Петербург-Владикавказ-Тбилиси-Ванадзор-Ереван и обратно

Nov 29, 2011 23:42



Заметки на клочках бумаги

[SMS для М.Т.]

- Хеей, я купил билеты, еду 18-го...

- Оперативно ты как-то.

Аз алчидар фаразун...

Поезд Санкт-Петербург - Владикавказ идет чуть более двух суток. Полезного за всю дорогу узнать или выучить удалось не очень много. Хотя познакомился с Бесланом, который мало-мальски, как сам это себе представлял и знал, рассказал об осетии и осетинах. Пробовал научить меня сказать "Я все могу" на осетинском, получилось- "Аз алчидар фаразун". Хотя впоследствии оказалось, что фразу он не совсем правильно перевел. Лина, осетинка, с которой познакомились уже на обратном пути, предложила вариант- Аз алчидар мабену... или мабону. В общем, получилось так, что на осетинском я все же не все могу, и не быть мне всемогущим.

Я выхожу из туалета, на дверь кто-то давит с той стороны, не дает пройти. Встречаю взгляд девушки с нашего вагона, которая, не теряясь, произносит:

- А вот и он.

- ааа ээ ии ... (неразборчиво, но слышен армянский акцент)

- Армянин? - говорю я.

- Да, - отвечает пьяный мужчина, очевидно пытающийся познакомиться с девушкой, скоротать время, что называется. Последняя же решила на месте придумать историю о том, что едет в Осетию с молодым человеком. Земляк поверил. Мне мало чего оставалось делать, кроме как молча делать вид, что так оно и есть. Ну и пообщаться с ним на армянском о делах важных и не столь.

Изменив подход и тактику, мужчина начал нас благословлять.

- Систра, в тваих глазах с первй жи минути я видел предннсть и вернсть! Это мой брат, а ти, значит, моя систра. Извини, я просто хотел познакомиться, пообщаться. Счастья вам. Захадите в наш купе, коньяк випьим.

- Спасибо, может подойдем, как он скажет.

А мне то что говорить? Я коньяк не люблю. Только вот такая преданность и послушность 'систры' его еще больше поражает.

- Ахчи, ти прямо как будто ни то, чтобы наша, а ище и как будто вабще с наший улици! С наший школи!     ... Завидую тибе, брат.

- Спасибо.

- Дорогие, родные мои, счастья вам еще раз. А ти, систра, наражай ему много армяшек!

- Хорошо, обязательно.

Мне уж и неудобно стало как-то, врем. Но девушка 'спасена'. Так и промолчали.

Арташес и Сатеник

Беслан рассказывал по дороге об осетинских свадьбах.

- Невеста стоит в углу, все подходят и плюют на нее.

- Что? Как плюют?! На девушку?- возмущаются соседки по купе.

- Ну как плюют? Не плюют, но как бы делают вид, что плюют. Старухи особенно.

- А как празднуют?

- Невеста не празднует, она все время стоит в углу.

- А родные?

- Раздельно.

- В смысле?

- Семья девушки в отдельном месте, семья жениха- в другом. Могут быть в разных ресторанах или даже вообще в разные дни.

- Огоо.

- Да.

- А жених?

- Ну, уходит.

- Куда?

- Ну а что там делать? Я тоже так сделаю.

- Как?

- Убегу в день свадьбы, спрячусь где-нибудь.

Тут я вспоминаю, что по крайней мере у одной осетинки свадьба была совсем не такая. Далее пьем тост за осетино-армянские родственные отношения, за всех Шатан или Сатеник. Рассказываю историю об армянском царе Арташесе, укравшем прекрасную осетинку. О красивом имени Сатеник или Сати, которым до сих пор армяне называют своих дочерей.

Достал храбрый царь Арташес красный аркан с золотым кольцом, оседлал своего коня Севука и, горя любовью, как орел перемахнул через реку, набросил аркан на тонкий стан царевны, чем причинил боль нежной деве, и привез ее в свой лагерь.

Струи Арагвы и Куры

Переночевав во Валдикавказе, утром рано я выехал в Армению. Путь туда лежит через Грузию, Крестовский перевал. История и литература, классика... Через пару часов будет монастырь, где, по словам Лермонтова, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры. Грузия живописна, волнующе красива, а Тбилиси, как всегда, влюбляет.

В некоторых городах Грузии часть советских панельных домов покрашена в яркие цвета. Какой-то другой, уже не тот унылый вид.

Грузинские пограничники работают оперативно, не заставляют людей выходить из машин, не задают лишних вопросов. Первое им место, затем армяне и только потом- российская таможня, где успевают надоесть и сделать так, чтобы все непременно замерзли.

Армянское застолье

В своем родном Ванадзоре я успел зайти в гости к дяде, у которого был тройной праздник- день рождения, возвращение сына из армии, повышение должности (дядя военный). Были и его высокопоставленные сослуживцы, майоры, подполковники, полковники и даже генерал. Ели, пили, пели, танцевали, радовались. Большие люди в военной форме пили тосты за детей (солдат) и за мир в регионе. Наверное, тост касался и грузин, и азербайджанцев, и русских, и осетин. Никакого пафоса, но хорошо заметная уверенность в себе, без излишней агрессивности.

Ереван, как во сне

В Ереване я успел побывать всего-лишь на два часа. Центр, спешу на встречу с семьей сестры, с маленькой племянницей. Хожу, и не совсем еще понимаю- как оказалось так, что я сейчас здесь, как раньше, как обычно. Сон. Потратить несколько суток, дни, часы, силы, чтобы оказаться в столь любимом и родном душе городе всего-лишь на какие-то несколько десятков минут.

Петербург

Я ведь не пишу так, чтобы было интересно. Не умея. Скорее всего наброски, для себя в первую очередь. Когда-нибудь захочется по этим фрагментам, прочитанным в ЖЖ, вспомнить эту поездку. И не обязательно, наверное, здесь соблюдать хронологию. Просто после Еревана хочется и о Петербурге сказать.

Вернувшись, я хотел прыгать и громко кричать на пл. Восстания у вокзала. Нет пока других, более близких и любимых для меня городов и мест на земле, как Ереван и Петербург. Они совсем не похожи, ничем. И их сложно сравнить. Их не надо сравнивать. Я их просто люблю. Только в Петербурге, наверное, отсутствие солнца я могу перенести очень легко, заполняя душу и сердце радостью от того, что могу ходить, бродить здесь.

Где начинается Россия

Мама удивилась, увидев 10-копеечные монеты. Я был не менее удивлен- она ведь не первый день в России. В чем дело?

Оказывается, во Владикавказе эти монеты почти отсутствуют, то же касается и 50 копеек. Это похоже на Армению. Здесь люди в магазинах округляют все до рубля, никто не ждет сдачи в 10, 30, 70 копеек, ни одна продавщиха не спрашивает: "Десять копеек не найдется?".  Мама рассказала, я, наверное, не поверил. А через час сам оказался в ситуации, где пытался доплатить 50 копеек, а продавщица смотрела на меня, как на чудака и смеялась.

Пришел домой, рассказал родителям. Мама сразу же поделилась с подругами-осетинками.

- А, ну да, в Росси же так, по 5, 10 копеек все точно нужно оплачивать,- говорит одна из них.

- В России? А мы где?- спрашиваю я.

- Мы в Осетии.

- Осетия ведь в России?

- Да. Конечно.

- И все же. Петербург- Россия?

- Конечно.

- А где начинается Россия?

- Не знаю, где-то у Краснодара.

- А Владикавказ?

- Тоже Россия.

(но Осетия)

ГТРК Алания соболезнует

У федералього канала "Россия" есть свои региональные подразделения. В Осетии это 'Алания'. В эфире как общероссийские передачи, так и местные. Есть раздел новостей на осетинском языке. Несколько минут в день уделяется местным объявлениям- перечисляются имена недавно скончавшихся, сообщается о дате и времени похорон. Обычные люди. На похороны человека в Осетии, как мне сказали, может придти несколько сотен, свыше тысячи человек. Принято приносить деньги, ходить по домам, собирать деньги. Если я по каким-то причинам не смог присутствовать на похоронах знакомого, я могу через других передать немного денег семье покойного. Из объявлений по ТВ:

"ГТРК Алания соболезнует К*****ой А*****е в связи с кончиной ее свекрови, К*****ой З*****ы, дочери А*****а".

Сплетни в поезде, обратно в Петербург

Митя Арсоев

Так в шутку и на осетинский манер называет нынешнего президента РФ одна осетинка. Не знаю, сама придумала или это распространенная шуточная версия во Владикавказе. Арс в переводе с осетинского- медведь.

Она же рассказывала про своего друга, армянина, по имени Геворг. Тот, как и большинство армян вообще, рассказывал много шуток и серьезного одновременно, о захвате Шуши и об Арарате на гербе Армении, о том, что все придумали армяне, и во всем всегда они первые.

Дружили и ссорились, шутили и беседовали. Как-то в очередной раз, эмоционально рассказывает Лина, размахивая руками, смеясь и жестикулируя, этот Гевик начал опять:

- Аднажди дракон паймал осетина, русского и армянина.

- Ну ну, опять, началооось...

- Ахчи, дай досказать.

- Ну давай.

- Говорит, кто сможет съесть килограмм земли, я ему...

- Ваймэээ... (ничего, что на грузинском, мы ведь все соседи), конечно, армянин все сделал.

- Ну и что? Ты дай досказать, ва! Может смешно будет.

- Говори...

- Короче, осетин съел- лопнул! Русский съел- лопнул!

Тут я, говорит Лина, так строго на него посмотрела, что бедный Гевик замешался на секунду, сделал паузу, вздохнул, говорит:

- Ладно, армянин тоже... съел... и лопнул! Анекдоты портишь, блин!

И ходил несколько дней обиженный.

Не бери в жены русскую

Так мне советовала армянка лет пятидесяти, хотя разговор и не шел ни о женитьбе, ни о русских. Просто вспомнила. Мать у нее грузинка, отец- армянин. Родилась и выросла в Тбилиси. Посетовала, что грузины не любят армян. Мне это тоже не нравится, мне вообще с детства всегда казалось, что армяне и грузины должны любить друг друга, дружить до последней минуты, и что так оно и есть.

Как-то ее коллега-грузинка спаршивает в Тбилиси:

- Слушай, а у тебя мать грузинка?

- Да.

- Чистая?

- Чистая.

- Отец армянин?

- Да.

- Удивляюсь, как она за него вышла?

- А почему ты не говоришь "удивляюсь, как твой отец взял ее в жены"?!

- А грузинки хороши,- комментирую я откуда ни возьмись.

- Ой не знаю, и на них не женись.

- Так у Вас же мать грузинка.

- Да, хорошая мама.

- Ну вот.

- Не женись, ва!

- Дурацкая у нас была война с грузинами, эх,- напомнила о себе осетинка Лина.

- Все войны дурацкие, все мы хороши. Жили бы мирно,- добавляет армянка.

Все всех не любят. Все всех любят.

Еще один парадокс, как и Владикавказ, который в России, но Россия начинается в Краснодаре.

По дороге прочитал афоризм, кажется, от Бернарда Шоу (а может и не он, забыл), который считает самоубийство не только грехом, но и следствием плохого воспитания- ведь это дурной тон, уходить к кому-то без приглашения.

Сначала понравилось. Потом, все же, опять пришлось повторить себе, что не люблю афоризмы. Они, по-моему, все глупые.

Ведь и бога, видимо, плохо воспитали, раз он крадет к себе людей, не спрашивая их мнение.

Полусонные заметки где-то тут прерываются.

А замечательное осетинское вино, которое мне мать положила на дорогу, оказалось грузинским.

Вкусно. 
Previous post Next post
Up