Завод, коллектор и бомбарь

Sep 02, 2015 20:00

  Обзор сразу трёх объектов нашего города: завод "Красный Дон", Богатяновский коллектор и убежище "Красное знамя". Это и многое другое внутри поста:





Все эти места интересны по своему, но разделять каждое на отдельные блоги - глупо: где-то слишком мало инфы, а где-то не так уж и много фотографий вышло. Поэтому решил сделать своеобразную сборную солянку, которую обычно делаю у себя в жж, но лишь с небольшой разницей в том, что первые два места находятся рядом друг с другом. Ну да ладно, обо всём по порядку.

Первое место - завод Красный Дон, который находится на нашей набережной. В 1846 году никакого судоремонтного завода здесь не было, а был построенный первыми отечественными капиталистами первый чугунолитейный завод. После революции завод со временем превратился в судоремонтные мастерские. Являясь одним из старейших предприятий Ростова, в советское время завод работал на полную мощность - свидетельством тому, например, выдержки из газеты "Речник Дона" за 1948 год: Ростовские заводы "Красный Дон" и "Красный флот" досрочно выпустили из ремонта ряд пароходов, теплоходов и барж. На линии Ростов-Азов начал курсировать пассажирский пароход "Пожарский". 21 января вышел из Ростова вверх по реке теплоход "Пролетарий". Он доставил в рабочий посёлок Константиновский промышленные товары и продукты для магазинов.

проходная и старинное здание, которое "спрятали" внутри советской постройки:



В 1948 уже существовало регулярное пассажирское сообщение между Ростовом и Азовом по воде (сейчас, к примеру, регулярного - не существует), а город Константиновск именуется ещё рабочим поселком. Не обходилось и без социалистического соревнования - "На пароходах "Красный Дон" и "Пролетарий" прошли профсоюзные собрания, на которых были избраны судовые комитеты. На этих собраниях коллективы решили вызвать на социалистическое соревнование за досрочное выполнение навигационного плана 1948 года лучшие суда Днепровского пароходства".

руины былого:



Советское телевидение снимало тогда не гламурных светских див, а настоящих тружеников. "Недавно Ростовская студия "Союзкинохроники" провела съёмки на заводе "Красный Дон". В первую часть вошёл киноочерк о буксировщике "Красный Дон", вышедшем из ремонта досрочно - к ленинским дням. Оператор заснял момент сдачи судна в эксплуатацию, приёмочную комиссию за работой. Кадры войдут в очередной номер киножурнала "Новости дня".



На заводе занимались не распилом государственных средств, а ремонтом судов - "В воскресенье, 11 апреля, в затоне завода "Красный Дон" после капитального ремонта состоялся спуск на воду мощного буксировщика "Коммунар". Сейчас судоремонтники приступили к обстройке и монтажу оборудования и механизмов судна. В середине лета буксировщик должен вступить в эксплуатацию." Был, кстати, и одноименный буксировщик "Красный Дон" - водил, например, баржи с сеном из станицы Семикаракорской. "В Ростовский порт из первого рейса возвратился буксировщик "Красный Дон". Он привёл первую гружёную баржу "Братск". Из станицы Семикаракорской доставлено 280 тонн сена, её поставили к причалам Заготсена. Несмотря на то, что работа происходила вручную, первая баржа, прибывшая в Ростовский порт, обработана досрочно".



Но простодушные работяги и не подозревали, что они живут плохо, некачественно, и в империи зла. К середине 90-ых завод фактически производил только якорные цепи, а к тому же - обладал лакомым куском земли прямо на ростовской набережной. Поскольку производство в современной России не нужно никому, а земля - нужна успешным самореализовавшимся гражданам, вписавшимся в рынок - завод начали потихоньку покупать.



Завод «Красный Дон» - был старейшим машиностроительное предприятием Ростова. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) выпускал картечь, которой заряжались пушки защитников Севастополя. После Великой Отечественной войны «Красный Дон» строил земснаряды для намыва Цимлянской плотины. Затем освоил производство самоходных барж с водометными двигателями, а в последнее время специализировался преимущественно на выпуске якорных цепей... Но, усё, пришло и его время.



Директор завода с дальнейшими планами новых собственников предприятия не знаком. - Я работаю на заводе уже 30 лет, и все это время помню, как периодически возникали и затухали разговоры о переносе нашего производства за черту города. Видимо, на этот раз его точно перенесут. На вопрос о том, что будет с предприятием после его переноса, скорее всего, на левый берег, пока никто не может ответить. Но известно, что в последнее время дела у завода шли не очень хорошо. Мы уже давно не занимаемся ни судоремонтом, ни судостроением хотя бы потому, что у нас сейчас нет для этого судоподъемного средства. Да и оборудование устарело и не обновлялось десятилетиями. Единственное, что мы можем себе позволить, это модернизация малых судов, чем мы изредка занимаемся, когда удается выйти на клиента. Помимо этого мы ремонтируем дизели, и наиболее успешно работает модернизированный цех по производству судовых и прочих цепей, благодаря которому мы еле-еле выживаем. То есть сегодня в принципе к судостроению мы не имеем никакого отношения, профиль нашего предприятия сместился в сторону машиностроения.



От завода на сегодняшний день толком уже ничего не осталось, ну, а про перенос его и прочее - сами знаете, что будет... В общем, ещё одна история канула в лету.



Набережная в Ростове-на-Дону - это место наполнено различными интересными постройками, памятниками и заброшенными объектами, а не только новостройками, толпами людей и увеселительными заведениями. Тут вам и знаменитые Парамоновские склады, остатки от завода Красный Дон, территория в прошлом уникального бассейна Спартак, вместо которого сейчас уже очередной небоскрёб, бывший кинотеатр Прибой, который ещё помнят некоторые ростовчане и многое другое. Но сейчас поговорим лишь об одном объекте, который находится под землёй и о котором слышало куда меньше людей - это Богатяновский коллектор.

Доподлинно неизвестно, откуда среди лазающих взялось название объекта и связано ли оно с родником, который тут был раньше, а затем бесследно исчез. Вполне возможно, что Богатяновский источник всё-таки впадал в наше сооружение, так как находится очень рядом, но утверждать это не буду. Лучше расскажу и покажу вам, что это за Богатый колодезь такой и что он значит для истории нашего города.

Согласно преданию, молодой государь Пётр Алексеевич, разъезжая по окрестностям с генералами и казачьями старшинами, наблюдал движение русских кораблей к верфи в устье Темерника. Заметив место, где из известнякового склона били родники, государь, утолив жажду из самого полноводного, воскликнул: «Богатый колодезь!». Это место и получила такое географическое название при составлении первых русских карт земель в низовьях Дона после взятия Азова. Вблизи урочища Богатый колодезь в 1749 году была основана Темерницкая таможня, с которой начинается биография Ростова-на-Дону.

Сам источник стал ориентиром, выбранным для географической привязки крепости во имя Св. Дмитрия Ростовского к берегу реки. Водою Богатого колодезя пользовались солдаты, офицеры и жители крепости, а также обитатели ближней слободы Полуденки. В структуре крепости источник оказался на склоне возле артиллерийской пристани; от него проложили «ложбину и трубу для стечения из богатого источника воды» - гидротехническое сооружение, обозначенное на карте Ростовской крепости 1768 года пунктирной линией и литерой С.

Родник, впоследствии названный Богатяновским источником, снабжал водой кварталы города в XIX и начале XX веков. Из него брал воду первый городской водопровод, начавший свою работу в 1860 году. С середины 1920 годов воду из источника используют только для технических целей. Своими названиями бывший Богатяновский проспект и современный Богатяновский спуск также обязаны Богатому колодезю. В XIX веке над одним из родников былого урочища Богатый колодезь был сооружён каптаж с небольшой каменной ротондой, которая, неоднократно изменяя облик, существовала до конца 1990-х годов. В 1988 году источник объявили памятным местом, которое тесно связано с основанием города Ростов-на-Дону. В преддверии 250-летия Ростова ротонда и площадка вокруг неё наконец-то были реконструированы и благоустроены, даже установлена мемориальная доска.

Из исторической справки вернёмся к изучаемому объекту. Дата постройки коллектора нам неизвестна, зато можем примерно предположить длину, которая составляет около километра, но проходимо сейчас не более 150 метров. Богатяновский коллектор привлекает городских исследователей своим нестандартным для нашего края яйцевидным сечением, заинтересовал он и нас.

Найти портал, он же вход в подземелье, не составит особого труда, если внимательно смотреть по сторонам и прислушиваться к звуку воды.



Спускаться по скользким деревяшкам или преодолевать пороги с льющейся на тебя водой - дело не самое приятное, впрочем, место того стоит - бывать в подобных местах (именно с таким сечением) мне не доводилось. Можно сказать, что это был первый подобного рода и типа объект на моём опыте по тем временам.



Судя по большому количеству различных меток, которые начали замечать, то дозор тут играл не один раз, так что мы явно не являемся первооткрывателями.







В отличнии от некоторых других подобных мест, тут не обязательно обувать даже сапоги, не говоря уже про Л-1 или ОЗК - можно спокойно пройти и по краям, надев кроссовки. Главное - не босиком, как некоторые лазающие додумываются делать, а то потом можно нарваться на очень большие неприятности.



Пока рассказывал о мерах предостережения, нам встретился участок с кирпичной кладкой, так как когда случались обвалы, заливать бетоном было сложно и легче восстановить данный отрезок из кирпича. Опять-таки, это про то, что за коллектором в былые времена следили и ремонтировали. Интересно, за последние десятилетия сюда спускались какие-либо службы, а не только лишь игруны из дозора или какие-нибудь городские исследователи как мы? Вопрос риторический, да и ответ на него можно будет увидеть в самом конце, где всё завалено покрышками и мусором...





Идём дальше, самое главное - всегда смотреть под ноги, ведь чего только не встретишь в таких местах. Видимо, здесь, например, успел побывать какой-нибудь местный Раскольников.





И ещё - лучше пригибаться или нести штатив впереди себя, дабы не собирать всю паутину своей головой, тем более, что тут могут водиться не самые безобидные представители этих тварей.



В самом конце нашего пути упираемся в трубу, где после неё находится небольшая камера, откуда сверху льётся вода - эдакий своеобразный водопад. А говорят, в Ростове их нет... Пожалуйста!



Интерес взял верх и попробовал пройти через него, но упёрся в завалы из мусора. Об этой извечной проблеме в скором времени обязательно сделаю ролик, тем более, ещё свежи в памяти недавние события с ливнями и превращением нашего города в Венецию-на-Дону.







Надо отметить, что под землёй время идёт совершенно иначе - 10 минут пролетают за несколько секунд. Нет привычной суеты, рекламных вывесок и шума. Можно часами бродить в полу-мраке и любоваться кладкой былых эпох, обнаруживать забавные, а порой и ценные находки, прикосаться к истории. В рутине дней мы перестаём замечать не только то, что у нас под ногами, но и то, что находится на земле - прямо перед носом.



Последним объектом станет убежище "Красное Знамя". Данное убежище располагается в подвале жилого дома. Убежище очень мало по размерам: всего две комнаты и один вход. Сохранилось кое-какое имущество ГО: плакаты, противогазы, фильтры. Освещение есть только в одной комнате. В комнате с ФВУ висит знамя Советского Союза.

Прежде, чем спуститься к нему - нужно выполнить несколько действий:





Огонь потушили, папиросу бросили - всё по пунктам. Как это часто бывает, по одну сторону - склады жильцов:



По другую - наша цель:



Чтоб и дверь закрывалась и труба была - можно просто срезать край гермы...







Немного ГОшного барахла:









Вот и наше знамя:



На сколько мне стало известно, сюда оно перекочевало с другого заброшенного места - завода Красный Аксай. Ребята решили немного украсить место и разбавить унылость бомбаря. - Что же, у них это вышло!



пламя революции:



Последняя фотография - уцелевшая ФВУ:



На этом у меня всё, спасибо за внимание.

Наша группа Вконтакте: http://vk.com/urbanrostov

Previous post Next post
Up