Какие ошибки я делала при старте компании

Jun 01, 2012 14:44

7 лет назад, когда мы сделали с d_zh HFLabs, я была системным аналитиком (вдумчивым и серьезным, как полагается системному аналитику), на которого внезапно свалились задачи управления проектами, подбора сотрудников, покрытия кассовых разрывов и прочие прелести, которые подстерегают любого начинающего предпринимателя, создающего свою компанию.

Вчера, просматривая конфлюенс HFLabs за 2007-2009 год, я обнаружила, что за прошедшее время стала практически другим человеком, т.к. не очень понимаю, кто эти все статьи писал (обычно это симптом).

Короче, ниже идет top 5 ошибок, которые я делала и которые, возможно, кому-то еще пригодятся.

1. Все серьезно

"Сотрудник должен", "Сотрудник обязан" - это фразы, которые сплошь и рядом встречаются в документах того времени. Ну и вообще все документы написаны очень серьезно.

Возможно, мне казалось, что если я буду серьезной, сотрудники будут меня будут слушаться и не пошлют нах (в результате один все же послал :).

2. Избыточный контроль

Мне хотелось контролировать все.
Если стендап митинг - то непременно в 9:00, и не минутой позже, а если кто опоздал - того нужно отругать (чуть ли не выпороть).
Если процесс какой-то завелся - написать инструкцию, отслеживать ее выполнение и страшно ругаться при отклонениях от плана.
Казалось, что если не проконтролируешь - все развалится.

Справедливости ради надо сказать, что проконтролированное - оно тоже разваливалось. Первый свой проект я с треском завалила (мы сдали его Заказчику в срок и нам заплатили деньги, но он не использовался ни одного дня и я знаю почему).

Сейчас я очень осторожно отношусь к своим попыткам контролировать что-то. Прежде чем спросить что-то или ответить на какое-то письмо, я стараюсь задавать себе вопрос: "А можно ли решить эту задачу без моего участия?". Правда, не всегда это получается, но мы будем работать над этим :)

3. Оргструктура, отделы и должности

"Отдел тестирования", "отдел разработки", "отдел миграций" и непременно с руководителями - это то, как выглядел HFLabs образца 2007 года. Ну и громкие должности типа "руководитель отдела тестирования", "начальник отдела разработки" и пр.

Это осталось от Luxoft. Хотелось быть "большой" компанией, хотя сейчас я понимаю, что выглядело это жалко.

Сейчас в HFLabs несколько автономных команд (3-7 человек) и нет должностей. И это осознанный выбор.

4. HR

Вначале нам казалось, что можно набрать HR за 30 тыс. рублей и этот человек начнет нам искать квалифицированный персонал. Ха! За пару лет наших экспериментов мы не нашли таким образом ни одного человека, который остался бы с нами дольше, чем 3 месяца.

Сейчас мы пришли к выводу, что отдел HR небольшой компании не нужен. Мы обычно ищем 1-2 человек, но очень классных. Кадровые агенства полностью теряют к нам интерес после 3-4 отказов с нашей стороны. HR, думаю, тоже были бы не очень замотивированы.

В результате мы пришли к комбинации: hh.ru+МК+знакомые для поиска, командные собеседования для отбора. Не думаю, что HR дал бы нам огромное преимущество в этих процессах.

5. PR

Мы неоднократно пытались привлечь PR агенства для раскрутки компании, но так получалось, что деньги для нас были неадекватно большими, а польза - неадекватно маленькой. Все что они предлагали - это унылые пресс-релизы, скучные статьи/интервью и прочая корпоративщина. А нам всегда хотелось чего-то другого, чего-то необычного и яркого.

По прошествии времени мы осознали очевидную вещь - кроме нас PR компании никто не сделает. И занялись этим сами. И, судя по количеству продаж, у нас неплохо получается :)

hflabs

Previous post Next post
Up