Обзор старинного места с большой историей, на которой в своё время находилась Парамоновская мельница, вскоре после трагичного случая на этом же месте был отстроен крупяной завод, ныне здесь расположен заброшенный мукомольный завод. В процессе обзора мы вернёмся в прошлое, узнаем историю этого места описав всё с самого начала и до наших дней. Так же побываем внутри завода и обозрим ближайшие старинные постройки. Всё это и огромное количество других интересностей внутри блога:
Начнём наш рассказ с истории этого места, о том, что было здесь раньше. Сама улица бывший Посоховский спуск изначально называлась спуском Мельничным. Здесь, внизу, с самого начала были мельницы и зернохранилища. Одна из мельниц принадлежала купцу Петру Федоровичу Посохову, в честь которого улочку и назвали. В 1889 г. Елпидифор Трофимович Парамонов перекупил мельницу у наследников Посохова. Существует одна городская легенда о том, что именно данную территорию (там где сейчас стоит мукомольный завод) Парамонов получил совсем странным способом. Не имея ещё такого количества денег, территорий и известности наш герой поигрывал в карты с другими известными в то время купцами и в одной из игр выиграл все имеющиеся наличные деньги у Посохова. Алчность и азарт взяли верх и Посохов поставил на игру территорию нашего заводика и опять проиграл. - Вот такая интересная история приключилась, из-за которой Парамонов в своё время завладел огромным участком земли, благодаря которому в дальнейшем получил не мало денег, но об этом позже.
Перестроив ее и организовав рабочий и технологический процесс на мельнице, он стал получать муку отменного качества, за что на Парижской выставке получил золотую медаль. Мука раскупалась нарасхват даже в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани и, конечно, за границей.
Но в 1896 году мельница сгорела. И тут явным образом стало абсолютно понятно, что значила мука Парамонова для города, ибо цены на муку моментально взлетели. Очень интересно описывались эти моменты в 1971 году в книге С.Д. Швецова «В старом Ростове» с позиций коммунистической идеологии и официальной исторической науки: «...когда в 1896 году парамоновская мельница сгорела, другие мукомолы вмиг сообразили: а почему не поживиться лишним пятачком или гривенником на пуде муки? Дело, как говорят, торговое, с обычаями согласное... Накинули пятачок - гривенник. Примеру мельников последовали владельцы пекарен и булочных. Покупатели возмущались: Почему? У Парамонова мельница сгорела, а платим за это мы?.. Сам-то Парамонов, небось, от пожара не пострадал - в четырех обществах мельницу застраховал... Булочники кивали на мукомолов: Мы ни при чем. Они с нас, а мы с вас маленько лишку возьмем. Не в убыток же торговать!.. Тем купец и жил: там, где можно хапнуть крупно, хапал, но и мелочью тоже не брезговал».
Парамонов не унывал. Он за два года практически заново отстроил огромный шестиэтажный корпус, оснастил производство новейшими механизмами и довел суточный выпуск муки до 10 000 пудов. Больше и лучше муки в Ростове и, пожалуй, в России никто не производил!
Ныне Посоховский (он же - ранее Мельничный) называется «7 февраля». Откуда же появилось название улицы «7 февраля»? Дата 7-го февраля - особая, местная, ростовская и - грустная...
7 февраля 1930 года на мельнице произошел мощный взрыв. Взорвалась мучная пыль в замкнутых производственных помещениях. В результате взрыва начался сильный пожар. Мельница была разрушена практически до основания. Погибло очень много рабочих и служащих. 28 рабочих были похоронены на Братском кладбище. На месте их погребения был установлен обелиск из черного мрамора, на котором высечены имена погибших. ИТРовцев и административных работников похоронили в отдельных могилах. Погибшие работники еврейской национальности и мусульманского вероисповедания были погребены на еврейском и магометанском кладбищах, расположенных рядом с Братским кладбищем вдоль железнодорожного пути от ст. Ростов-Гора к ст. Нахичевань-Донская. В память о печальном событии Посоховский переулок был переименован в переулок 7-го февраля.
Позже на месте сгоревшей мельницы построили крупяной завод. Во время оккупации Ростова немцами в период Второй мировой войны надпись «Посоховский спуск» была восстановлена на домах черной несмываемой краской, что можно кое-где видеть и сейчас.
Найти изображения мельницы и близлежащей территории почти не возможно, всего их около 3-4 штук, но даже эти изображения не оставляют сомнений в грандиозности сооружения и разветвленности инфраструктуры, созданной Парамоновым вокруг своей мельницы:
Частью этой инфраструктуры были и жилые дома, построенные Парамоновым для работников, служащих и инженеров, работавших на мельнице. Если верить старожилам данного района, то каждый второй дом - Парамоновский.
Хорошо сохранился и дом, в котором жило руководство мельницы. Сегодня адрес этого дома - улица Нижнебульварная, 30:
Добротный, крепкий дом первоначально состоял всего из шести квартир (по две на каждом этаже) и был предназначен для управленцев высшего уровня, как мы бы сказали сегодня - для топ-менеджеров. Дом действительно хорошо сохранился, видно, что жильцы, которых с советских времен гораздо больше, чем есть семей, ухаживают в меру своих сил за домом. Прекрасный фасад, замечательное крыльцо, красивая лестница, неплохой подъезд и даже старинные вентиляционные решетки, которым более 130 лет... По реестру памятников дом значится как «Дом для служащих мельницы Посохова. 1879 г. постройки».
Парамонов-то купил мельницу в 1889 году, спустя 10 лет после даты постройки дома!.. А может быть, тут присутствует тот же феномен, что и с Парамоновскими складами на Набережной: склады принадлежали Максимову, Парамонов имел только два из них, а народ приписал все последнему....
Вернёмся к нашей территории. От мельницы также остался остов старинного здания на территории, заросшей травами и бурьяном и множество опор (так называемых «быков»), служивших опорой для галерей и транспортеров, по которым, вероятно, проходила погрузка продукции прямо на корабли:
Есть и более современный речной пункт погрузки, ныне также заброшенный. Строился он скорее всего во времена уже мукомольного завода. Строение из двух башен и металлической перемычкой между ними:
Неподалёку находится небольшое двухэтажное строение, от которого идёт навесной конвейерный мост, который был скорее всего также построен уже в послевоенное время, как и ныне существующий мукомол.
на фото навесной конвейерный мост, соединяющий мукомольный завод и пристройку возле Дона:
внутри моста:
По различным рассказам этот конвейер не действовал никогда. Построен он был в 1953 году во время реконструкции крупяного завода. Углубить фарватер в месте погрузки забыли. Во время пробных испытаний утопили в дону 1600 мешков крупы, после чего вся данная территория так и не использовалась...
интересные опоры моста:
Отойдя от пред набережной территории вернёмся к нашему мукомолу, точнее тому, что находится непосредственно рядом с ним, а таких построек тут предостаточно. Начнём с простого. Рядом с дорогой которая ведёт на мукомольный завод есть небольшой железный ангар, который судя по всему не относился к нашей территории, но из-за его размеров он также интересен для всех посетителей этой территорий:
Его частенько разбирали и воровали металл, вскоре здесь и тащить стало нечего, вот и стоит он весь "просвечиваясь". Также совсем рядом с мукомолом стоит вот такая постройка, предназначение которой выяснить так и не удалось:
Данное место как и все остальные является любимым местом фотографов и гуляющей молодёжи, так как здесь сохранилась внутренняя лестница ведущая на крышу этой постройки, с которой открывается замечательный вид на потрёпанный временем и людьми заводик:
Но не только красивый вид можно увидеть с этой крыши. Между этим строением и мукомолом сохранились руины ещё "тех" времён:
Не менее интересные руины, как и Парамоновские склады - ведь даже архитектура, кирпич и всё остальное здесь одинаковое!
Чуть поодаль находятся ещё три постройки, одна из которых современного вида и две старинные. Для чего строилась бетонная коробка так и не ясно. Стоит она здесь уже долгое время и судя по всему даже не была достроена до конца:
Позади неё сохранилась до нашего времени вот такое интересное здание, точнее то, что от него осталось - только лишь стены каркаса, крыши как и внутренностей давно нет:
Исходя из красивой и старинной архитектуры, кладки, кирпича - можно сделать вывод, что данная постройка ещё довоенной постройки, как и "быки" описанные в рассказе ранее. Но для чего она использовалась, как и любая другая информация о ней к сожалению не известна. Известно лишь одно, что совсем недавно на верху (на фото похожее на балкончик) была какая-то будочка, но вскоре исчезла и она, только уже не по вине рук человека, а времени.
Последней третьей постройкой является более современное здание, которое находится в руированном состоянии, в принципе как и все остальные постройки:
Подходя к концу обзора этих построек, вот такой замечательный вид на эту территорию:
Пришло время побывать внутри мукомольного завода и посмотреть, что же там внутри, ответив на все вопросы многих интересующихся людей, так и не попавших туда.
Небольшая пред история. Ещё в 2004-2005 годы этот завод (если верить старичкам дозоровцам) посетили наши игруны, о чём даже сохранилась надпись "DZR". Правда это или нет к сожалению ответить сложно, но я совершенно уверен, что уже в 2006х этот завод начали посещать наши экстрималы, которых к слову на тот момент было очень мало. Вся сложность попадания на обьект заключалась в охране, которая имелась и имеется до сих пор. Но самое главное, все лазы осуществлялись через второй этаж (к слову потолки там высокие, поэтому уровень 2 этажа соответствует 2-3 этажам обычного дома), да и не просто через второй, а карабкаться до него нужно было по громоотводу или выступам, что было совсем рискованно. Наверно, именно по этому народу побывало внутри мало и не успели они его забаянить, как многие другие места в нашем городе, которые более доступны.
Шли годы и все близлежащие места начали посещать различные фотографы, гуляющая молодёжь и обычные любители "отдалённого и заброшенного". Но не только миролюбивые люди гуляли по этим местам, но и различные группы людей ищущие "лёгкой наживы". Поэтому довольно-таки часто в этих местах были различные разборки, драки, воровство и прочее. А ведь и вправду - чего стоит отобрать дорогой фотоаппарат у гуляющей ванили, тем более в такой глуши. Поэтому со временем здесь совсем часто начал появляться голубенький УАЗик. Причём он не только патрулировал территорию, а зачастую стоял позади мукомольного завода, поджидая кого-нибудь, в надежде что кто-нибудь рискнёт забраться внутрь, так сказать "не отходя от кассы". Зачастую наши "органы" (как обычно) позволяли себе больше и разводили молодёжь на различные штрафы, основываясь на том, что это запретная территория и гулять здесь нельзя. В общем местечко стало в некоторой степени золотой жилой для многих слоёв нашего общества.
Перейдём к обзору завода. Телепортировавшись внутрь, первое, что мы встречаем это вот такие непонятные и большие железные штуки, смахивающие чем-то на огромные вентиляторы внутри:
Как не странно, но первый этаж здания до сих пор находится в рабочем состоянии, но уже только работы здесь ведутся не совсем по предназначению завода, а немного другому - здесь собирают мебель:
Не став ломать замки и искать приключения, мы двинулись дальше, попав в первый зал:
Как видно на фото все окна давно уже поснимали, место них теперь пластмассовые вставки, а старые решили складировать прямо внутри:
Посмотрев боковые комнаты и не обнаружив ничего интересного поднимаемся на этаж выше, в котором сохранились остатки оборудования:
Вот и оно:
К моему сожалению я не разбираюсь в этом, поэтому название данного аппарата сказать не смогу. Всё оборудование вывезли с завода ещё очень давно, так как даже на самых первых фотографиях с этого здания оборудование уже отсутствовало, вместо него остались только большие дыры в полу...
Кое-где встречаются приятные мелочи, например в виде вот таких вещей:
или же сохранившиеся старые таблички, которые я так люблю:
Табличек здесь действительно много, многие из которых я бы с удовольствием сохранил на память. Перейдём к боковым помещениям мукомольного завода, которые были пусты как и основное цеха. Единственное, что здесь можно было увидеть - это красивый свет, который пробивался сквозь пыльные окна:
Выйдя на параллельную лестницу замечаем вот такую красивую картину, которую к удивлению до сих пор не испортили охотники за металлоломом:
а напротив находится лифт, вот такого интересного вида:
Поднявшись на ещё один этаж выше мы оказываемся в таком же большом помещении как и все остальные, в котором когда-то стояло основное оборудование завода. Все этажи почти ничем не отличаются между собой, единственное отличие это наличие каких-нибудь мелочей и остатков бытового мусора. Здесь например стоят остатки стульев:
Второе и последнее отличие от остальных помещений завода это сохранившийся электрощиток:
Вернувшись на лестницу для подъёма на последний этаж, замечаем ещё относительно целые документы, которые находится в стеклянной рамке. Документ от 1991 года:
Осмотревшись вокруг начинаем финальный подъём, дабы попасть на крышу мукомола, чтобы реализовать мою 2х летнюю мечту
но прежде находим ещё один сохранившийся станок, уже более современного вида:
А вот и она, дверь моей мечты! Точнее на крышу, приветливо приглашающая зайти в темноту:
Вот мы и на чердаке, от крыши нас отделяет совсем чуть-чуть, всего-лишь одна небольшая лестница. Но для начала посмотрим на остатки какого-то механизма, стоящего когда-то в этой комнате:
Как видно на фото (на переднем плане) остались две таблички на которых были какие-то надписи, но к сожалению они сильно затёрты, поэтому прочесть надписи уже невозможно, разве только слово "швейцарское".
Путь к лестнице указывала вот такая табличка, интересно - это такой "выход" был у них или же просто кто-то её перевесил, как часто это бывает:
Поднимаясь по самой лестнице я заметил роспись сварщика, которая датировалась ещё от далёкого 1957 года:
на ступень выше лежала табличка от электрощитка, такая же древняя, но уже 1963 года:
Так как крыша хорошо просматривается со всех сторон, да и бобик стоит на месте, фотографировать нужно быстро и чётко, что мне почти удалось.
руины близлежащих построек, описанных в блоге в самом начале:
ростовский порт:
высотки-близнецы нашего города:
всеми известная пристройка возле завода, на которой бывал и поднимался на крышу каждый второй житель Ростова:
речной пункт погрузки:
местные жители, удивлённые нашему присутствию на "их" крыше:
котельная:
На этом наше путешествие по заводу заканчивается, уставшие, но довольные мы отправляемся домой, чтобы поделиться этой интересной историей с вами. Пожалуй на этом всё, фото на память:
Наша группа Вконтакте:
http://vk.com/urbanrostov Источники: вырезки статьи Евгения Сосницкого; "Старый Ростов" 1967 год; "Архитектура Ростова и Нахичевани" 1918 год.