16 октября 2014 года избранный губернатор Самарской области встретился с журналистами, чтобы что-то обсудить. Поскольку я совершенно не склонен доверять нашим блоггерам и журналистам, посмотрел видео самостоятельно. Как говорится, встреча прошла в тёплой дружеской обстановке, деловом тоне. Публикую собственный большой пост с цитатами, пересказами и ехидными замечаниями.
Click to view
Портал «Другой город»
опубликовал свою выжимку, но как-то не слишком скрупулёзно её сделал. Могу сказать, что цитаты даны близко к тексту, кое-где немного оборваны - так, что не вполне ясно, о чём была речь. Предлагаю всё-таки посмотреть оригинал. Губернатор, как-никак.
Но если уж мы занимаемся построчными комментариями в интернете, то я подумал, будет славно - прокомментировать заметку «другогородников», кое-где дополнив, кое-где придравшись. Тем более что я несколько раз видел ссылки именно на эту новость, как на основную. Полагаю, дело в том, что остальным журналистам было совсем в лом стенограммами заниматься, а эти хоть что-то повыдёргивали. Это к слову о качестве наших самарских журналистов - те ещё трудовые лошадки.
Для начала парочка ехидных замечаний. Уж я не знаю, почему, но первое (и, порой, единственное), что было услышано - это про пересаживание чиновников на ВАЗы. Даже
Немцов высказался. Назвав 91% на выборах почему-то позором, он ещё назвал Меркушкина верным путинцем (что, может, и верно) и посоветовал отменить служебный транспорт вообще. Кстати, в воображении эта схема даже ничего так, но, увы, если двинуться в эту сторону, то у нас немедленно начнётся марш миллионов обиженных депутатов… что лично Немцову будет в радость, разумеется. Ведь он вообще ничем и никем не ангажирован, наоборот, честный, добросовестный политик. Угу.
Другой комментарий - относительно национализации «Родника» и
оценке этого Дмитрием Яковенко. Меркушкин сказал, что не исключает возможность такого поворота событий. Он не утверждал немедленного перехода завода в государственное владение. Кроме того, влиять на рынок власть права не имеет, конечно, но доверие власти может выражаться и через покупку товаров, которые выпускаются под непосредственным контролем данной власти, не правда ли? Так что узнаваемость брэнда - это не весь, скажем так, ресурс.
Плюс, как я понимаю, в случае Меркушкина и Самарской области речь идёт об управлении жёстком, замкнутом на губернатора. И, признавая доводы Яковенко, что государство не имеет возможности заставить покупать именно данную марку, я не очень понимаю, как иначе можно исправить ситуацию. Помнится, там было выявлено производство этилового спирта, не учтённого в единой информационной системе по обороту этого самого спирта. А это значит, полагаю, что дело там имело систематический и совсем чёрный оттенок. Хотя я, конечно, не бухгалтер и не налоговый инспектор.
Теперь о разговоре с журналистами.
«Другой город» весьма избирательно подошёл к выдёргиванию цитат. Думается, что видео оказалось слишком уж большим (полтора часа!) для внимательного просмотра, поэтому самарский интернет-журналист Андрей Артёмов к середине утомился. Собственно, первую половину он конспектировал ещё более-менее, а потом совсем расслабился. И, скажем, тема ЖКХ, завершившая беседу, вообще не попала на страницы. А тема, касающаяся местного самоуправления, отражена так, будто губернатор её старательно избегал. Прямо вот взял и выбежал из студии, пока её обсуждали - так ему не хотелось. В действительности всё было по-другому, как я увидел, это была главная, основная тема, которой было уделено больше всего времени.
Я поступлю иначе - буду цитировать там, где А. Артёмов отказался это делать, и ограничусь вольным пересказом там, где есть примерная цитата.
Но поскольку интернет не любит большие сообщения, я разбил текст на две части. Желающим читать сразу про МСУ нужен следующий пост. Ниже - оценка выборов, кабинет министров, формирование бюджета, чиновники на ВАЗах и дороги.
Беседовали:
· Главный редактор ТРК «Губерния» Татьяна Ивановна Прокопавичене.
· Заместитель компании Лада-медиа, ведущий аналитической передачи «обозреватель» телеканала ВАЗ-ТВ Ирина Денисова.
· Генеральный директор ТРК «Скат» Александр Русаков.
· Главный редактор радиовещания ТРК «Терра» Яна Налимов.
· Шеф-редактор программы «Вести Самары» Сергей Гуров.
Выборы и связь с населением (от начала до 12:16 на видео).
Оценивая предвыборную кампанию, выборы губернатора, Н.И. Меркушкин отметил большую явку - до 62%, которая, по его словам, означает, что получилось дойти до людей. До разных слоёв населения, приходилось работать и с критикой власти - в тех районах, где люди уже, может быть, разочаровались во власти. Отмечу, что в среднем по области явка была 57%.
Самарцы стали более сплочёнными, по словам губернатора. Поменялся имидж областной власти - «с нами можно работать, мы не те, которые тебе говоришь одно, договариваешься об одном, а нам потом всё - мы пофигисты или мы можем в спину плюнуть или в лицо плюнуть или ещё что-то. Что мы к своим обязанностям… гражданскому долгу относимся очень ответственно».
Проект «На связи с губернатором» продолжается, разговор будет продолжен, в том числе, и в телевизионной студии. Лицом к лицу задано до 7 тысяч вопросов (со встреч), из них 278 - завершились поручением решить ещё по ходу встречи. Ещё несколько тысяч вопросов пришло по программе (видимо, имеется ввиду «связь с губернатором»). Обобщив разные вопросы и предложения, получилось составить список из 28 000 различных обращений граждан, они станут приоритетом работы на ближайшие годы.
Кабинет министров. Министры сохранили посты. Перспективы и замечания к работе
(12:16 - 20:48).
Утверждение произошло за день до этого интервью - через месяц после выборов. Вопрос о переназначении решался не просто, но решился. Есть жалобы на ряд министерств (проводились отдельные расследования по поводу жалоб), но губернатор уверен - работа наладится.
Молодцами губернатор министров называть отказался, говорит, что так можно испортить людей, особенно молодых. И выражение лица было у него в этот момент такое, знаете… загадочное.
Есть злоупотребления, доля халатного отношения к работе, есть недовольство людей (по поводу ЖКХ, например). Уточнять Н.И. Меркушкин не стал, но заключил, что проблем (с молодыми министрами) очень много, но молодость - это плюс, потому что люди учатся.
Формирование областного бюджета. Поиск золотой середины - между выполнением обещаний и жёсткой экономии (20:49 - 31:17).
Налогоплательщики крупные - нефтяные компании, зависящие от цены на нефть, плюс не гладкая ситуация на АвтоВАЗе - делают бюджет сложным. Установка - не трогая зарплату, сократить другие затраты (транспорт, коммунальные и другие) на 15-20%. Резервы на это имеются.
Существенно сократится количество ГУПов при министерствах, то есть возрастёт нагрузка на чиновников. Договоры со сторонними предприятиями так же заключаться не будут (или их количество будет сокращено), поскольку при этом, кроме прочего, платятся 18% НДС в Федеральный бюджет.
Тут же было сказано о ВАЗах: «…вчера я сказал, чтобы подготовили предложение, и в ноябре месяце мы предварительно (или, может, уже не предварительно, а уже примем в ноябре-декабре), что будем пользоваться в основном машинами АвтоВАЗа. Определится, до какого уровня. Транспорт и в бюджетных организациях, и в органах управления - в основном будут машины АвтоВАЗа… Ну, если уж не все стопроцентно, то, я думаю, процентов восемьдесят».
Касательно «Родника» Н.И. Меркушкин сказал так: «Нельзя сказать, чтобы он нам очень много платил. Он должен был уже в этом году довольно много…» Речь идёт о долге в 2-2,5 млрд. рублей. Ожидалось 3,5-3,7 млрд. рублей в этом году, но поскольку завод стоит с марта-апреля, заплатил он только более миллиарда рублей. Ведётся работа по возвращению лицензии: «Будет возвращена лицензия. Ну, кто будет пользователем этой лицензии, не исключаю, что это будет государство, то есть областное правительство условно. И, получив лицензию, на этих же мощностях развернуть производство».
Завод не может уйти за пределы области, потому что сам завод стоит на самарской земле. Могли бы изменить собственники, но скорее всего таким собственником будет государство, а деньги пойдут в бюджет области. Вопрос должен быть решён в течение месяца.
Дороги (31:18 - 46:15).
Проблем, говорит губернатор, ещё очень много - по всей области: «Мы навели здесь порядка больше… чем в ряде других отраслей наших… Мы будем докапываться в сметы… и не только мы будем это, в том числе, Москва тоже будет это делать, что касается федеральных дорог».
Многое сделано за счёт федеральных денег - последние два года их получали в 7-8 раз больше, чем раньше. За этот счёт сделаны дороги Сызрань-Тольятти, Тольятти-Самара.
Кировский мост сейчас открыт - с выходом на обводную дорогу, будет проведена работа, чтобы туда стекались транспортные потоки из города и к городу. В будущем году расширится проспект Кирова. Проблемы есть с получением средств на дорожные фонды, уже в этом году область недополучила часть средств. Новые источники должны дать до 100 млрд. рублей по всей стране. Тут, в общем, «Другой город» пересказывает много. Добавлю только по Климовке: кроме моста, планируется порядка 140 км новой объездной дороги (потребуется около 50-70 млрд. рублей).
8,6 млрд. рублей было освоено федеральных денег на федеральных дорогах в этом году, эта цифра беспрецедентна, она не может быть всегда большой. Но, в общем, губернатор подчеркнул, что объёмы дорожного строительства будут наращиваться.