Когда в детстве смотришь сериал "Четыре танкиста и собака" в пятый раз, невольно задумываешься, были ли прототипы у главных героев и такая собака. Или схожие истории.
В книге Якова Шура встретила эпизод об экипаже танка и преданной им собаке. Причем немецкой, трофейной.
«Еще во время атаки на деревню Н. водитель танка Дормидонтов заметил большую собаку, которая растерянно металась среди убегавших немцев. Когда деревня была занята нами, Дормидонтов разыскал и с торжественным видом привел собаку в свое подразделение.
- Вот так пленного захватил, нечего сказать! - стали подтрунивать танкисты.
- Это не пленный, а наш трофей, - полушутя, полусерьезно ответил Дормидонтов.
Так и решили назвать собаку «Трофеем». Это был огромный, ростом по пояс взрослому человеку, пойнтер с рыжим отливом гладкой шерсти.
Дормидонтов настойчиво и терпеливо дрессировал своего питомца, выучил его доставлять донесения, таскать в зубах автоматы и пулеметные диски, увязанные в тряпки. Трофей искренне привязался к новому хозяину и томился одиночеством в его отсутствие…
Но вот однажды из пяти танков, участвовавших в бою, вернулись только четыре: машины Дормидонтова среди них не было, и обнаружить ее нашим разведчикам не удалось. Тогда решили пустить в разведку Трофея. Ранним утром собаку подвели к танковому следу и сказали: «Ищи!»..
Маскируясь в кустах от обстрела врага, бойцы едва поспевали за собакой, которая нетерпеливо стремилась вперед. Вдруг Трофей остановился и прилег, вытянув лапы перед собой. Когда разведчики подошли, они видели лежавшее на земле тело Вани Писарева, артиллериста из танка Дормидонтова… Живы ли остальные танкисты? Как помочь им? Где они? - раздумывали бойцы, и словно в ответ на эти вопросы Трофей вскочил и помчался прямо по направлению к немецким позициям. Разведчики решили дожидаться, и умный пес оправдал их надежды. Через час он примчался, держа в зубах обрывок записки… «хоть сколько-нибудь. Хотя бы с Трофеем. Мы еще живы. Расстреливаем последние. Набили штук сотню гадов, но не сдаемся и никогда не сдадимся».
Ясно было - танк окружен. Снаряды и патроны на исходе. Вот когда отлично пригодились способности Трофея, воспитанные Дормидонтовым. Вскоре собака понеслась к танку, держа в зубах пулеметный диск. За первым диском последовал второй, потом третий. Когда в третий раз возвращался Трофей, он попал под обстрел, но благополучно миновал опасную зону и доставил новую записку:
«Дорогие товарищи! Спасибо вам. Спасибо Трофею. Он помог нам подстрелить еще с полсотни кровавых собак. Прощайте, ребята! Последние минуты. Обливают бензином. Умрем, но победа за нами! Трофея спускаем в нижний люк. Он такой! Он прорвется. Прощайте…»
Захотелось больше узнать об этой истории. И оказалось, что Яков Шур опирался на статью из газеты "Красная звезда", опубликованную 21 мая 1942 года. Автором статьи являлся военный корреспондент Александр Поляков.
Выяснился и такой факт, что в 1943-м году очерк А.Полякова, уже в расширенном виде, вошел в сборник о животных на войне и дал ему название. Иллюстрации к книге нарисовал художник Иван Кузнецов.
Источник - электронная библиотека РГДБ.
Судьба автора очерка во многом схожа с судьбой А.Гайдара. Как и Гайдар, Александр Поляков мечтал посвятить себя военной службе, но случился взрыв на артиллерийском полигоне, контузия, и врачи комиссовали подчистую. Как и Гайдар, ушел из жизни очень рано, в 34 года.
Но за эти годы в качестве военного кореспондента успел принять участие в трех войнах: в присоединении Западной Украины и Белоруссии, войне с Финляндией и самых тяжелых боях Великой Отечественной. Александр Филатович Поляков - автор первой документальной книги о войне
"В тылу врага", о выходе из окружения. Она по горячим следам публиковалась в "Красной звезде". Главный редактор газеты Д.Ортенберг в своих воспоминаниях оставил немало хороших строк о Полякове.
А с экипажем танка КВ, взявшем на себя заботу о собаке, Александр Филатович был знаком лично: сопровождал пятерку тяжелых танков от заводского цеха до поля боя. И написал об этом книгу "Белые мамонты: История пяти КВ" (выходила также под названиями "Советские мамонты" и "От Урала до Старой Руссы").
В 1942-м году Александр Поляков получил очередную контузию и осенью внезапно умер за редакционным столом.
P.S. Племянник Александра Филатовича обмолвился, что считает рассказ о Трофее выдумкой, только на том основании, что физические характеристики подобной собачьей породы не позволяют переносить тяжелые пулеметные диски. Но судьба А.Ф.Полякова, кажется, не дает оснований считать его склонным к выдумке. Да и какой в ней смысл?..