Забила... или Забелло?

Jul 14, 2011 00:49

Читаю в журнале "Детская литература" (1969. - № 9.) короткую заметку "Наталия Забила рассказывает о себе" и не ожидаю никаких сюрпризов: таким простым и ясным представляется образ писательницы еще со времен раннего детства, когда читала повесть "Катруся уже большая". Фразу  "Отец наш - сын известного в то время скульптора П.П.Забелло..."  почти ( Read more... )

*Забила, о писателях, детская литература Украины, журнал "Детская литература"

Leave a comment

Comments 37

lenatoll July 14 2011, 04:45:08 UTC
Спасибо за потрясающую информацию, открыла для себя много нового.

Reply

donna_benta July 14 2011, 06:46:49 UTC
Я сама для себя впервые связала все эти личности и обстоятельства. Если бы знала раньше, наверно, внимательнее отнеслась к некоторым фактам в уже прочитанных мемуарах, искусствоведческих и литературоведческих книгах.Наверно, кое-что перечитаю.

Reply


tomtar July 14 2011, 05:09:10 UTC
Очень интересно, спасибо!

Reply

donna_benta July 14 2011, 06:53:49 UTC
Это только краткий конспект, абрис темы. Вокруг можно найти еще столько интересного!
Забелы общались с Пушкиным и Лермонтовым, их имена мелькают в переписке известных людей и мемуарах 19-го века.
Но самое главное - Наталия Забила обязана была жить свою жизнь БЕЗ ПАМЯТИ о корнях, запереть эту память в себе, ведь о многом упоминать ей было небезопасно. Может быть, и поэтому она выглядит на фотографиях такой закрытой и грустной по сравнению с оптимистичной и веселой Оксаной Иваненко.

Reply

tomtar July 14 2011, 17:03:43 UTC
да, у нас, увы, часто за внешним благополучием обнаруживается скрытый трагизм судьбы

Reply

donna_benta July 14 2011, 17:30:20 UTC
Да!
А расследование продолжилось. Ниже в комментариях удалось уточнить имя бабушки Натальи Львовны (именно из-за нее писательницу назвали "итальянкой бельгийского происхождения").
Как выяснилось, в личной судьбе Н.Забилы было немало тяжелых моментов, связанных с разгромом писательской организации Украины в 30-е годы и арестами среди писателей.
А на одном сайте можно увидеть фрагмент видео с молодой Н.Забилой: http://sites.google.com/site/malorossiaprodolzenie/home/zabela-konstantin-mihajlovic/zabela-zabello-peetr-ivanovic/zabello-parmen-petrovic/zabello-lev-parmenovic/zabello-zabila-natala-lvovna (в самом конце статьи).

Reply


horoshkovaok July 14 2011, 10:18:00 UTC
Какое историческое расследование! Спасибо, грандиозно!
А почему "бельгийского происхождения"? Она в Бельгии родилась? О происхождении фамилии - действительно "итальянская"?

Reply

donna_benta July 14 2011, 10:33:56 UTC
Эта информация, что Наталия Забила являлась "итальянкой бельгийского происхождения", пока ничем не подтвердилась. Возможно, так аукнулось в семейной легенде, что скульптор Пармен Забелло несколько лет жил в Италии (кстати, ничего неизвестно и о его жене). И родной дядя Наталии Забилы Георгий Забелло был российским консулом в Италии.

Род Наталии Забилы украинский. Но есть и польские шляхтичи с этой фамилией.

Сейчас искала какие-нибудь воспоминания о писательнице. Есть кое-что любопытное: о писательском доме в Харькове и писательском поселке под Киевом, где она жила.
У Наталии Забилы был сын Тарас Божко, который носил фамилию отца - украинского писателя Саввы Божко (не знаю, завершились ли их отношения браком). Савва Божко был арестован в 30-е годы, умер в 1947-м году.

Reply

horoshkovaok February 8 2014, 22:42:17 UTC
Мне не нравится, что меня цитируют, абсолютно искажая информацию о Забиле. Слушать нужно внимательно. Я рассказывала не о Наталье , а о ее бабушке - бельгийской француженке - жене скульптора Пармена Забелло.

Reply

donna_benta February 9 2014, 04:37:41 UTC
Извините, сейчас за давностью я не смогла сразу найти заметку в "Харьковских известиях". Но на момент ее чтения не так много знала о предках Наталии Львовны, а заметка была написана не очень ясно. Как вы заметили, в комментариях мы разобрались в вопросе и выяснили, что речь о бабушке.
В нашем сообществе с большим уважением относятся к памяти Наталии Львовны Забилы, многие с детства любят ее книги, особенно повесть "Катруся уже большая". И стараются сделать все, чтобы память о писательнице была жива.

Reply


donna_benta July 14 2011, 12:42:25 UTC
Какая ссылка! Вот и подтверждение: бабушка Наталии Забилы - Жозефина Людвиговна Бове, явно иностранка.
А сколько на сайте других материалов! Вы обратили внимание, что упомянут еще один дядя, Евгений Парменович, офицер, участник Первой мировой войны, с орденом и ранением?
А ролик о самой Наталии Забиле и ее сердечных отношениях вы посмотрели? Я большей частью поняла, о чем речь, хотя и на украинском языке. Красивая женщина кружила головы мужчинам!

Reply

horoshkovaok July 14 2011, 13:53:11 UTC
АГА)) и, похоже, уезжая в Италию 1854м на 8 лет, скульптор там женился, родил детей, и задержался до 1872го, когда всю семью перевёз в Петербург. Так что Лев Пармёныч - итальянского происхождения;))http://ru.rodovid.org/wk/Запись:103526

Reply

donna_benta July 14 2011, 14:40:19 UTC
Какая-то путаница с тем, сколько лет провел Пармен Забелло в Италии. Все источники дружно повторяют за Брокгаузом и Ефроном: уехал в Италию учиться на 8 лет (значит, должен вернуться в 1862-м?), возвратился в 1872-м. Возможно, вы и правы - ЗАДЕРЖАЛСЯ, но ведь академиком стал раньше?

Reply


petite_louve September 19 2011, 14:53:46 UTC
Ну надо же, сколько интересной информации собрано воедино.
У меня книжечка есть 1933 года, в ней имя писательницы записано как Наталя. А в качестве переводчика с украинского указана М. Забелло, как я поняла - сестра Наталии, Мария.

Reply

donna_benta September 19 2011, 15:15:43 UTC
Информация о роде вся сосредоточена на чудесном сайте "Забелловедение". Чтобы найти ее, просто потребовался толчок - сопоставление фамилий.
Но мне нравятся наши обсуждения в сообществе, когда появляется множество новых деталей. Как, например, с вашей книжкой. Украинский вариант имени Наталии Забилы я встречала. А вот о ее сестре как переводчице услышала впервые. А как книжечка называется? "Ясочкина книжка" или "Ясочкин садик"? В сообществе показали однажды книгу "Ясочкин садик" предположительно начала 50-х годов: http://kid-book-museum.livejournal.com/111545.html Ваша не похожа на нее?

Reply

petite_louve September 19 2011, 15:32:49 UTC
Книжка называется "Сколько нас?", рисунки М. Котляревской.

Reply

donna_benta September 19 2011, 15:39:45 UTC
А не хотите ее показать в сообществе? У нас не так много книг 30-х годов.
Может быть, у вас найдутся и другие издания того времени?

Reply


Leave a comment

Up