Каждый раз, когда слышу «У меня нет времени фильмы смотреть», я переживаю настоящее потрясение. Для меня это немыслимо! Даже если потребуется отказаться от сна или вечерней пробежки в пользу фильма, я выберу фильм, потому что это удовольствие не меньшее, чем чтение литературного шедевра или прогулка по берегу моря.
Справка: «В доме» (Dans la maison; Франция, 2012) - драма, Реж. - Франсуа Озон. В ролях - Эрнст Умоер, Фабрис Лукини, Кристин Скотт Томас, Эммануэль Сенье
Мне отвратительны фильмы с бессмысленными постановочными драками и насилием, которые так привлекают неуклюжих и
грубоватых мужчин. А вот особенной атмосферой, которые наполнены французские драмы, невозможно не очаровываться. Именно такой фильм - «В доме». Я обожаю его, восхищаюсь каждым кадром, но понимаю, что обыватели не разделят моего восторга и сочтут его бесхитростной игрушкой, которая скоро забудется.
На фото: Семья Рафы и их дом - такие «правильные» и «счастливые», что Клоду очень хочется убедить себя и их в обратном
Сценарий к фильму «В доме» написал сам режиссер Франсуа Озон по пьесе испанского драматурга Хуана Майорги «Мальчик за последней партой». Изначально
фильм заявлялся как «триллер», но ни один здравомыслящий человек не стал бы его считать таковым. Да, есть что-то пугающее и порочное в подчас нездоровом интересе мальчика к закрытой жизни других людей, но все же это не редкость, - кто из нас не любопытен, да и не преступление.
По сюжету, преподаватель литературы, вернувшись в лицей после каникул, дает ученикам задание написать сочинение на тему, о том, как они провели лето. Как и следовало ожидать, он получает бездарные отписки, лишенные всякой художественной ценности. Единственный, кто его удивил, - Клод Гарсия, получивший четверку.
На фото: Жермен и Жанна замечают героев повествования на выставке
Пишет ученик неплохо, но вот учителя смутили методы Клода: он циничен и язвителен и, к тому же, написал о семье одноклассника, к которому ходит в гости каждый день, что не совсем этично и может стать причиной скандала. Сочинениями с продолжением начинает интересоваться и жена преподавателя, пытающаяся спасти галерею, наполняя ее новомодными кошмарными инсталляциями, вроде голов коммунистических лидеров, насаженных на куклы из секс-шопов…
На фото: Галерею не спасти подобными произведениями искусства, жаль, что Жанна этого не понимает
Появившись на экранах, фильм получил огромное количество отзывов в сетях, все они по-своему интересны и логичны, многие комментаторы сделали тщательный анализ фильма и объяснили мотивы поступков героев
фильма, однако упустили такую очевидную и простую деталь.
Повествование легко и изящно касается скользких тем: Клод бы пригласил Рафу и к себе, да вот в ту часть города, - неблагополучный рабочий квартал, приятель ни за что не поедет. Отчасти мальчиком, который видел счастливые семьи только на картинках, и вынужден заботится о брошенном отце-инвалиде, - движет банальная зависть.
На фото: Подчас фантазии Клода переплетаются с реальностью
Да, проще всего прикрыться идеей «высшего существа», «интеллектуала и манипулятора», не нуждающегося в уютном и гораздо более комфортном доме, чем твой, нежели признать, как бы ты жаждал занять и место сына, и место мужчины этой «женщины среднего класса», в дом которой ты пробрался, притворившись добрым другом и милым ласковым мальчиком! Школьная форма, которая стала обязательной в лицее, по иронии носящем имя Гюстава Флобера, в этом году, - сделала Рафу и Клода похожими, уровняла их, и неизвестно, как бы был одет Клод, который существует на пособие отца инвалида, если бы не эта форма.
Клод пишет в сочинении, об отце Рафы: «Лет десять назад он неделю пробыл в Китае, и считает теперь, что знает о китайцах всё». Продолжая свой рассказ, он последовательно высмеивает и унижает героев истории, манипулирует ими, а в последствие, в его тонкую игру оказывается вовлеченным и сам учитель, как бы со стороны наблюдающий за
происходящим в доме.
На фото: «Женщины среднего класса» и средних лет подходят для манипуляции, особенно, если ты хорошенький школьник
Перемерив на себя все роли в «нормальной семье» среднего класса, Клод естественным образом выходит из семьи, лишаясь сначала друга в лице Рафы, а затем и надежды и претензий на роль соблазнителя Эстер...В одном из интервью, исполнитель главной роли, Эрнст Умоер, признается: «Меня поразило сходство Клода со мной, но, конечно, мы и очень разные тоже…»
На фото: Клод готов разрушить чью-то жизнь ради того, чтобы написать интересный рассказ, а на что способны вы?
Жермен, не без пафоса и гордости, объясняет жене, что «обязан обучить талантливого мальчика литературным азам и преподать жизненные уроки». Однако Клод научил преподавателя, старающегося забросить свои мечты о большой литературе, чему-то более важному: прежде всего, не доверять никому, и почувствовать, что литература - это то, ради чего можно пойти даже на преступление.