Профанация тоталитарного героизма -

Jun 01, 2009 02:53

такими словами обозначил Роман Суслов, лидер группы Вежливый Отказ, основное кредо своего коллектива, отвечая на вопрос одного из зрителей прямоэфирного Музыкального Ринга 1989 года.
Ответ был встречен одобрительно-озадаченным хохотом зала, а лично мне въелся в память своей жгучей абсурдностью и непонятностью - хотя прошло совсем немного лет, и я понял, что, может, в тот вечер Суслов и шутил в какие-то моменты, но вот на этот вопрос отвечал абсолютно серьёзно.

Группа Вежливый Отказ давно стала одной из моих любимых - нет, не с того телеэфира, тогда я был слишком наивен и неподготовлен, чтоб увидеть что-то интересное для себя в чернявом рослом пареньке, выкрикивающем под сумбурный аккомпанемент: "Ой, полечу как Икарус, ой, да полечу, как Икарус, ой, да полечу как Икар-икар-икарррр"... И не тогда, когда на виниловом сборнике материалов какого-то официозного рок-феста (там маячили Альянс и что-то вроде Чёрного Кофе даже) обнаружилась странная завораживающая штука "Эй, Кузнец!"

Нет, удар был нанесён коварной фирмой Мелодия, которая выпустила пластинку, называвшуюся так же, как и собственно ансамбль, и почти один в один дублировавшую - это я понял уже потом - альбом "Пыль на Ботинках". Для Мелодии песни были перезаписаны заново - в лучшем качестве, но и с некоторой цензурной правкой - коснувшейся, впрочем, лишь композиции про то, что только... газета... нас никогдаааа не обманет: вспомнит поэээ-та... и добрым словом помянет!...
Сплав совершенно диковинной музыки, живущей своей жизнью в каких-то странных перестуках, сбитых ритмах, необычном подвывании вокалиста, в пронзительно-прекрасных соло духовых инструментов - так вот, сплав всего этого с непривычной, взрывной, скандальной, очень абстрактной и одновременно остросоциальной поэзией - завораживал и подчинял. Плееров тогда не было, я тупо запиливал винил - обложка которого, кстати, воспроизведена нынче на официальном сайте группы.

эпигон
адепту ставит свечу
за его
пожизненную вышку
вот и я
стал подражать трюкачу
ведь палач -
и тот не рубит фишку...

Потом мне доводилось видеть В.О. в редких внезапных телеэфирах с редкими внезапными песнями вроде гениальнейшего "Портрета" , в поисках чего-то другого находить их старые альбомы на звуках.ру и влюбляться в них по уши, натыкаться в ЖЖ на автора тех самых старых добрых текстов, юзера lesgustoy, поэта Аркадия Семёнова - но всё это казалось каким-то спиритизмом практически, не верилось, что такая группа существовала во плоти и уж тем паче - что существует сейчас, после того, как был записан последний альбом, сто раз объявлено о прекращении концертов, после множества известий о том, что Роман Суслов живёт в деревне и разводит там что-то сельскохозяйственное...

Но вот же, вот же! В последние годы я стал всё чаще слышать о такой диковинке, как концерты Вежливого Отказа, один из них, как сейчас помню, состоялся около года назад в один день с приснопамятным выступлением в ЦДХ Юрия Наумова, которое многие до сих пор не могут забыть )
И наконец - волею Провидения, действовавшего через добрейшего юзера golubchikav, я совершенно внезапно и не очень-то на это надеясь, попал на самый настоящий живой концерт самой настоящей живой группы Вежливый Отказ...
дело было в пятницу 29 мая, в ЦДХ

О чём тут говорить - я даже и не знаю, право слово.
Потому что вечер был безупречен от и до, от первой ноты до последней.
Отказ выступал не один - собственно, поначалу их вообще на сцене не было.
Открывал концерт не кто иной, как автор текстов многих песен Отказа, Аркадий Семёнов:





Я, кстати, тут был бы рад отвлечься на короткий спич о том, как меня в своё время удивило то обстоятельство, что эта совершенно блестящая группа, в общем, вовсе не является, как это принято в русском роке, группой одного автора... ну то есть - что Роман Суслов - не БГ и не Макаревич, что он МУЗЫКАНТ, а музыку он пишет на стихи другого человека, который на сцене не появляется. Это отчасти было мне знакомо по значительно более известному Наутилиусу, но в случае с Отказом удивляло почему-то больше... и, в общем, наталкивало на ряд интересных размышлений, но мне сейчас не хочется уходить далеко от темы :)

Поэт А.Семёнов, автор текстов великой группы, прочитал довольно скромное количество стихотворений, местами неожиданно злободневных, (чего стоит упоминание майора Евсюкова), читал их торжественно и внятно, как положено поэту, знающему цену своим строчкам, принят был, как мне кажется, достойно, и вскоре уступил место коллективу, который на фото маячит за его спиной.

Коллектив - это отдельная история, он называется Персимфанс и никакого отношения к группе Вежливый Отказ не имеет.
Они просто играли вместе в тот вечер.
Персимфанс - я не знаю, как вы, я откуда-то очень хорошо это помню - расшифровывается как "Первый Симфонический Ансамбль" без дирижёра" - и берёт он своё начало, как несложно догадаться, из начала 20-х годов, когда только и могло быть выдумано такое сокращение :)
Нынешний коллектив с таким названием возрождён вот прямо сейчас, в 2009-м, возродил его пианист Пётр Айду, и именно он играл в тот вечер в ЦДХ на рояле.

И после того, как Персимфанс, выступающий вроде как на разогреве у В.О., исполнил две инструментальные композиции и покинул сцену - именно Пётр Айду сел за рояль, чтоб аккомпанировать неожиданно вышедшему на сцену Роману Суслову - абсолютно узнаваемому, несмотря на немыслимые 20 лет, пробежавшие с того самого прямого эфира.



Под рояль была исполнена композиция из объявлений - я запамятовал, есть ли у неё особое название... но композиция ОЧЕНЬ впечатляла :)

image Click to view



После этих строк о сбежавшей собаке - я уже перестал снимать, увы - рояль заиграл что-то надрывно-похоронное, а Суслов, так же драмтично откинув голову, пропел с оперными модуляциями:
"Лично хожууу... Крыс-мышей мориииить..
Имеются... оооотзывы... "
И когда рояль прорыдал особенно похоронно и надрывно, - продолжил:
"Двадцать пять лет... праааактикиииии"....
Зал в истерике, всё )

После этого свет снова зажгли, Суслов стал бродить по сцене, отдавать распоряжения насчёт стоящих на ней микрофонов и пр., сообщил залу: "У нас сегодня такое, довольно бардачное мероприятие..."
после чего устроившиеся наконец на сцене музыканты отказа совместно с частью Персимфанса блес-тя-ще отыграли инструментальное вступление к концерту:

image Click to view



затем Персимфанс удалился, и на сцене воцарился собственно Вежливый Отказ -



и это было ВОЛШЕБСТВО
без конца
и края
такой свободы движения в музыкальной ткани, такого драйва, такого чувства друг друга и зала и публики и музыки - оооо!!! ещё поискать в наши-то времена
это просто магия,
а если учесть, что весь материал был мне незнаком вчистую - можете себе представить, как я там оцепенел и как сложно мне было отвлекаться на запись или фото, хотя что-то оставить на память очень хотелось )

image Click to view



Это "Коза Рогатая", но вообще, конечно, лучше бы вам зайти на официальную страницу группы и прослушать две - всего две, больше там их и нет - новые песни Вежливого Отказа... вот тут пока эти песни, в новостях, сами оцените:
http://otkaz.ru/news_kontsert.shtml

Помимо явно не узнаваемых композиций на русскоязычные стихи, исполнялись песни вовсе без текста, но с голосовой партией - мне всегда было интересно, как вот люди, поющие на тарабарском языке, запоминают этот текст? или вовсе не запоминают, а выдумывают каждый раз заново?

Ближе к концу выступления Персимфанс вернулся, чтоб отыграть ещё пару песен вместе с Отказом -



- и - ах, что это были за песни!!!
Второй и последней в основной части концерта оказалась "Мы победим", которую я уже успел услышать благодаря guruken и которая тоже есть там, на официальном сайте, в новостях:

image Click to view



О, этот жест, когда обе руки дают отмашку вниз - и инструменты замолкают послушно, и Суслов в тишине пропевает очередной куплет вроде:
"там са-мо-
лё-ты летят
низко
значит, война -
близко..." -

и снова вступает шикарный бравурный оркестр, смеющийся и серьёзный одновременно, и не та ли это весёлая и изысканная, яростная и утончённая "профанация тоталитарного героизма", о которой говорилось двадцать лет назад? :)



"Мы пааа-бе-дим,
Базара нет,
В ааа-че-редной войне!!!"


Этой совершенно убийственной песней группа попыталась закончить своё выступление, но так просто это ей не удалось



Зал, заполненный процентов на девяносто (кстати, замечена там была седовласая персона, крайне похожая на писателя В.Сорокина, я прямо даже пожалел, что не люблю его книг... на этой картинке желающие могут попытаться его распознать) - так вот, зал решительно не отпускал группу, и, сдавшись, музыканты Отказа снова вышли на сцену и сыграли одну инструментальную композицию - о том, что она окажется таковой, говорил высоко поднятый микрофон Суслова -



а потом - бесподобную лирическую романсообразную вещь про Льва Николаича Толстого, который,
если верить этой песне -

...в трёх соснах не брёл,
он плутал между двух,
он не знал, кто здесь стадо,
а кто здесь пастух
он любил свою глушь
не писал "Мёртвых Душ",
а женился и стал доброй женщине муж -
Лев Николаич Толстой,
убегай и не стой! -

image Click to view



простите, тут у меня затряслась камера от смеха, дальше я снимать просто не мог, но хоть что-то...



После "Толстого" музыканты стали совсем неумолимы, поднялись и ушли со сцены навсегда - ну, то есть, я надеюсь, до следующего концерта :)

Конечно же, памятуя о внезапном успехе прошлогоднего поста про Ю.Наумова, я задумывался сейчас несколько раз, пока делился впечатлениями от этого концерта: а чего бы такого нежданно-забавного во всём случившемся увидеть, чем бы развлечь тех, кто будет читать сей текст, что такого, ну... несуразного, незапланированного, - произошло в течение вечера в ЦДХ?
И вот знаете - ни-че-го!
Было смешно, было чуть грустно, было восхитительно, было захватывающе - но всё точнёхонько тогда, когда надо, когда того хотели те, кто стоял на сцене...
Это был абсолютный, кристальный, безупречный концерт
придуманный, сделанный и сыгранный абсолютными и безупречными музыкантами

и большое, большое, БОЛЬШОЕ за это им спасибо

непременно придём в следующий раз :)

PS куда же без бонус-трека? -
Персимфанс, играющий Стравинского, если кому интересно... не с начала, но до конца:

image Click to view



PPS а вообще - всё видео и масса интересных фотографий с этого концерта, оказывается, есть в ЖЖ-сообществе В.О.:
http://community.livejournal.com/v_otkaz
Previous post Next post
Up