Л.Дьяконов "Олень - золотые рога"

Jun 13, 2011 16:58


Л.Дьяконов "Олень - золотые рога" Рис.П.Пинкисевича М.: Детская литература 1969

Я очень люблю эту повесть кировского писателя Леонида Дьяконова о детях из одного дома, живших в канун революции. Эти слова были в ней главными: "про жизнь до". Тогда. Сто лет назад в тихой провинциальной Вятке. Революция в ней тоже присутствовала, но непримиримое социальное противостояние, разделившее вслед за взрослыми и детей, и даже непременный революционный матрос как-то заслонялись этим самым "про жизнь".
Про маленького Мишку и Сережку-"арестанта". Про скандальных двойняшек Тольку и Тайку, которые однажды разыграли весь двор, нарядившись в одинаковые платьица. Про забитого, вечно голодного Кольку, которого тайком подкармливали через почтовую щель. Про поляков и немцев. Про башмаки, которые застегивают специальным крючком, а окаянный крючок вечно теряется (это загадочное приспособление долго занимало в детстве мои мысли, но сейчас все проще - описание легко найти в интернете). Про сочельник, чулки для подарков, замечательные конфеты "Флора" и книжку с трудным названием "Рюбецаль", может быть - такую. Про песенку, "к азбуке помощницу":
Ах, Бабушка! Ваш Гаврила Дедушка Едет Женится Зимою И Кланяется Леночке, Машеньке, Наташеньке, Оленьке, Поленьке... Рыжая Собака Танцует У ворот... Фертики, Цертики, Ер-Еры упал с горы. Ер-Ять некому поднять. Ер-Юс, сам поднимусь.
и прилипчивые куплеты "Катя, Катя, Катенька..." Про лото - деревянные бочоночки со смешными именами "дедушка", "барабанные палочки"... Про волшебницу Афанасьевну и чудесные дымковские игрушки. Про ребят из одного двора и расписного глиняного оленя с узкими бумажками на копытцах:
Коле от Мишки
Яночке от Кольк
Сереже от Яночки
Мишке от Сережки




Простая и искренняя повесть о далеком детстве с недетским щемящим концом:
Коля погибнет в первые дни революции.
Яночку отец увезет на родину в Польшу, подальше от русского бунта.
Сережка затеряется на фронтах Гражданской войны.
А Мишка - Михаил Филимонов - оставит в 1941 оленя на хранение другу, пообещав зайти за ним после войны. Не зайдет...
И олешек, дымковская игрушка, соскользнет с ладони, разобьется в пыль.


 



 



 



 
















 



 


Повесть вышла в 1959 г., и четырежды переиздавалась в разных издательствах - в 1963 г., 1967 г., 1969 г. и 1987г. У меня четвертое издание, выпущенное в 1969г "Детской литературой" с рисунками Петра Пинкисевича, много работавшего в журнальной и книжной иллюстрации.

Интересно сравнить эту книгу с последним переизданием с рисунками В.Бескаравайного. Как это нередко бывает в книгах о детстве, в повести присутствует двойная интонация: мир глазами ребенка, но в воспоминаниях взрослого рассказчика. Мне кажется, иллюстрации 1969 и 1986 года как раз отражают эту двойственность - яркие вспышки наивных и непосредственных впечатлений маленького Мишки в рисунках Пинкисевича и ностальгические картины, всплывающие в воспоминаниях взрослого, у Бескаравайного.


 



 


Мне трудно отдать предпочтение какому-то варианту. С одной стороны, цветные иллюстрации выглядят привлекательнее. С другой - мягкие черно-белые рисунки Пинкисевича, похожие на фотографии в старом альбоме, и очень удачная композиция обложки кажутся мне более соответствующими духу книги. А вот что любопытно в рисунках Бескаравайного - это сходство "его" Афанасьевны, знаменитой дымковской мастерицы Александры Афанасьевны Мезриной, со старой фотографией. По-видимому, художник обращался к документальным материалам.


 


Глава, в которой Мишка завороженно наблюдает, как в ловких руках Афанасьевны глиняное тесто превращается в бравых вояк и кокетливых барынь - одна из лучших в повести.













А дымковской игрушке, которой мы, между прочим, обязаны выразительным словом "свистопляска", год назад в Кирове-Вятке поставили памятник



Памятник симпатичный, только нет в нем веселой праздничности настоящих дымковских игрушек, что "так ярко расписаны, что глянешь - глаза ломит! <...> И не хочешь, да улыбнешься, когда поглядишь!




Неравнодушные вятичи бережно хранят память о своем земляке. На сайте Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена и можно познакомиться с материалами о семье Дьяконовых-Заболоцких и о творчестве двоюродных братьев - Леонида Дьяконова и Николая Заболоцкого:
  • Творчество, выросшее из народных корней
  • "О Заболоцком я знаю больше всех!"






    За горькими страницами дела кировской писательской организации следуют теплые воспоминания приемного сына писателя.

    Есть и немало сайтов с фотографиями дореволюционной Вятки, какой видели ее герои повести, а с ними и Леонид Дьяконов, родившийся, как и Мишка, в 1908 году.







    Как и у Мишки, у Лени Дьяконова была только мать - дочь потомственного почетного гражданина девица Людмила Андреевна Дьяконова. Отца, по крайней мере официального, не было. Предположительно, им был Владимир Владимирович Белов, сын известного вятского адвоката, с которым Людмилу Дьяконову сблизило участие в революционной деятельности. Через несколько лет после рождения Лени Владимир Белов, скрываясь от полицейского надзора, покинул Вятку. Мальчика воспитывала мать и тетя. Жили сначала в небольшом деревянном доме тети, позднее мать с сыном перезжали с одной съмной квартиры на другую. Почти как в повести.

    В книге много описаний старой Вятки, все еще узнаваемой в современном Кирове. Большой деревянный дом в два этажа, чудом сохранившийся на нынешней улице Карла Либкнехта, считается тем самым, "Мишкиным" домом из повести Дьяконова.






    "Они остановились перед красивым двухэтажным домом с четырьмя балконами: два - справа, один над другим, и два - слева... Проехали мимо первого крылечка и остановились перед вторым "Вот сюда, сюда!"
    И они вошли в дом."

  • Пинкисевич, Б (художники), тема: игрушки, тема: Новый год, *Дьяконов, книги 60-х гг. ХХ в.

    Previous post Next post
    Up