Среди песков бесконечной пустыни…, в сотнях километров от цивилизации…, вдали от человеческих глаз…, существует то, что не может уложиться в человеческом сознании.
Ничто, попавшее внутрь, уже не спасётся. Любое живое существо обречено. Гудящий и пышущий пламенем кратер диаметром с футбольное поле освещает ночное небо. Ворота в Ад …
Дарваза… Древний посёлок, исчезнувший с лица земли после образования зловещей дыры, оставил ей своё название. Добраться туда могут единицы. Тот, кто окажется с подветренной стороны, обречён на мучительную смерть от удушья…
26 апреля 1971 года в пустыне Кара-Кум из огромной дыры в земле вспыхнул огненный факел…
В этот же день, в том же году, в Москве, родился будущий путешественник…
Однажды, они должны были встретиться… И это произошло. Да, чуть не закончилось трагедией, но раз вы видите эти строки, значит, всё обошлось.
Я узнал про Дарвазу от друга из Страны Басков. Альваро, размахивал руками пытаясь показать на сколько она большая …
- Представляешь..! Там прямо посредине пустыни эта дыра с огнём…! Там всё гудит..!
Тут он начал изображать жуткий вой, которым сопровождается активный выброс огня…
- Там никого нет… Никого…! Это далеко от дороги… В пустыне… Ночью там что-то особенное…! Тебе там надо побывать…!
Фотографий не было и всё что представлялось, было плодом моего воображения… А воображение штука яркая..
Известие об отказе в визе в страну Туркменбаши наверно не выбило бы меня из колеи… Но я так хотел увидеть пустынный феномен..! Наверно именно это дикое желание и изменило ход событий. Что-то произошло в космосе, мир перевернулся, чтобы всё пошло по-другому. Ещё несколько дней… В штабе сообщение от Сёмы - «Ты едешь в Туркмению..! Виза будет..!»
Индия, Пакистан, Иран… Граница, Ашхабад…, и вот дорога, которая всё ближе подводит меня к особому месту…
Навигатор знает координаты, и прямая линия на экране постепенно отклоняется вправо, давая знать, что заветная цель близко.
От дороги в пустыню уходят бесконечные колеи. Большинство из них растворяются через несколько десятков метров в подвижных песках Кара-Кумов. Синяя полоса на экране повернулась почти на девяносто градусов. Где-то тут надо сворачивать, но где…?
Солнце почти касается горизонта. Совсем не хочется ошибиться. В темноте, в пустыне, в рыхлом как пудра песке, я застряну, не добравшись до места…
Вроде тут… Съезжаю с дороги… Почти сразу колея уходит в барханы, несколько десятков метров и мотоцикл вязнет.
Он не просто вязнет.., тонет… Одно неосторожное движение ручки газа и сиденье уходит вниз. Я стою над мотоциклом…
Вытащить двести пятьдесят килограммов из этой субстанции почти непосильное дело… Полчаса мучений подняли мотоцикл на поверхность и развернули в направлении дороги. На спуске легче.
Прежде чем вернуться, пешком на разведку. Путь на вершину песчаной горы очень тяжело даётся даже ногами. Песок съедает большую часть энергии затраченной на движение. Стоит остановиться и неуклонное сползание вниз сводит насмарку все потраченные силы. Въехать сюда на гружёном мотоцикле почти не реально. Нужно искать другой путь.
Под колёсами снова твёрдая поверхность, я вернулся на дорогу.
Стоило тронуться и вот, недалеко от дороги домик, возле которого отдыхает строительная техника.
Типичная для Туркмении картина - расстеленный на земле коврик с хлебом и нарезанной дыней. Тут после трудового дня отдыхают несколько дорожных рабочих. Подъезжаю…
- Здравствуйте… А подскажите, как мне проехать до Дарвазы..? Ну, та, которая с огнём...
Конечно, такое эти люди видят не часто… Почти минуту они молча смотрят на пришельца, анализируя, что это вообще такое и на каком языке оно разговаривает… Старший заговорил первый -
- Что значит, как проехать..?! Подожди…! А как семья.., как дети…?! Ты откуда такой..? Нука, слезай давай..! Поешь дыньки…, чайку попей… Потом ребята плов будут делать… Поешь, поспишь… А утром, мы тебе всё покажем…
Не удивительно! Для Туркмении, подобное гостеприимство нормальная ситуация. Тут так везде.
- Спасибо огромное..! Но мне сейчас надо… Я ночью хочу там побывать…
- Побываешь..! Плову поешь…, и ребята тебя отвезут…
- Не…! Мне самому надо…, с мотоциклом…
- Ночью на вездеходе поедете… Ребята дорогу покажут…, посмотрите всё… А утром позавтракаешь, сил наберешься и если захочешь, сам поедешь…
Он ещё подумал и добавил -
- Только ты не проедешь… Там сейчас песку намело много… Сейчас не проедешь… Слезай…! Вот дынька тебе…
Ну как от этого можно отказаться? Да и зачем? Люди-то какие..!
Как же тут хорошо! Хорошо, от этих добрых людей. От их спартанского временного жилища, в котором на самодельной газовой горелке в казане готовится плов. От старого, тёртого, закопченного чайника из которого то и дело в пиалу подливается чай. От настоящей туркменской дыни, вкус которой мы уже забыли. От разговоров и доброго смеха. От того как эти люди друг к другу относятся.
Наевшись плову, вышли на улицу.. Звёзды, яркие и большие как лампочки…
Это действительно вездеход..! Огромный маз с колёсами в человеческий рост. Из кабины вид как со смотровой вышки. Тот подъем, где я почти час выкапывал мотоцикл, мы преодолели незаметно. Петляя среди барханов, движемся на красный ореол освещающий небо. Периодически машина теряет ход. Водитель переключает на пониженную передачу и мы гребя всеми шестью огромными колёсами медленно продвигаемся по вязкому сухому болоту из ветряного песка.
Всего двенадцать километров, но мы едем долго. Ореол всё ярче. Ещё немного и из-за огромного бархана появляется она…!
Да…! Именно это и ожидал увидеть…! Она прекрасна…!
Спрыгнув с высокого порога кабины, направился на свет. Гул миллиона горящих факелов дополняет и без того яркие ощущения. Под ногами мертвая земля, не похожая ни на что…
Во времена СССР, обнаружили газовое месторождение. В результате бурения разведочной скважины геологи наткнулись на подземную каверну (пустоту), из-за технической ошибки, газ пошёл через породу, разрушая её. Земля провалилась, утащив за собой буровую. Вредный газ отравлял всё вокруг. Чтобы снизить отравляющее действие паров. Месторождение решили поджечь. Геологи предполагали, что залежи газа ничтожны и пожар через несколько дней потухнет, но ошиблись. Вот уже более сорока пяти лет природный газ, выходящий из кратера, непрерывно горит днём и ночью.
Я долго стоял заворожённый. Почти год прошёл с того момента как впервые услышал об этом месте. В Монголии, в юрте удивительного баска Альваро, я услышал рассказ о туркменском чуде... Как часто я представлял себе тот момент, когда окажусь в этом месте. Как складывался мой путь. Несколько раз, на пути появлялись преграды способные не только сделать пребывание сюда не возможным, но и лишить меня жизни…! Как всё переплетено и как насыщена событиями эта дорога..!
Вид огненного кратера под звёздным небом с огромной круглой луной, путает реальность со сном. Будоражит фантазию и мысли…
Подошли ребята, и теперь мы стояли вместе. Даже они, видевшие Дарвазу сотни раз, не могли остаться равнодушными. Красные языки пламени, с низким гулом выбрасывающие в чёрное небо шлейфом тонны несгоревшего газа заставляют всех замереть от восторга.
Полное безветрие поднимает пары ровно вверх. Так, возможно обойти кратер со всех сторон, не опасаясь надышаться газом. На это можно смотреть бесконечно!
На свет со всей пустыни слетаются насекомые. Они ползут в сторону смертельного огня словно под гипнозом, добравшись до края, исчезают, уходя в потусторонний мир.
Мы провели тут больше часа. Теперь нужно возвращаться. Завтра мне предстоит добраться сюда самому, а судя по тому, что я увидел, это будет не просто..
Утренний чай с лепёшкой… Лучи солнца ещё не набравшие силу… Лёгкий ветерок и непринуждённая беседа с новыми друзьями. Ощущение свежести физически и духовно. С этими людьми за короткое время стали почти родными. Как же просто всё в этом мире на самом деле! Как мало нужно для счастья! Вы, увязшие в погоне за дорогими машинами, модными одеждами, престижем и властью, с завистью смотрящие на тех, кто имеет больше вас..! Там, куда вы стремитесь, нет ничего…! Словно насекомые, летящие на свет огненного кратера, вы движетесь в пустоту. Достигнув манящего света, вы не получите счастья! Как саранча прыгнувшая в огонь Дарвазы, одурманенная светом, газом и шумом, вы одурманенные иллюзией красивой жизни исчезните, не оставив от себя и следа…
Можно было бы оставить тут багаж и проехать на лёгком мотоцикле, но решил, что всё должно быть по полной. Я представлял фотографию, где мотоцикл стоит на краю обгоревшего обрыва и хотелось, чтобы в этот момент он был в своём истинном облике.
Оказалось, что вчерашний путь был верным. А это означало, что большие трудности начнутся с первых метров двенадцатикилометрового пути. Так и произошло…
Через два часа беспрерывной борьбы я прошёл только пару километров… Солнце уже грело по полной и наверно можно было бы поверить, что ничего не получится, но за одним из барханов внезапно появилась относительно твёрдая поверхность. Тут песок как будто слежался, что дало возможность проехать половину пути, почти не слезая с мотоцикла.
Я пытался следовать по колее оставленной вездеходом ночью. В один из моментов, когда мотоцикл в очередной раз закопался, мимо меня с необычайной лёгкостью проехал местный парень на маленьком китайском мотоцикле. Как же я ему завидовал..! Как же ловко он справлялся этими зыбучими песками!
К середине дня я добрался. Весь вымотанный, но гордый собой! Даже если не смогу сегодня вернуться, уже не так страшно. Дорога известна и дело только во времени. Если ночь застанет меня в пути до твёрдой земли, я переночую в палатке.
Хотелось как можно ближе к краю поставить мотоцикл. Погоня за интересным кадром в этом месте весьма опасна, но соблазн слишком велик. Я убедился, что подножка стоит на твёрдом грунте. Чуть больше метра от опасного края. Обрыв имеет отрицательный угол и если по какой-то оплошности сорваться вниз, шансов выбраться нет.
Держа в руках фотоаппарат, я отправился вокруг кратера. Сегодня есть небольшой ветер и газовый шлейф стелиться по земле. Несколько вдохов в этой зоне приведут к потере сознания и смерти. Набрав полные лёгкие чистого воздуха, задержал дыхание и почти бегом двинулся через мёртвую зону. Кожей ощущается, на сколько насыщен воздух влажными парами газа. Он как будто густой. Там где можно начинать дышать чувствуешь по ощущению схожему с выныриванием из воды. На границе шлейфа тоже лучше не задерживаться. Несмотря на то, что тут содержание газа намного ниже, находиться очень опасно.
Некоторые путешественники, добираясь сюда, ставят палатку в непосредственной близости от кратера. Это может быть фатальной ошибкой. В безветрие, газ идёт вверх, но стоит подуть лёгкому ветерку и смертельный шлейф из паров газа и продуктов горения начинает стелиться на десятки метров по земле. Если лагерь окажется в этой зоне, всё живое в нём обречено. Если уж и ставить палатку, то на ближайшей возвышенности и не ближе сотни метров.
Уезжать не хочется, но даже моя, особо длинная виза, слишком коротка, для того чтобы расслабиться и не думать о времени. Ехать нужно сегодня..
Подойдя к мотоциклу, перед глазами стоял кадр, наблюдаемый с противоположной стороны кратера. Он стоит над стеной имеющей отрицательный наклон. Край нависает над огненной пропастью. Почва весьма ненадёжна.
Убрал большой фотоаппарат в сумку, сел на мотоцикл и напоследок не мог не оглядеть ещё раз удивительное зрелище…
- Не снял ни одного видео..! Вдруг мелькнуло у меня в голове.
Подняв висевшую на шее камеру, начал снимать… Подножка уже убрана, мотоцикл заведён, руль отпущен. Слева, менее чем в полутора метрах от меня обрыв…
Наверно знакомо, когда наблюдая за двигающимся экраном камеры сложнее удерживать равновесие. Вестибулярный аппарат путает реальную ситуацию с сигналом от изображения и происходит сбой. Особенно, это ощущается когда пытаешься снять круговую панораму.
Всё вдруг как будто поплыло… Я почувствовал, как теряю равновесие… Бросил камеру, в попытке схватиться за руль, но уже было поздно… Высокий, тяжёлый мотоцикл начал своё падение и направление для этого он выбрал самое опасное…
Это длилось как будто вечность! В голове со скоростью процессора компьютера прокручивались варианты спасения, но решение не приходило… Ещё мгновение и плечо ударяется о край обрыва, а раскрытые от ужаса глаза смотрят вниз на полыхающие языки пламени.. Благодаря сумкам ногу не зажало. Я быстро перелез через мотоцикл и заглушил мотор.
Несмотря на страшную жару по телу пробежал холодок. Как же мне повезло..! Что бы было, если…
Я посмотрел вниз и снова по телу пробежали мурашки…
Оттащив мотоцикл, поблагодарил своих ангелов. Я был в миллиметре от мучительной смерти. Это большой урок на будущее!
Надо было спешить, но как спешить, когда под колёсами рыхлый песок? Самое сложное на подъёмах. Тут если остановился, тронуться уже невозможно. Особенно тяжело если подъём окажется затяжным… И вот такой подъём наступил... Моментально мотоцикл закапался в песок. Я смирился, что сегодняшний день будет состоять из постоянной борьбы, и принялся выкапывать погрузившийся на полметра мотоцикл.
Труднее всего оставаться спокойным, когда только что с таким трудом выкопанное колесо при первой попытке двинуться с места ныряет ещё глубже… И так через каждые несколько метров..! Тронуться, сидя не получается. Приходится толкать и идти, рядом вытаскивая погружающиеся по щиколотки ноги, растрачивая на это кучу энергии. Слава богу, есть приличный запас воды, и я охлаждаюсь, жадно глотая, расходуя литр за литром.
К концу полукилометрового подъёма силы кончаются. Короткий по времени спуск не даёт времени на передышку. Следующий подъём и всё начинается по новой… Через два часа движение и вовсе останавливается из-за крутого подъёма засыпанного самым мелким из всех что я видел видов песка. Это практически пыль..! Я падаю без сил на землю. Вот бы сейчас дождик! Но в Каракумах осадки бывают только зимой, да и то очень большая редкость.
Словно мираж на горизонте появилась машина. Она двигалась в мою сторону. Перегретый воздух размывал её очертания. Я не в силах был даже встать. Экспедиционный Лендровер с двумя молодыми французами остановился возле меня обдавая жаром мотора. Я с завистью посмотрел на четыре широких колеса устойчиво стоявших на зыбком песке -
- Do you need help?
Мгновение я думал… Может зацепить верёвкой мотоцикл к джипу и вытащить его из песчаного плена? Но тогда мой план испытать себя на выносливость и научиться бороться с настоящим бездорожьем в одиночку провалится…
- Merci..! All right..! No problems..!
Мы улыбнулись друг другу, французы махнули рукой, лязгнула коробка передач, джип тронулся дальше…
Я смотрел, как он уезжает до тех пор, пока силуэт совсем не скрылся за горизонтом…
- Ну что Олег… Теперь ты должен встать и начать что-то делать..!
Я встал, раскопал мотоцикл, но снова пытаться тронуться было бессмысленно. Нужно было убирать вес. Только тогда, появится возможность тронуться в эту гору.
Можно было наверно развернуть мотоцикл, разогнавшись на спуске, сделать круг и на скорости залететь в эту гору подобно мотогонщикам из Дакара. Но, несмотря на то, что мой опыт постепенно растёт, я совсем не гонщик, да и мотоцикл, не имеющий буксаторов, на твёрдых покрышках, с тяжёлым багажом, мог не справиться с этой задачей в таком песке, даже в руках чемпиона по ралли…
Слава богу, сумки, которые мы разрабатываем с Сергеем из AG-brand очень удобно и быстро снимаются. Мы не зря потратили столько времени на конструирование и эксперименты. Пришло время очередных испытаний..
При всём удобстве снятия и установки, нести их в гору очень тяжело. И сумки тут не виноваты. Виноват груз в них и песок, засасывающий ноги с каждым шагом.
Потоки пота истощают организм. Водные запасы уже на исходе. Я стою на вершине бархана, рядом со мной стоят сумки. С этой задачей я справился… Теперь нужно вернуться к мотоциклу и попробовать затащиться вместе с ним. Награда.., долгожданный спуск…!
Солнце всё быстрее приближается к горизонту. Это говорит о том, что жара начинает спадать. Грунт становится твёрже, а подъёмы реже. Осталось совсем немного, но сил уже нет даже на то чтобы залезть в седло.
Ещё час и на горизонте появляется просматриваемый через вершины барханов участок асфальтовой дороги. У цели время летит незаметно. Откуда-то появляются дополнительные ресурсы. С сумерками я выкатываюсь на асфальт…
Два раза по двенадцать километров со средней скоростью три километра в час… Стоило ли это того? Уверен, что стоило..! Я жутко устал и признаюсь, были мысли сдаться. Но сейчас я еду по твёрдой дороге и улыбаюсь. В это момент я по-настоящему счастлив!
Путешествие продолжается…!
Страница путешествия
https://www.facebook.com/khariton.travelСайт путешествия
http://khariton.comДневник путешествия
https://www.facebook.com/O.X.KharitonovИнстаграм
https://www.instagram.com/khariton_com Примечание:
В районе Дарваза расположено несколько газовых кратеров. Крупных два. Горит только один.
В остальных количество газа слишком мало.
Самый крупный из кратеров находится в непосредственной близости от дороги, он частично заполнен водой и мусором, попадающим в него из пустыни.
На дно горящего кратера спускались учёные в огнеупорных скафандрах. По итогам во взятых пробах обнаружены микроорганизмы, способные выживать в данной среде.