Фотоколлекция Ивана Билибина

Oct 26, 2011 21:42


Просматривала в Центральной городской библиотеке г.Омска фонд редкой книги и вдруг заметила, что в толстом томе "Народная словесность" (1908 года ) встречается много фотографий из народного быта, а под ними   часто мелькает подпись: "Из коллекции фотографий И.Я.Билибина". Надо сказать, что том входит в серьезный двухтомник "История русской литературы" (под редакцией приват-доцента Е.В.Аничкова), изданный товариществом И.Д.Сытина. В подготовке этого двухтомника принимали участие А.Блок, С.Городецкий, П.Щеголев и др.
Решила подробнее узнать о фотоколлекции знаменитого художника и о том, как он стал фотографом. К счастью, источник оказался под рукой. Г.В.Голынец и С.В.Голынец в своей монографии "Иван Яковлевич Билибин" (М., 1972)  рассказывают, что коллекция начала создаваться во время поездок на русский Север:
"Мечта о поездке в отдаленные районы русского Севера, сохранившие старинный уклад, возникла у Билибина в процессе работы над акварелями к народным сказкам. Но осуществить ее он смог только летом 1902 года. Вскоре после окончания серии иллюстраций к "Белой уточке" художник совершил путешествие  в Вологодскую губернию... На следующий год, получив задание Русского музея собрать коллекцию предметов художественного ремесла и сделать фотографии памятников деревянного зодчества, Билибин объехал Тотемский, Вельский и Сольвычегодский уезды Вологодской губернии и Шенкурский Архангельской".
Художник воочию увидел, "как эти старинные срубленные церкви прилепились к берегам северных рек...












как расставлена деревянная утварь в просторной северной избе...










и как деревенские щеголихи наряжаются в свои старинные наряды". (И.Билибин. Из статьи "Остатки искусства в русской деревне").


 


Летом 1904 года И.Я.Билибин "отправился в Олонецкую губернию, где посетил уезды Повенецкий, Пудожский, Каргопольский и Петрозаводский с его знаменитыми Кижами.




























Редакция "Мира искусства предоставила в распоряжение Билибина весь 11-й номер 1904 года, дав ему возможность опубликовать наиболее интересные материалы экспедиций, самостоятельно продумать композицию и оформление издания. График ограничил себя двумя черно-белыми рисунками: торжественным орнаментальным титулом и поэтичной пейзажной заставкой, сосредоточив внимание зрителя на фотографиях. Выполненные с большим техническим мастерством и художественным вкусом, они заняли основную часть журнала... Фотографируя церковь, Билибин выбирал ракурс, в котором ясно раскрывается архитектурный замысел. В то же время он сумел оригинально фрагментировать снимки, привлечь внимание к интересным деталям.
Статья "Народное творчество Севера", помещенная в конце номера, написана в форме развернутых комментариев к снимкам. Но Билибин не ограничился характеристикой отдельных памятников. Проявив себя наблюдательным и пытливым исследователем, он классифицировал церкви по типу постройки, проследил эволюцию архитектурных форм и орнаментальных мотивов, взаимосвязи русского искусства со скандинавским и восточным". (Г. и С.Голынец).
Самое главное, что Билибин выступал не просто как исследователь, он "адресовал свои статьи широкой читательской аудитории. Ярко и убедительно говорит он о том, что вандальски уничтожаемые произведения древнерусской архитектуры и народных ремесел являются не только археологическими и этнографическими памятниками, но и представляют непреходящие художественные ценности". Как современно звучит, не правда ли?
Интереснее всего наблюдать, как северные впечатления отразились в художественном творчестве Билибина - открытках, зарисовках, иллюстрациях. По-моему, сравнение фотографий и рисунков сразу объясняет, что такое ВЗГЛЯД и РУКА ХУДОЖНИКА.


 









 








Осталось добавить, что привезенные Билибиным "из северных деревень сарафаны и душегреи, шитые золотом и серебром, расписанные ковши и прялки, резные ларцы и солоницы, набойки и вышивки легли в основу формировавшегося тогда этнографического отдела Русского музея, отдела, который в послереволюционные годы превратился в Музей этнографии народов СССР".
Фотографии, выполненные Билибиным, вошли в важнейшие научные издания начала ХХ века: они были опубликованы в "Истории русского искусства" И.Грабаря, в "Русском деревянном творчестве" М.Красовского, в "Известиях императорской Археологической комиссии" и, как я уже сказала, в "Истории русской литературы" под редакцией Аничкова.

книги 00-х гг. ХХ в., о художниках, Билибин

Previous post Next post
Up