Hawker Siddeley HS 748 (первоначально известный как Avro 748) - британский ближнемагистральный турбовинтовой самолёт, разработанный компанией Avro в конце 1950-х для замены стареющего парка «Дугласов» DC-3. При его разработке компания сосредоточила свои силы на таких характеристиках, как, например, укороченный взлёт-посадка. Было построено 380 самолётов. Последующая разработка проекта 748 привела к появлению самолёта BAe ATP, нацеленного на конкуренцию с deHaviland Canada Dash 8 и ATR-42, однако не оправдавшего возложенных надежд и выпускавшегося крайне плохо. Хотя в музее представлен не пассажирский вариант, а учебный самолет РЭБ, посмотреть внутри было очень интересно!!!
Колоссальный успех самолета DC-3 заставил многих авиационных разработчиков после окончания войны и уменьшения количества военных заказов ринуться на рынок гражданских авиалайнеров. Хотя после выпуска 380 самолетов до сих пор в эксплуатации находится порядка 40, успешным этот проект назвать сложно. Тем не менее HS 748 оставил след и в советской авиационной промышленности. При разработке Ил-114, в качестве одного из прототипов был выбран именно BAe ATP. Самолеты разные, а судьбы похожие…
Представленный на открытой площадке музея самолет поднялся в воздух 11 января 1973 года. Был оснащен специализированным электронным оборудованием и используется для обучения радиоэлектронного противодействия ВМФ Австралии. После налета 11122 часов и 10662 посадок был списан с военной службы и некоторое время использовался для перевозки грузов до 2003 года, после чего и оказался в музее.
Поднимемся же на борт!
Хотя специализированное оборудование занимает, преимущественно, правый борт, по левому борту стоят такие же пассажирские кресла, как и у всех пассажирских самолетов того времени. Так что можно оценить уровень комфорта 70-х…
Добро пожаловать в «классическую» кабину с «будильниками»!
Весьма характерный закрылок Фаулера: он практически полностью прячется под заднюю кромку крыла. Назван по имени английского изобретателя H. Fowler. Среди выдвижных щелевых закрылков, характеризуется меньшей толщиной профиля и максимальным выдвижением по хорде.
И в качестве бонуса для посетителей: носовая часть фюзеляжа вся в заклепочках, с большим грузовым люком и рыжеволосой красавицей на борту в буквальном смысле слова!!!