Очень интересный исторический комментарий к старым постам нашего сообщества позволяют сделать материалы альбома М.Карасика "Ударная книга советской детворы" (М: Контакт-культура, 2010).
В альбоме широко представлена фотокнига для детей и юношества 1920-30-х годов, рассказано, каким образом использовались фотоиллюстрация и фотомонтаж в различных изданиях того времени.
Несколько книг из тех, о которых мы говорили в нашем сообществе, в 30-е годы также выходили с фотоиллюстрациями. В частности, повести "Хуторская команда" И.Всеволожского и "Остров в степи" Г.Замчалова и О.Перовской.
Как оказалось, Игорем Всеволожским написано несколько пьес и рассказов о герое гражданской войны Семене Михайловиче Буденном: "Детство маршала" (1937, 1940), "Молодость маршала. Пьеса о народном герое" (1937), "Семен Михайлович Буденный, маршал Советского Союза" (1937), "Хуторская команда" (1938), "Семь смелых буденновцев" (1939), "Рассказы о Буденном и о храбрых бойцах" (1939 г.)
В качестве иллюстраций к книге "Хуторская команда" 1938 года использованы постановочные игровые фотографии Н.Кононова. Фотоинсценировка делалась на Кубани, в местах, где проходило детство маршала. К съемке кроме местного населения и мальчишек были привлечены профессиональные артисты.
О книге "Хуторская команда" 1965 года с иллюстрациями И.Година вы можете почитать в посте
tomtar:
http://kid-book-museum.livejournal.com/65034.html Много радости мне доставило знакомство с книгой "Остров в степи" О.Перовской и Г.Замчалова из коллекции В.И.Селюка:
http://kid-book-museum.livejournal.com/130532.html Это было переиздание 1941 года с иллюстрациями В.Ватагина.
Но в первом издании книги, вышедшем в 1934 году, и в нескольких последующих - 1935-го и 1936-го годов - в качестве иллюстраций использовались фотографии самих авторов, О.Перовской и Г.Замчалова. И у нас теперь есть возможность сравнить ситуации из книги с этими фотографиями и рисунками знаменитого художника В.Ватагина.
А.Брей оформил для фотокниги суперобложку, переплет, форзац и титульный лист. Кстати, в 1941-м году выходило сразу два переиздания повести - в прежнем варианте фотокниги и в иллюстрированном варианте.
Повод сравнить разные издания книги Е.Тараховской "Метро" дал пост
shaltay0boltay:
http://kid-book-museum.livejournal.com/152200.htmlВ альбоме М.Карасика очень подробно раскрыта история этой книги:
"К началу 30-х годов в Москве, достигшей к тому времени численности населения в 4 миллиона человек, сложилась критическая ситуация - трамвайная сеть уже не справлялась с пассажирскими перевозками.
Первая книжка Елизаветы Тараховской "Метрополитен" 1933 года с рисунками А.Брея начиналась со стизотворения "Остановка трамвая" - люди ждут, взрослые спешат на работу, дети в школу, но транспорт переполнен.
Во втором стихотворении "Метрострой" - прорубаются тоннели, строится подземный город.
С 1935 по 1938 год были выпущены еще три издания этого цикла стихов с фотоиллюстрациями, и в каждом новом поэт вместе с метростроевцами "строит" свою книгу.
В первое издание вошли стихотворения: "Надпись на крыше", "Автомат-турникет", "Лестница-чудесница" (спуск), "Подземная станция", "Поезд", "Фокусница-дверь", "В вагоне", "Красный сигнал", "Лестница-чудесница" (подъем).
Во втором издании в 1936-м году стихотворение "Надпись на крыше" поменяло название на "М" (логотип метрополитена), а также добавился стих "Подземный командир":
А товарищ Каганович
Шел в сраженье впереди,
А товарищ Каганович
Был подземный командир.
Известно, что именно Л.Каганович осуществлял руководство строительством метро, его имя с 1935 по 1955 год носил Московский метрополитен, а с 1955 по 1957 год - станция "Охотный ряд".
В третьем издании книги (она вышла под названием "Метро") появились два новых стихотворения - "Эстакада" и "Опять станция".
Фотоиллюстрации (фото М.Прехнера) - вагоны, станции, тоннели, пассажиры - создают сказочный мир подземного города, в который попадает ребенок. Все, от мраморных колонн до открывающихся дверей, кажется чудом, как и сама "лестница-чудесница".
Оформление в каждом издании претерпевало значительные изменения, делалась новая обложка. В книге 1938 года появились полосные иллюстрации - станция "Дворец Советов" ("Кропоткинская" с 1957 года) и портрет Кагановича, - а также полуполосные фотографии улиц Москвы, которые разрушали игровой и анимационный принцип, созданный маленькими фигурками пассажиров, машиниста, дежурного станции, военного, строителей, разбросанными по полям книги. Из трех изданий наиболее удачна, на мой взгляд, обложка 1936 года, а обложка первой книги скорее напоминает журнальную".