Pacific Aviation Museum Pearl Harbor: Mitsubishi A6M2 Zero

Nov 28, 2013 15:27

"Рейзен" был для меня все равно, нто меч для самурая. Я ощущал его как собственное тело," - так писал один из японских пилотов о самом известном японском самолете второй мировой войны. Hачиная с Перл-Харбора до последних боев по отражению налетов на Японию американских В-29, истребитель Мицубиси А6М Рейзеи (сокращенно от "Рейсики зентоки" - "Истребитель ноль") участвовал практически во всех воздушных сражениях, проводимых императорским флотом. Его отличная маневренность и высокая дальность полета стали почти легендой, и до сего дня "Зеро" остается символом японской авиации. Его мировая слава была завоевана в первых боях на Тихом океане, когда в течение шести месяцев он не знал серьезного отпора. Hо в ходе войны японцы не сумели обеспечить ему достойной замены - истребителя, способного превзойти противника по скорости, вооружению и живучести. И, начиная с конца 1942 г, нести свой крест боев для А6М было все тяжелей. Hесмотря на то, что после 1943 г истребитель уже явно устарел, японцы продолжали выпускать его до конца войны. В результате "Рейзен" стал самым массовым японским самолетом.





Mitsubishi A6M Zero («A» - истребитель; «6» - модель; «M» - Mitsubishi) - японский лёгкий палубный истребитель времён Второй мировой войны. Выпускался с 1940 по 1945 год, всего построено 10 939 единиц. A6M имел техническое превосходство над самолётами союзников до конца 1942 года, когда американские соединения начали вооружаться новыми самолетами, которые могли диктовать условия схватки, используя своё преимущество в лётных характеристиках на больших высотах. В 1943 году союзные истребители превзошли A6M по огневой мощи, бронированию и скорости, а также сократили отставание по манёвренности. В 1944 году A6M окончательно устарел, но продолжал производиться. В последние месяцы войны использовался для атак камикадзе.



Название «Морской палубный истребитель Тип 0» A6M получил от последних чисел года выпуска - 2600 год по японскому летоисчислению (1940 г). В Японии его неофициально называли «Рэй-сэн» или «Зеро-сэн» («рэй» - «ноль», «сэн» от слова «сэнтоки» - «истребитель»); кодовое имя, данное союзниками, - «Зик» (Zeke), сокращение от Иезекииль (Ezekiel). Пилоты же называли A6M просто «Зеро» (англ. «Ноль»).



Истребитель Mitsubishi A5M только поступил на вооружение частей в начале 1937 года, как японский флот начал искать ему возможную замену. Спецификация на новый палубный истребитель была отправлена в Nakajima и Mitsubishi в мае. Обе фирмы начали предварительные работы по разработке в ожидании окончательных спецификаций. В октябре, основываясь на опыте, полученном во время применения A5M в Китае, флот выдвинул следующие требования: скорость 500 км/ч на высоте 4000 метров, и набор высоты 3000 метров за 3,5 минуты. Продолжительность полёта с подвесными баками должна составлять от двух часов в нормальном режиме до 6-8 часов в экономичном. Вооружение должно состоять из двух 20-мм пушек, двух 7,7-мм пулемётов и двух 30 или 60 килограммовых бомб. На все самолёты должен устанавливаться полный набор радиооборудования, включая радиопеленгатор. Маневренность должна остаться хотя бы на том же уровне, что и у A5M, при размахе крыльев меньше 12 метров, чтобы помещаться на авианосце.



Инженеры Nakajima нашли воплощение этих характеристик невозможным и в январе следующего года вышли из конкурса. Дзиро Хорикоси, главный инженер Mitsubishi, для выполнения требований использовал все доступные технологии снижения веса, в том числе широкое использование алюминиевых сплавов. Низкорасположенное, свободнонесущее крыло, убираемые шасси с широкой колеёй, закрытый каплевидный фонарь кабины пилота с хорошим обзором делали «Зеро» самым технически оснащенным самолётом в мире.



Размах крыла - 12 м
Длина - 9,06 м
Высота - 3,05 м
Площадь крыла - 22,44 кв. м.
Масса пустого - 1680 кг
Нормальная взлетная масса - 2410 кг
Максимальная взлетная масса - 2796 кг
Мощность двигателя - 950 л. с.
Максимальная скорость - 525 км/ч
Крейсерская скорость - 330 км/ч
Практическая дальность - 3050 км
Максимальная скороподъемность - 800 м/мин
Практический потолок - 10000 м
Вооружение: два 7,7-мм пулемета и две 20-мм пушки



Американские военные получили возможность детально изучить «Зеро» после восстановления почти неповреждённого самолёта приземлившегося на Аляске. Данный самолет известен как Акутанский Zero. Он совершивший аварийную посадку на острове Акутан. Пилотировавший его унтер-офицер Тадаёси Кога погиб при посадке, ударившись головой о приборную доску. Тем не менее его самолет был захвачен почти неповреждённым американскими военными в июле 1942 года и стал первым пригодным к полёту Zero, захваченным во время войны. Он был отремонтирован и пилотировался американскими лётчиками-испытателями. Информация, полученная в результате этих испытаний, помогла американским тактикам разработать способы для победы над Zero.
Акутанский Zero описывается как «почти бесценный трофей для Соединённых Штатов» и «вероятно, один из самых больших военных трофеев на Тихом океане». Японский историк Масатакэ Окумия заявил, что приобретение союзниками Акутанского Zero «было не менее серьёзным», чем поражение Японии в битве за Мидуэй, и что он «сделал многое, чтобы ускорить окончательное поражение Японии».



Экземпляр самолета, представленный в музее, был выпущен в 1942 года и принимал участие в боевых действиях на Соломоновых островах, где и был заброшен острове Баллала из-за боевых повреждений. Самолет был найден в 1964 году и в середине 80-х был восстановлен до летного состояния. Единственным отличием от оригинала является применение двигателя American Pratt & Whitney R-1830, который по мощности, весу и компоновочно-габаритным параметрам похож на оригинальный Sakae 12. В настоящее время только один Zero, из нескольких восстановленных, летает с оригинальным двигателем.



При написании данного материала использованы материалы, свободно распространяемые в интернете, в частности на сайтах: Википедия и Уголок неба

pacific aviation museum

Previous post Next post
Up