Особенности био- и агротерроризма в современном мире.

Oct 19, 2011 21:18


Доклад на Первой Всероссийской Конференции "Проблемы конртерроризма: социальные измерения", проведённой Российским государственным социальным университетом 26 ноября 2004 г.
Л.П. Жиганова.

Особенности био- и агротерроризма в современном мире.

Предваряя вопрос о био- и агротерроризме, хотелось бы сказать, что конец 20 века отличался бурным развитием биологических наук, в первую очередь, молекулярной биологии и генетики, опирающихся на достижения химии и физики. К 21 веку мир оказался перед лицом глобальной генетической революции, которая изменит многие стороны деятельности человека, прежде всего медицину, сельское хозяйство, определённые отрасли промышленности, и, в конечном счёте, наше мировоззрение. На практике это выразилось в реализации международного проекта "Геном человека", в разработке методов генной инженерии, биотехнологии в целом, в результате чего были расшифрованы генетические наборы многих растений, животных и человека. Правительства наиболее развитых стран уже вложили значительные средства в развитие этого сложного междисциплинарного направления. Объём биотехнологического производства в мире в 2002-2003 гг. достиг свыше 60 млрд. долл. Чуть менее половины всего мирового производства биотехнологических продуктов приходится на американские компании (27,5 млрд. долл.). Крупными производителями являются также Канада, Аргентина, Франция, Великобритания, Германия, Китай.


Всё это определяет тот фон, который обрамляет явления биотерроризма и агротерроризма в современном мире, которые представляют собой специфические формы террористических атак.. С изменением форм государства, средств воздействия оппозиция начинает выбирать асимметричные способы ведения войны. Химические, бактериологические средства, средства воздействия на атмосферу, информационное пространство и психику - это уже так называемый супертерроризм, использующий наиболее передовые технологии для нанесения экономического и экологического ущерба. При этом именно биотерроризм относится к "скрытому" терроризму, который может выглядеть как несчастный случай или как стихийное бедствие, последствия которого могут быть обнаружены не сразу и не сразу могут быть купированы.

Спектр организаций и отдельных личностей, способных использовать биологические агенты в качестве инструмента террора, различающихся по составу групп, источникам финансирования, идеологии, мотивациям и используемым методам, очень разнообразен. В него входят крупные, хорошо финансируемые организации, оппозиционные повстанческие группы, религиозные и культовые секты, пропагандирующие идеологию "конца света", разного рода националистические группы, отдельные расколовшиеся политические движения и группировки, а также террористы-одиночки и многие др.

Например, в 1970 г. террористическая организация Weather Underground с целью создания временных беспорядков в городах США для демонстрации беспомощности федерального правительства произвела загрязнение городской системы водоснабжения, осуществив приобретение биологического оружия путём шантажа солдата-гомосексуалиста. Или, террористическая организация Larry Wayne Harris в 1998 г. с целью добиться отделения территории США, где проживает белокожее население, имитировала применение против США биологического оружия якобы Ираком. Причём возбудители чумы и сибирской язвы были куплены на "чёрном рынке и должны были распылиться с самолётов, удобряющих почву.

По данным, приведённым в сборнике "Новый террор: перед лицом угрозы использования биологического и химического оружия", в 17% случаев применения террористами такого оружия оно распространялось воздушным путём, в 11% - через воду, в 15% - через пищу или напитки, в 13% - с помощью инъекций или иного контакта, в 16% - через лекарства. К сожалению, в 28% случаев способ распространения установить не удалось. К странам, "возможно распространяющим химическое и биологическое оружие", США сегодня относят Египет, Израиль, Ирак, Иран, Китай, Ливию, КНДР и Тайвань.

Из-за того, что неизвестно, когда и где может быть предпринята попытка биотерроризма, и какие биологические агенты могут быть использованы в качестве инструмента террора, угроза или попытка применения биологического оружия сохраняется всегда.

Какие существуют факторы биологической угрозы?

Во-первых, в мире существует значительное количество потенциальных источников биологического оружия. Развитие медицины в целом и профилактики и лечения инфекционных заболеваний в частности, требует выделения, а затем и хранения бактериальных штаммов, служащих для создания различных вакцин и прививок. Однако потенциально сами штаммы также остаются источниками всех тех заболеваний, для лечения которых они предназначены. По приблизительным подсчётам, в 67 странах сосредоточено 453 коллекций различных бактериальных штаммов, принадлежащих различным организациям, 54 медицинских центра имеют возбудителя сибирской язвы, 18 - чумы, причём до последнего времени они занимались их торговлей.

Количество источников смертоносных бактерий и не всегда адекватная охрана мест их хранения, могут сделать медицинские и биологические центры вольным или невольным источником снабжения террористов биологическим оружием. По американским данным, по крайней мере, 10 стран обладает биологическим оружием или проводит работы по его исследованию.

Во-вторых, применение террористами различных видов биологического оружия способно в короткие сроки вызвать эпидемию, ведущую к гибели огромного количества людей, животных и сельскохозяйственных культур. По оценкам, распыление 100 кг спор сибирской язвы во много раз превышает последствия взрыва мегатонной ядерной бомбы. Также необходимо отметить, что биологические процессы могут иметь цепной характер - и после вспышки заболевание может перейти в скрытую форму, способную достаточно долго существовать.

В-третьих, производство некоторых видов биологического оружия не требует какого-либо специального оборудования и относительно несложно. В природе уже имеется большое количество потенциально опасных для человека микроорганизмов, а исходные материалы для их производства часто являются продуктом хозяйственной деятельности человека. Необходимо упомянуть о вирусном оружии, при создании которого существует реальная трудность, связанная, прежде всего, с его промышленным производством. Вирусы труднее поддаются культивированию, чем бактерии. Но с точки зрения быстроты распространения, заразности и тяжести течения инфекций вирусы представляют большую опасность. Отсутствие средств эффективной профилактики и защиты против целой серии геморрагических лихорадок - главный козырь потенциальных биотеррористов.

В-четвертых, биологическое оружие легко транспортируется и достаточно сложно выявляется при любых проверках. Для этого должны быть созданы и работать экспресс-скрининговые микробиологические тесты.

В-пятых, практически каждая инфекция, а перечень микроорганизмов, которые могут быть потенциально использованы террористами, насчитывает 48 организмов (25 вирусов, 13 бактерий, 10 токсинов), требует своих методов лечения и профилактики, что значительно затрудняет возможность подготовки к отражению потенциального нападения.

Здесь же необходимо отметить, что существуют препараты выбора для лечения того или иного заболевания, вызванного данными патогенами. Однако в антибиотикотерапии сложилась напряжённая ситуация ввиду колоссальной антибиотикорезистентности микроорганизмов. Этому явлению есть нескольких причин: во-первых, естественный процесс приспособления микроорганизмов к химическому веществу, во-вторых, генно-инженерные работы с микроорганизмами для повышения их устойчивости к препаратам, в-третьих, и это самая важная причина, - это широкомасштабное применение антибиотиков в сельском хозяйстве, в частности, в животноводстве. Это привело к беспрецедентному повышению уровня антибиотикоустойчивости, что создаёт сложности для борьбы с внутрибольничными инфекциями, которые, как правило, имеют комплексный характер. Научная общественность США и Европы крайне обеспокоены подобным положением вещей, некоторые учёные даже считают, что в целом мы вернулись в дофлемминговскую эру. Поэтому ЕС, в первую очередь, разрабатывает проекты надзора за использованием антибиотиков из-за появления множественной резистентности к антибиотикам резерва у человека.

В-шестых, инфекционные заболевания, которые могут развиться в результате биологической атаки, имеют неспецифические клинические симптомы, например лихорадка, особенно в первые часы и сутки с момента их развития. Поэтому необходимо знать определённые дифференциально-диагностические признаки, чтобы ещё до применения специальных методов идентификации предположить круг наиболее вероятных возбудителей. Существуют некоторые трудности быстрой микробиологической диагностики, особенно лёгочных форм инфекционных заболеваний. Из-за этого всем лицам с клинической картиной предполагаемой инфекции соответствующая антибактериальная терапия должна быть начата немедленно.

В-седьмых, генно-инженерные эксперименты с различными организмами, в том числе, с болезнетворными бактериями и вирусами, создают дополнительную мощную биологическую угрозу. Сегодня особенно необходимо обратить внимание на эксперименты в области генной инженерии. Это так называемая векторная технология, которая используется для переноса генов из одного организма в другой, и высокоинфекционный материал для встраивания чужого гена в абсолютно другой организм. Риск использования векторов для создания генно-инженерных организмов не оценивался. К тому же, сами по себе генетически измененные организмы, как абсолютно новые для биосферы организмы, могут воздействовать на неё самым неожиданным образом. Сама неизвестность подобного воздействия почему-то воспринимается как доказательство безопасности.

В современных условиях происходит стремительная утрата биоразнообразия вследствие нарастающих климатических изменений, разрушения озонового слоя и парникового эффекта и деятельности человека. Широкомасштабное применение биотехнологических продуктов и методов может привести как к генетическому однообразию, так и смене биогеоценозов, которая может повлечь за собой негативные последствия более крупных масштабов.

Многие страны западной цивилизации участвуют в разработке и реализации идеи "устойчивого развития", смысл которой заключается в самоограничении ресурсопотребления развитых стран и оказания технологической помощи развивающимся странам. Распространённым мнением считается, что сельскохозяйственная биотехнология является одним из направлений, ведущим к устойчивому сельскому хозяйству. Однако биотехнология, и особенно генная инженерия, являясь молодой отраслью деятельности человека, не предоставляет возможности оценить отдалённые последствия применения генно-инженерных продуктов и методов на всех уровнях организации живого: от клеточного до биосферы, и насколько наши сегодняшние прогнозы в отношении развития биотехнологии правильны и оправданы. И не окажется ли само государство, применяющее трансгенные продукты для решения своих насущных продовольственных проблем в роли скрытого биотеррориста, наносящего гораздо больший ущерб, чем просто террористическая группа, своему гражданскому населению.

По некоторым данным, компания Монсанто (крупнейший биотехнологический транснациональный производитель) признала, что вокруг ДНК со встроенными генами образуются непонятные генные надстройки. Они могут производить токсичные белки, канцерогеныЮ мутагенные соединения. А эффект на организм человека скажется через 5-10 лет после начала употребления в пищу. Как минимум, этот эффект может проявиться в виде аллергии, а как максимум в виде сложных патологий.

По всей видимости, пришло время подумать о более строгом контроле за биологическим материалом и разработать более строгий комплекс в области биобезопасности. Биологической угрозе любого рода может противостоять только сильная система биологического контроля и здравоохранения, которая будет работать более в режиме "предупреждения", нежели "устранения последствий". Поэтому любая биологическая проблема, связанная с передовыми технологиями, будь то сельскохозяйственная биотехнология, или биомедицина, или генная терапия, или трансгенетика, - выходит за рамки дисциплинарных значений в более широкую плоскость - биополитику, которой должны заниматься правительства, по крайней мере, развитых стран.http://www.counterterrorismcenter.ru/main/pages/zhiganova.html

безопасность, диверсии

Previous post Next post
Up