Происхождениие государственности и религии

Jul 28, 2009 14:09

альтернативная марксистской модель с одного форума. На мой взгляд весьма сильная.

-------------------------------------------------------

http://supernovum.ru/forum/read.php?1,142714,170559#msg-170559

Лучшая светская наука как раз, по-моему, ближе к пониманию сущности религий.

Я для себя отметил весьма существенную особенность, присущую даже ученым-теософам - НЕИСТОРИЧНОСТЬ понимания собственной религии.

А вот тот же Ю.Семенов пришел к фундаментальному выводу. Из древних предрелигиозных форм, наблюдаемых этнографами повсеместно(суеверия, магия, колдовство, гадания, фетишизм, вера в духов и пр.) - не просматривается этнографически подтверждаемых переходных форм к мировым религиям. Хоть ты тресни!
Возникновение религий в формах, близких к формам мировых религий, получается, - прямо и непосредственно связано с возникновением развитых государственностей.
Царство, которое не от мира сего, исторически, получается, как раз именно от мира. От его потребности в самоорганизации на основании каких-то принципов.

Я лично (не претендуя, однако, на роль великого ученого) выделил, как мне кажется, принципиальную черту предхристианских религий индоевропейцев. Единый сын Бога - имеет важную обязанность - следить за праведным порядком на земле. Т.е. он выступает как бы царем царей на земле.
И связал это с развитием государственности по подтвержденному этнографией магистральному пути человечества - по построению пирамидальных преполитарных общин, протополитарных объединений и, наконец, политарных империй. В которых из-за прекращения усобиц, объединения множественных земель в единстве власти, устанавливающей единство привлекательного порядка отношений сверху донизу и снизу доверху, - наступает состояние "золотого века". Гибель сильного и праведного властителя приводит к ухудшению внутренней обстановки, нередко к распаду таких империй, усобицам, восстаниям людей против зажравшихся и ставших угнетателями иерархов империй, к экономической и культурной деградации соответствующих территорий.

Вера в то, что это не навсегда, великий царь вернется и воздаст всем по заслугам, снова наведет порядок, - спроецировалась в идею воскресшего сына Бога. Бог - это нечто не вполне понятное, но вечное и всесильное. Его нельзя убить. А вот сын Бога вполне антропоморфен, вполне смертен. Но, поскольку он сын Бога, то способен воскреснуть, вознестись на небо(мифология мордвы). А потом вернуться на крылатом коне(мифология манси, в которой я, правда, не рассмотрел гибели сына Бога, просто он время от времени посещает землю для наведения порядка), опускаясь туда, где есть подобие Луны - серебряное блюдо(знаменитое камское серебро, поступавшее к манси, как считается, из южного Прикаспия из Сасанидского государства). Еще один вариант сына Бога Один готовит воинство для последней битвы с титанами. Опять же, как можно понимать, с целью восстановления праведного порядка, который те разрушают.

Т.е. мифологических вариантов много. И из них ясно проступают черты будущего Христа, только не искупителя, а именно Царя, который был убит, воскрес, но он вернется. И наведет порядок.

А потом начинаются разночтения. Осирис судит египтян. Каждый перед ним отчитывается, он кого-то милует, а кого-то отправляет на поедание. - Но он же и иудейский Яхве, который точно так же будет контролировать исполнение шестисот там с чем-то жестких правил. Кто нарушил - беда. Правил ПРЕДПИСАННЫХ, ну а что не запрещено законом, то разрешено.
И к этому же приближается современное понимание Христа на Страшном Суде.
А вот понимание Христа у староверов, похоже, иное. Он будет судить не ИХ, а ИМ(именно так звучит это словосочетание в дониконовых книгах). Судить превращается из оценки души человека на предмет преступности его жизни, - в нечто другое. Судити им - это как бы рассудить неразрешимые для людей противоречия. То, чем занимается Соломон, решая вопрос о принадлежности ребенка двум спорящим из-за него матерям.

И вот уже православие оказывается прямой противоположностью иудаизму.

В иудаизме каждый человек раб божий, который под страхом жестокого наказания или наоборот ради сладкой безмятежной вечности, - должен прожить жизнь в соблюдении жестких предписаний Закона.

А в православии человек живет так, как считает правильным. Но не все для человека постижимо. Он нередко не в силах отличить Истину от Лжи, Добро от Зла и т.п. Смысл возвращения Бога или Сына Божьего на Суд - помочь людям разобраться в противоречиях, кои сплелись в совершенно невообразимой сложности переплетения. Не более того. Райские кущи становятся излишними, ад с кипящими котлами тоже. Просто придет человек, который откроет людям глаза на то, в чем они уже не в силах разобраться сами. А дальше - живите! Никакого конца истории.
И это будет Царь. А как его узнать? Подсказка в истории Македонского(который и сам как бы сын Бога).
Ну кто же, кроме такого Царя, сможет распутать гордиев узел?

И частью этой путаницы окажется даже сам образ Христа. Которого современные православные с Царем не отождествляют, а отождествляют по-иудейски с прокурором. И уже не могут разобраться, что это Ложь, которая рядится в одежды Правды.
И это тоже часть гордиева узла современного мира, который нам желательно попробовать распутать или хотя бы разрубить.

_________________________

Заметьте, в таком понимании древлее православие теряет последние остатки религиозности как веры в нечто сверхъестественное. Ничего сверхъественного. Просто вера в то, что рано или поздно найдется человек, который сумеет прояснить, что есть истина, а что ложь, что есть добро, а что зло. Типа: ложь вечной не будет. И вычислят ее, как Соломон, - по нравственным, человеческим критериям. А то, что в результате такого нравственного отделения правды от лжи, зерен от плевел, при этом установится, что из этого вырастет, - то и будет праведным порядком.

И слова Христа: "Я есть Истина" перестают нести какой-то предписывающий характер. Перестает быть противоположением веры в Христа прочим истинам(в том числе научным).
Все нормально. Возвращение Бога - суть востановление Правды, Истины. Вера в Бога - вера в торжество Истины над Ложью, которую представляют те, вечные и неистребимые, кто Христа отправил на казнь. И по всему миру ищут, кого бы еще обратить в свою, противоположную православию веру - веру в возможность торжества Лжи. Веру в возможность так запутать все, что никто не сможет распутать.

Это как бы легкий набросок. В котором соединились в довольно самосогласованную картинку и несколько религий, и их динамика развития, взаимного проникновения и взаимного противоположения.

И при этом обнаруживается АБСОЛЮТНО МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ понимание Писания. Не всего, понятно. Я его и не читал, если уж на то пошло...
Знаю что-то, через пятое на десятое.

Притча о слове, которое воскрешает мертвых, например, - становится тоже вполне материалистичной. Самые ценные навыки и умения не должны быть доступны неподготовленным, не умеющим обращаться с ними осторожно и ответственно людям. Они, если им вручить соответствующие знания и навыки, - то они такого натворят, что сами же и жертвами станут.
Previous post Next post
Up