ЗАКРОМА РОДИНЫ особого назначения
05.01.2012 Актуально # Выпуск № 3 5.01.2012Репортаж из Центра утилизации боеприпасов в закрытом городке Добруш-6.
Смотреть и читать дальше...
Начало утилизации. Боеприпасы выкладывают на конвеерную ленту. За тем окошком бронированная комната, где откручивается взрыватель и капсюль.
Унитарный выстрел разбирается на части. Снаряды в одну сторону, мы к ним еще вернемся, а заряд с порохами идет дальше по ленте.
На этом этапе из заряда извлекаются пороха.
Обратите внимание на "косичку". Как вы думаете, зачем она?
"...газета -- не только коллективный пропагандист..."
Укрытие. На крайний случай.
На этом участке утилизируют снаряды. Горка предназначена для быстрой эвакуации.
Называется особым словечком "склиз"
Снаряды упаковывают в специальные обоймы.
И потом ВВ вымывается из снарядов.
Потом проверяют качество промывки.
Спустя некоторое время в поддонах осаждается ВВ, вымытое из снарядов.
ВВ
...а болванки тем временем везут дальше.
Со снарядов сбивают медный поясок. Теперь это просто кусок металла и столь грубое обращение с ним допустимо.
Когда сюда приезжали с инспекцией немцы, то они признали, что с поясками поступают также.
...цветмет.
Поленница. Теперь это просто металл.
Это цех переработки порохов.
Когда я начал снимать там, то на меня со всех сторон кинулись несколько человек с криками "Не снимай!!!" -Почему?
Как оказалось этот цех, как самый опасный, оборудован большим количеством систем безопасности.
В том числе и датчиками на вспышку. Если б моя вспышка была б направлена на фотоэлемент, а не задрана в потолок,
то нас в течении трех секунд вылилось бы несколько тонн воды подаваемых под давлением в 7 атмосфер!!!
Вспышкой в тот день я больше не пользовался... Так, на всякий случай.
Это пороха из гильзы после антистатической обработки.
Похожи на фильтры от сигарет.
Все цеха окружены высокими земляными валами. Высота арки более 4-х метров.
Это новый цех. Сейчас он на стадии наладки оборудования. Скоро пуск.
В этом цеху большинство операций максимально автоматизированы.
Управление процессом автоматизированое и ведется в полной безопасности для персонала.
Новые цеха.
Готовая продукция.
Музей. Все выставленные на экспозиции боеприпасы утилизировались на этом производстве.
Закрома Родины бывают разные.
Есть и такие, где хранится не жизнетворный хлеб, а нечто противоположное - смертоносная взрывчатка, боеприпасы.
…В подражание фотографическому штампу «ладони, полные зерна» я погрузил руку в емкость с измельченным тротилом и извлек пригоршню вещества, похожего на хозяйственное мыло.
Было ли удовольствие от сознания того, что на ладони лежит сгусток взрывной энергии?.. Да никакого!
Но, возможно, появилось ощущение мужественной романтики?.. Тоже нет! Упаси господь от подобной «романтики». Нашему обществу она противопоказана, нормальные люди ее не приемлют.
И все же расскажем об одном нехарактерном для Беларуси производственном объекте. Годовые объемы перерабатываемых здесь «сыпучих веществ» - словно на сахарном заводе или предприятии по изготовлению строительных материалов.
Порох и взрывчатка имеют свойство стареть, терять со временем боевые качества. Это - химия, процесс неизбежных молекулярных изменений. Результатом бывает то, что, например, артиллерийское орудие производит не расчетный выстрел, а «плевок». Воевать (да и поражать цели на полигоне) с такими снарядами нельзя. Как быть?..
Пищевое зерно, у которого истекает срок годности, можно загрузить в кормушки на птицефабрике. Мясной фарш «второй свежести» допустимо отправить на звероферму. Но куда девать артиллерийский снаряд с «несвежей» начинкой?
В Беларуси нет сверхглубоких шахт, где как в бездне можно было бы хоронить ненужные боеприпасы. В дефиците у нас и удаленные пустынные местности для возможного устройства площадок подрыва.
«Мы не настолько богаты, чтобы приобретать дешевые вещи». Это выражение переозвучивается так: «Беларусь не настолько богатая страна, чтобы избавляться от устаревших боеприпасов путем их подрыва - так, как это делают, например, в России».
Переработка излишков боеприпасов - это не только (и даже не столько!) экономическая выгода от «ресайклинга» металлов и химикатов. Это в решающей степени решение политического вопроса о размере государственного запаса изделий и материалов боевого назначения. Вопроса государственной морали, нашего национального характера и образа жизни. Мы, белорусы, - мирные люди. И мы, сегодняшние, обязаны оставить потомкам чистую землю!
Вот почему каждый день около двухсот человек приезжают служебными автобусами в отдаленный закрытый городок Добруш-6. Здесь - в соседстве с крупным армейским арсеналом - действует казенное предприятие «Центр утилизации артиллерийских и инженерных боеприпасов». Трудится гражданский персонал (правда, у многих людей сохранилась военная выправка), да и внешне - все приметы коммерческо-производственной фирмы. Даже есть рекламный слоган: «Подрядчики по обезвреживанию устаревших боеприпасов».
* * *
Директор центра подполковник запаса Михаил Сидоров поставил журналисту условие: поскольку цифры и термины, отражающие количественный и качественный состав продукции, будут после публикации изучать «с лупой в руке» эксперты из ближнего и дальнего зарубежья, в этой части текста не должно быть вольностей. Газете следует воспроизвести официально-точную информацию.
Вот она:
«Первые работы по утилизации артиллерийских снарядов с тротилом путем вымывания разрывного заряда струей расплавленного парафина начались в июле 1999 г. на оборудовании модульно-контейнерного комплекса.
В 2004 г. была введена в эксплуатацию линия переработки артиллерийских порохов. В 2005 г. предприятие приступило к утилизации артиллерийских выстрелов - стало готовым к проведению комплекса работ по полной утилизации артиллерийских боеприпасов, снаряженных тротилом.
За прошедшее время освоены технологии утилизации ручных гранат, противотанковых и противодесантных мин, запалов к гранатам, патронов к стрелковому оружию, артиллерийских выстрелов калибра до 37 мм (со снарядами инертного снаряжения) и некоторых других видов боеприпасов.
На 5 января 2012 г. с начала работы предприятия было утилизировано:
артиллерийских выстрелов - 1.335.587 шт.;
артиллерийских снарядов - 1.512.639 шт.
Получено от утилизации и передано в народное хозяйство:
промышленных взрывчатых веществ - 2.843 тонны;
лома черных металлов - 13.732 тонны;
лома цветных металлов - 4.016 тонн.
В настоящее время производственные цеха работают в многосменном режиме.
Для обеспечения деятельности РУПП «Гранит» образован филиал предприятия в г. Микашевичи, где построено и организовано с 2010 г. производство промышленных эмульсионных взрывчатых веществ (ПЭВВ) в количестве 10.000 тонн в год. Произведено 3.379 тонн ПЭВВ «Нитронит». Выход предприятия на проектную мощность запланирован на 2013 год.
Построен и прошел пусконаладочные испытания производственный комплекс по утилизации артиллерийских боеприпасов повышенного могущества.
Новое производство позволяет утилизировать практически весь спектр артиллерийских боеприпасов. В перечень входят артиллерийские снаряды с такими типами взрывчатых веществ, как А-IХ-I, A-IX-II, окфол и другие. В новых цехах запланирована переработка боеприпасов, требующих соблюдения более высоких норм безопасности».
* * *
Нормы и техника безопасности… Да, конечно, при входе в производ ственную зону Центра утилизации боеприпасов нам было предложено сдать сигареты и спички. А вот про остальное не будем распространяться, не станем нахваливать здешние системы безопасности. Просто «постучим по дереву» - чтобы не сглазить.
Впрочем, одну деталь раскроем. Моему коллеге-фотожурналисту категорически запретили использовать фотовспышку. Причина в том, что датчики автоматизированных систем безопасности реагируют на внезапный яркий свет. Ну а затем может случиться обрушение водяных потоков - из аварийных резервуаров с давлением семь атмосфер…
* * *
В цехе утилизации артиллерийских выстрелов наблюдаем за тем, как работает аппаратчик пятого разряда Сергей Полюхович. Мастер действует размеренно, вдумчиво. Здесь не приветствуется виртуозная лихость в движениях - то, что именуют производственным артистизмом.
Интересуемся зарплатой специалиста. Выясняется, что она - примерно как у водителя минского троллейбуса.
Начальник цеха Юрий Танасевский пояснил: сейчас идет поточная разделка выстрелов к 85 миллиметровой дивизионной пушке Д-44. Читаем надпись на таре: «Для СУ и танка». К слову, довольно занятными могут показаться исторические сведения об этом изделии.
Советское артиллерийское орудие Д-44 было разработано в 1944 году в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова, в 1946 году его приняли на вооружение в Советской Армии. С 1946 по 1954 год «Уралмаш» изготовил 10.918 таких орудий. До настоящего времени они находятся на вооружении армий Алжира, Болгарии, Гвинеи, Йемена, Кубы, Мали, Монголии, Судана, Эритреи, Эфиопии.
А вот для наших Вооруженных Сил пушка Д-44 уже не актуальна, боеприпасы к ней подлежат утилизации. Всего же по данным, которые приводило Министерство обороны Беларуси, в настоящее время утилизации подлежат свыше 70 тысяч тонн различных номенклатур артиллерийских и инженерных боеприпасов, зенитных управляемых ракет, авиационных средств поражения и их элементов.
* * *
С высоких трибун справедливо говорится о том, что утилизация боеприпасов является одной из актуальнейших военно-технических проблем. «Хранение списанных и устаревших боеприпасов требует значительных средств для обеспечения их сохранности и повышает взрывопожарную опасность объектов», - подчеркивал заместитель министра обороны по вооружению - начальник вооружения Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майор Иван Дырман.
Вдобавок у нас перед глазами печальный опыт ближайших соседей. Из сообщений российских СМИ в связи со взрывами арсеналов в Башкирии и Удмуртии в 2011 году и в Ульяновске в 2009 году:
«Как заявил на заседании Госдумы глава комитета по обороне Виктор Заварзин, в России остаются на складах около 100 тысяч вагонов старых снарядов с истекшими сроками хранения. «Эта проблема возникла не сегодня. Еще с советских времен огромное количество боеприпасов, вывезенных из Германии, хранилось на открытых площадках», - подчеркнул депутат. Общее число этих боеприпасов сложно подсчитать. По мнению Виктора Мураховского из редакции военно-промышленного обозрения «Арсенал», после развала СССР в арсеналах оставалось около пяти миллиардов снарядов и семи миллиардов патронов. Многие боеприпасы не могут быть использованы даже не из-за того, что срок их хранения давно истек, - в арсеналах есть снаряды определенных калибров в таком количестве, которое просто не нужно Министерству обороны. Так или иначе, но Министерству обороны все равно придется что-то делать с этим наследством Советского Союза. Вопрос только - что именно».
* * *
Государственная программа утилизации обычных боеприпасов, принятая белорусским правительством в 2003 году, должна быть выполнена к 2015 году. В дополнение выполняется Государственная программа обеспечения безопасного хранения вооружения и военной техники Вооруженных Сил на 2011-2015 годы.
Как составляющая этих программ - максимально эффективная деятельность Центра утилизации артиллерийских и инженерных боеприпасов в Добруше-6, а также Центра утилизации авиационных средств поражения в Городке Витебской области.
* * *
В Добруше-6 мы познакомились с командой специалистов высшей квалификации - выпускников единственного в мире по уровню «взрывной науки» Пензенского высшего артиллерийского инженерного училища имени главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова (ныне - Пензенский артиллерийский инженерный институт).
Инженеру-артиллеристу Михаилу Сидорову - директору Центра утилизации боеприпасов - я предложил образное сравнение: если условно считать 43 й арсенал некоей медицинской клиникой, то служба утилизации - это как патолого-анатомическое отделение.
- Принципиально не согласен с такой трактовкой, - ответил Михаил Анатольевич. - Мы не патологоанатомы. Мы - реаниматологи. Возвращаем к гражданской жизни металлы и химические вещества, нужные экономике страны.
Сергей Крапивин,
krapivin@vayar.sml.by © Фото Рамиля Насибулина