но зато после войны Анатолию Павловичу удалось найти родственников на Украине. Недаром в книге приведен его детский рисунок - украинские хатки. Правда, оказалось, что мальчик не из села, а из Харькова, родился там в 1936 году ( ... )

Reply

tomtar May 7 2017, 17:09:15 UTC
Видимо, Толя так сильно переживал свою вину перед сестрой, - хотя что он мог сделать, шестилетка! - что для взрослых его история становилась олицетворением всех детских судеб в военном Сталинграде. Чудо, что оба уцелели, встретились, что нашлись родственники.
В повести наверняка слились рассказы сталинградцев и личные фронтовые впечатления Шмерлинга. Документальность многих эпизодов ощущается и воздействует сильнее всего. Автору не приходится нагнетать ужасы, все увиденное им и его героями настолько страшно, что достаточно просто описывать как есть.

Reply


donna_benta May 7 2017, 13:21:49 UTC
И даже такая деталь, как слон, которого многие вспоминают на улицах военного Сталинграда, абсолютно точна. Правда, это была слониха Нелли ( ... )

Reply

tomtar May 7 2017, 17:10:54 UTC
Животные на войне особенно беззащитны. В "Оле" Кнорре есть похожий эпизод с разбомбленным цирком.

Reply

donna_benta May 7 2017, 18:07:35 UTC
Да, беззащитны ( ... )

Reply


sagonna May 7 2017, 15:57:58 UTC
В детстве я очень любила "Детей Ивана Соколова" (в библиотеке было издание 89-го года), но только сейчас поняла, какая, на самом деле, это страшная книга. В восемь-девять лет история воспринималась более приключенческой, что ли: да, грустно было, когда кто-то умирал, переживала за Гену, но полный смысл происходящего не доходил. А сейчас читаю - и мороз по коже от всех этих жутких военных моментов, описанных так буднично и словно между прочим.

Reply

tomtar May 7 2017, 17:12:35 UTC
Да, самое страшное - в будничности описываемого.

Reply


Leave a comment

Up