К 90-летию Русского Исхода силами Союза Русского Народа, его отделений и Керченского союза монархистов были проведены крестные ходы в Севастополе (
rusimperia.info,
novoross.info), Ялте (
novoross.info,
kazaki.crimea.ua), Феодосии (
novoross.info,
srn-feodosia.ru,
vkontakte.ru) и Керчи в соответствии с датами происходившей эвакуации в приморских городах Крыма (14-16 ноября), причём многие участники, в том числе из Керчи, смогли присоединиться ко всем мероприятиям.
В керченском крестном ходе, проводимом ежегодно 16 ноября в память исхода Русской армии, участвовало более 300 человек, и около 40 из них были гости города. С 15 часов на горе Митридат начали собираться люди.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000hza6f)
В этом году погода была на удивление тёплой, а город заволокло небольшой туманной дымкой, так что с Митридата окраины и морской горизонт виделись растворяющимися в сиренево-красных закатных цветах, а мыс Ак-Бурун с крепостью Керчь казался огромной горой, вершина которой выступала из облаков.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000k1d5a)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000k3694)
Круглая радуга, показавшаяся слегка во время освящения памятника жертвам красного террора у храма апостола Андрея Первозванного, стала гораздо заметней и ярче, расположившись справа от заходящего солнца.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000k5g5z)
Из местных организаций присутствовали: устроитель крестного хода Керченский союз монархистов, Керченский союз казаков и Керчь-Еникальский пластунский полк Таврического казачества. Единомышленники и соратники из городов Москва, Киев, Иркутск, Екатеринославль, Житомир, Харьков, Сумы, Луганск, Бердянск, Севастополь, Симферополь, Ялта, Алушта, Гурзуф, Феодосия были представлены руководителями и членами Союза Русского Народа, десяти его отделений, казачьих общин и обществ реставраторов.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000k7yxg)
Участники заполнили одну сторону широкой площади на вершине горы, а напротив них выстроились казаки, над которыми развивались знамёна полков и флаги Союза Русского Народа. Верующие держали в руках иконы святых и портреты Государя. Многочисленные репортёры разместились немного в стороне, откуда были хорошо видны все участники молебствия.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000k9p0p)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000kbtkf)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000kddrb)
Краткую вступительную речь произнёс предводитель Керченского союза монархистов Геннадий Борисович Григорьев, рассказав о значении ежегодного, ставшего традиционным, крестного хода и о том, что в этом году собравшиеся пришли отметить знаменательную дату 90-летия исхода Русской армии, которая представляла последний крепкий оплот русской государственности на территории бывшей православной империи.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000kfwsf)
Он также пояснил присутствующим, почему начало крестного хода положено на вершине горы Митридат: по существующей легенде, здесь, около теперь уже разрушенной часовни над могилой градоначальника полковника И. А. Стемпковского, был отслужен молебен перед погрузкой на корабли; последний раз уходящие на чужбину вдохнули русский воздух, взяли с собой горсть родной земли и окинули взором азиатский и европейский берега своего отечества, а затем, спустившись, погрузились на корабли - крестный ход повторяет этот скорбный путь. В конце Геннадий Борисович произнёс: «И хотя мы будем спускаться по лестнице вниз, наши души и мысли будут подниматься вверх, к Богу, нашему святому Царю и его верным защитникам».
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000khh77)
В половине четвёртого священники Николай Зиньков, Николай Вандышев, Алексий Якушев и Алексий Бутенко начали служение краткого молебна, после которого были приспущены знамёна и коленопреклонённо произнесена молитва к Господу о даровании царства.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000kpsy0)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000krxdg)
Хотелось бы отметить, что все священники города посредством личных письменных отношений были приглашены к участию в этом важном для духовно-нравственной оценки нашей истории событии, призванном почтить память защитников православной веры и русского отечества, изгнанных за его пределы и положивших живот свой на поле брани. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное», - в словах Господа открывается сакральное значение подвига белых воинов (Матф. 5:10). Кто-то участвовать не смог, кто-то не пожелал. Впрочем, следует сказать, что отсутствующие священнослужители не проявили безразличия и отслужили накануне в своих храмах панихиды о павших белых воинах и безвинно убиенных советской властью людей.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000kthyy)
После молебна люди построились рядами и начался крестный ход в преднесении святого креста и хоругви с Казанской иконой Божьей Матери, который возглавили священнослужители с певчими; за ними следовали казаки и реконструкторы, а заключали шествие верующие.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000kxggs)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000kzx42)
Все участники возглашали краткие молитвословия к Господу и святым его. От начала до конца лестницы спуск сопровождался звоном колоколов собора Иоанна Предтечи, которые также звучали во время шествия по бывшей Предтеченской площади (ныне - Ленина).
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000p1sps)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000p3pkz)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000p5dp5)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000p7t32)
Крестный ход вышел на Приморский сквер и приблизился к поклонному кресту в память исхода Русской армии, украшенному белыми цветами с золотой лентой с надписью «Вечная память белым воинам», а также опоясанному двумя лентами цветов государственных флагов Российской Империи.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000p9f0q)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000pbfw5)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000pdtwh)
Здесь предводитель Керченского союза монархистов обратил внимание окружавших памятник людей, что появление этого креста в Керчи состоялось по доброй воле приснопамятного русского скульптора В. М. Клыкова. Он также добавил, что одним из важных дел Вячеслава Михайловича стало возрождение в 2005 году Союза Русского Народа и символично то, что сегодня здесь, у одной из последних работ скульптора, присутствуют представители десяти отделений и председатель главного штаба Союза.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000pfzde)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000phcpq)
Несмотря на то, что эвакуация Русской армии началась от Севастополя, а из его порта ушла большая часть изгнанников, включая правительственные учреждения и самого главнокомандующего генерал-лейтенанта Петра Николаевича Врангеля, Керчь также занимала особое место среди прочих городов Крыма, ведь отсюда отчаливал последний корабль. Неслучайно традиция крестных ходов в день Русского Исхода зародилась в 2002 году именно в Керчи, а с этого года распространилась и на другие приморские города, откуда проходила эвакуация. Неслучайно и первый памятник исходу Русской армии, подаренный В. М. Клыковым Севастополю, оказался в Керчи. И хотелось бы верить, что последний пункт исхода превратится в начало возвращения русских людей к своему православному отечеству.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000pp4z4)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000prwsh)
После слов Геннадия Борисовича началась лития об упокоении душ белых воинов, живот свой положивших на поле брани в защиту Веры, Царя и Отечества, и всех безбожной властью убиенных, в завершение которой пропета молитва «Со святыми упокой». Во время этого молитвословия солнце начало скрываться за горизонтом и небо окрасилось в ярко красные цвета.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000ptgq0)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000pxe5q)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000pzwp3)
Затем молящиеся подошли к памятнику великому российскому флотоводцу адмиралу Феодору Феодоровичу Ушакову, у которого был пропет тропарь и кондак этому святому праведному воину.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000q1w7h)
Крестный ход продолжил своё шествие снова по площади рядом с городским собором. Остановившись перед святым храмом и поклонившись ему, участники вышли на набережную. Небо быстро потемнело и потеряло свои насыщенные краски. Пройдя вдоль набережной, участники выдвинулись на пирс, где были произнесены памятные речи.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000q31ds)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000q5rw5)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000q7qy9)
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000q94fb)
Первым выступил Г. Б. Григорьев, сказав, что крестный ход начался на Графской пристани в Севастополе, а завершился на месте бывшей Царской пристани в Керчи, откуда в ледяные ноябрьские дни 1920 года отошли последние корабли эвакуации; таким образом, общими усилиями удалось повторить путь Русского Исхода в Тавриде.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000qbw7h)
Настоятель храма апостола Андрея Первозванного Николай Зиньков посетовал на то, что в наше время патриотические организации разделяются и враждуют друг с другом, и каждая считает только свои убеждения правильными и только свои действия - единственно возможными, осуждая позицию других. Он призвал к единению в Православной вере и стремлению к общим делам, приведя слова блаженного Августина: «В главном - единство, в спорном - свобода, во всем - любовь».
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000qdd16)
В Керчи, кроме гражданских лиц, покидавших родину, основную часть составляли донские, кубанские и терские казаки. Весь город был наполнен оставленными лошадьми. Атаман Керченского союза казаков Александр Вадимович Самойлов рассказал об участии казачества в гражданской войне и о его последующем истреблении, в том числе напомнил о трагедии в австрийском городе Лиенце после окончания Второй Мировой войны.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000qfyy8)
Старший научный сотрудник Керченского историко-культурного заповедника Владимир Филиппович Санжаровец дал историческую справку о количестве эвакуировавшихся из Керчи людей, о числе и типе судов. Он отметил, что среди эмигрантов оказалось и значительно число самих горожан: об этом можно судить по статистическим данным за 1920 и 1921 годы, которые отражают не увеличение численности, а его сокращение. 2224 человека - это существенная разница для города с 38-тысячным населением и отражает трагедию, которая разыгралась в ту пору: некоторая часть людей навсегда покинула отечество, потеряв почти всё, что имела, другая была репрессирована и сослана, третья - расстреляна карательным органами ЧК. Наконец, Владимир Филиппович выразил мысль, что и стоящие здесь в некоторой степени являются эмигрантами, находясь за пределами России, в другой стране, в результате своеобразного внутреннего исхода в 1991 году. Он отметил, что произошла огромная катастрофа, повлёкшая за собой множество трагических последствий, но которые по масштабу, конечно, не соизмеримы с событиями 90-летней давности.
Затем Геннадий Борисович сказал о том, что известный среди русской эмиграции, а теперь и на родине, поэт Сергей Сергеевич Бехтеев, творчество которого проникнуто болью о судьбе России и отвергнутого ею святого Царя, и представил присутствующим атамана Екатеринославского отдела Великого братства казачьих войск подъесаула Константина Леонидовича Попова, который прочёл стих этого поэта «Офицер».
Офицер
Его вели убийцы на расстрел,
Толпа безгласная пугливо расступалась,
Но на неё спокойно он смотрел,
И сердце гордое его не волновалось.
Привык он смерть с отвагою встречать,
На гибельных полях неумолимой битвы,
Когда уста торопятся шептать
Последние слова напутственной молитвы.
Никто не смел приблизится к нему,
Все от него как от чумы бежали,
И даже взглядами трусливыми ему
Сочувствия в беде не выражали.
Всех устрашал его господский вид,
Его фигура в одеяньи сером,
И каждый знал, что власть его казнит,
За то, что был он царским офицером,
За то, что родину он грудью защищал,
Что за паек скупой не торговался,
Что он часов рабочих не считал,
С врагами родины постыдно не братался.
За то, что был он русским до конца,
Безропотно неся лишенья и кручину,
За то, что не сменил он честного лица
На красную разбойничью личину.
1942, г. Ницца
Александр Степанович Турик, председатель главного совета Союза Русского Народа, рассказал об этой общественно-политической организации, особо отметив, что она существует по неизменному уставу 1905 года. Он также вспомнил о воссоздателе Союза Вячеславе Михайловиче Клыкове, памятники которого украшают многие города и веси нашего отечества, имеют характер национальный и отражают православный взгляд на историю и культуру России, а также выразил радость по поводу того, что лично увидел в Керчи одну из его работ, крест-ладью, символизирующую не только Русский Исход, но и в более широком смысле - Церковь - корабль нашего спасения.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000qh9ga)
Заключительное слово сказал Геннадий Борисович Григорьев, поблагодарив всех, кто присоединился к крестному ходу. Он попросил сохранить приобретённые чувства и передать их тем, кто не смог быть на этом событии. Он выразил надежду, что придёт возрождение Святой Руси, третьего Рима, и всё больше людей будут ощущать себя русскими, в дореволюционном понимании этого слова, осознавая, что на небе - Бог, а на земле должен быть православный самодержавный Царь.
Во время стояния на пристани наступили сумерки, на небе ярко загорелся месяц и появились первые звёзды. В тёмном заливе, окутанном туманом, привлекали внимание несколько медленно движущихся к берегу кораблей, свет от которых яркими длинными дорожками переливался на воде.
В завершение присутствующими была исполнена молитва русского народа, начинающаяся с гимна Российской Империи «Боже, Царя храни». Атаман А. В. Самойлов дал команду приспустить знамёна. После этого на воду были возложены 4 венка: от Керченского союза монархистов - императорских цветов со словами «Защитникам Веры, Царя и Отечества» и национальных цветов - «Русской Армии Петра Николаевича Врангеля», от Керчь-Еникальского пластунского полка - «Память защитникам отечества. От Таврического казачества» и от Керченского союза казаков.
![](http://pics.livejournal.com/khodakovsky/pic/000qp4h0)
Керченскому союзу монархистов от Киевского отдела Союза Русского Народа была подарена большая литографическая икона Царя-страстотерпца Николая II, которая участвовала во всех четырёх крымских крестных ходах.