Продолжение обзора о путешествии в замечательный город Ставрополь. В этот раз сделаем упор на различные старые авто, а также небольшую прогулку по центру. Это и многое другое внутри поста:
После сажевого завода (
https://kerrangjke.livejournal.com/129665.html) мы отправились на заслуженный отдых к себе домой. Благо, Александр не побоялся дать во временное пользование ещё не знакомым ему на тот момент ребятам (то есть нам) свой ноутбук, дабы хоть как-то разнообразить наши вечера из-за короткого светового дня - за что огромное ему спасибо! Тем временем погода то и дело менялась - густой туман, снегопад, снова туман, затем солнце, потом серые облака... Уже давно перестал понимать наши зимы, что в Ростове, что в Ставрополе. Не знаю почему, но в детстве помню точно, что как только середина декабря - то снега до самого февраля! Но обзор сейчас будет не об этом, а о замечательном и необычном месте - своеобразном кладбище старых автомобилей. Я не знаю чьё это добро, зачем, почему и так далее - давайте просто насладимся ретро тачками, которые доживают здесь свой век. Начнём с ЗАЗ-965:
ЗАЗ-965 Запорожец - советский автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год. Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций. Парочка стоит и здесь.
Позади спрятался Москвич 423:
Это первый в СССР серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом универсал, выпускался в 1957-1963 гг. В его конструкции использовалась та же боковая панель с изогнутыми водосточными желобками, та же задняя панель с высоким порогом багажной крышки. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша. Задняя пятая дверь открывалась налево, её порог находился на высоте 760 мм от земли. С 1961 года выпускалась более простая версия кузова универсал с угловатыми рамками задних дверей и идущим вдоль всей крыши цельным водосточным желобком.
402-й так понравился мне и моей девушке, что не могли оторваться от него:
Москвич-402 - советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год, выпущено 87 658 экземпляров вместе с модификациями.
Как бы то странно не звучало, но он остаётся красавцем и в таком виде:
Пожалуй, достоин того, чтоб появиться в наших зарисовках (да, ошибка в подписи):
К сожалению, автомобили портит не только окружающая среда, но и те, кто приходят сюда что-нибудь отвинтить на память: начиная от реставраторов и заканчивая обычной школотой.
В ход идёт абсолютно всё (молдинги, фары, значки и тд и тп), но местами, на удивление, даже номера можно ещё увидеть на своём месте:
Следующий экспонат принял за какой-нибудь Опель, но это оказался наш Москвич-401:
Усовершенствованная версия, выпускавшаяся с 1954 по 1956 год. В общей сложности за 10 лет было выпущено 216 006 седанов и 17 742 кабриолетов. Розничная отпускная цена Москвича-400 составляла 8000 рублей, Москвича-401 - 9000 рублей.
Следующие авто определить не удалось:
Кто узнает - подскажите! Уж слишком крутые машинки:
Немного редкости - Опель Капитан. Данный автомобиль относится к послевоенному, однако и самому редкому - трехдверному Капитану, всего в этом кузове произвели 3422 машины:
Пожалуй, его тоже увековечим на бумаге:
Ещё один неизвестный экземпляр. Судя по виду - ещё и горевший:
Opel Super 6. Производился фирмой Adam Opel AG с ноября 1936 по 1938 год:
Во многих машинах детали заменены на наши (советские). Шаманили и переделывали как могли.
Ford Model 68 Sedan. Производился в 1936 году:
Несколько машин не удалось сфотографировать, ибо нормального ракурса не было, от слова вообще. Пришлось вместо этого позаглядывать во внутрь некоторых из них:
С первым "кладбищем" покончено (будет ещё несколько, но в других частях обзора), поэтому отправляемся на небольшую прогулку по городу. Среди типичной серости и хмурости спальных районов обнаружил вот такое весёленькое здание, которое смотрелось как белое пятно, точнее синее:
Затем остановка возле МиГ-23 на территории кадетской школы имени генерала Ермолова - бывшее учебное пособие, а потом памятник на территории авиаучилища:
Приступим к следующим ретро-авто, но уже определённой тематики и в почти идеальном состоянии:
Всё это добро находится близ отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУВД СК.
Иж, Москвич, несколько мотоциклов, Газ-21 и так далее. Думаю, узнаете и без подсказок.
Газ-24:
Ранее стояла другая машина, у которой на панели был микрофон громкоговорителя:
Следующая остановка - парк Победы, который находится в Круглом лесу, расположенном в Промышленном районе. Общая территория занимаемая парком составляет 200 га, протяженность дорожек - 40 километров. Если честно, то в целом был удивлён количеству зелени в городе и округе - остаётся только завидовать. Пришли сюда в морозный вечер не просто гулять, а посмотреть на вот такое чудо, которое сразу и не заметишь:
Ил-18Д СССР-75767, построен в 1961 году, списан в июне 1979 года. Последний полет состоялся в мае 1981, самолёт самостоятельно перелетел на грунтовую площадку аэродрома ДОСААФ и дальше тягачом был доставлен в Парк Победы.
Кстати, в июне 1965 года Валентина Ивановна Терешкова вместе с мужем Андрианом Николаевым прибыли в ереванский аэропорт Зварнотц именно на этом самолёте!
В недалёком прошлом почти в каждом парке крупных городов стояли самолёты (самолёт-кинотеатр и тд), но до наших дней дожили лишь единицы. Большое спасибо тем, кто сохранил его здесь!
Самолётом дело не закончилось - Т-34\85 (как прочёл в интернете - на левой стороне можно разглядеть след от снаряда):
Чуть дальше - БТР-70:
БРДМ-2РХ - машина химической разведки:
И последнее на сегодня - МиГ-21. Жаль только то, что его постоянно засирают граффити и прочей дичью.
Советских мозаик в Ставрополе достаточно и бОльшую часть нам удалось посмотреть. Оставшиеся - на закрытых территориях и внутри учреждений, либо просто не знал о них во время поездки (возможно, что прокачусь ради них ещё разочек). Если кому-то интересна подобная тема - в инстаграме есть замечательный человек, у которого огромная коллекция этой красоты (
https://www.instagram.com/zolotorev). Ну и плюс в своей группе (ссылка в конце поста) периодически что-нибудь выкладываю, поэтому за этим следите уже там.
Конечно, вездесущая реклама отвлекает, но пусть лучше так, чем завесили бы баннером или сбили... Кстати, хорошо, что мы приехали зимой, а то зелень бы скрыла от нас многие картины, как вот эту:
Следующая остановка - памятный знак 60 лет ВЛКСМ:
Совсем рядом очередной самолёт - МиГ-17 у корпуса Ставропольского президентского кадетского училища, бывшее Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО. С этим местом связана целая эпопея.
На перекрёстке улиц Ленина и Ломоносова на постаменте возвышается военный истребитель МиГ-17. Надпись на мемориальной доске предельно лаконична: Советским лётчикам - людям самой гордой и мужественной профессии. Самолёт, установленный здесь незадолго до формирования Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов ПВО, стал неотъемлемой частью архитектурного облика города. И вдруг, около 9 лет назад, как гром среди ясного неба - информация о том, что в скором времени истребитель будет демонтирован. Масштабная реконструкция, развернувшаяся на территории бывшего лётного училища, уже затронула на тот момент исторические памятники (и там адок тот ещё был). Никаких официальных комментариев по этому поводу от представителей Минобороны получить не удавалось. Главный аргумент - плохое техническое состояние памятника. Сразу же на память пришла история с доваторской стелой, которую снесли под тем же предлогом (поищите в интернете, тоже треш).
О том, как МиГ оказался на постаменте в Ставрополе, рассказывал подполковник в отставке Иван Петрович Пузиков. С этим самолётом он знаком с 1961 года. В то время Иван Петрович служил авиационным техником в Саратове, где базировался учебный авиационный полк Армавирского высшего авиационного училища лётчиков. На этом МиГе летал штурман полка подполковник Владимир Иванович Шевелёв. В 65-м году Ивана Петровича перевели в Ставрополь, в филиал Армавирского авиаучилища, а его самолёт отправили в Армавир. Когда в 1968 году возникла идея установить возле училища памятник, начальник филиала Герой Советского Союза полковник Аркадий Михайлович Селютин дал задание найти подходящий самолёт. И тогда Иван Петрович предложил свой МиГ. Из Армавира в Ставрополь истребитель доставили в собранном состоянии, на грузовике. Прежде чем установить на постаменте, пришлось снять с него всё лишнее - двигатели и другие массивные агрегаты. Вскоре налетавший 728 часов МиГ-17 стал памятником. У сформированного в 1969 году Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов ПВО, первым начальником которого был легендарный лётчик генерал-майор авиации, почётный гражданин Ставрополя Николай Герасимович Голодников, появился свой гордый символ.
Памятник бесконечно дорог выпускникам училища разных лет, среди которых много выдающихся военных специалистов, боевых лётчиков и штурманов, есть даже космонавты. Кстати, лётчик-космонавт Герой России Александр Александрович Скворцов, окончивший СВВАУЛШ в 1987 году, отправляясь на МКС, взял с собой фотографию родного училища - красивый зимний пейзаж с самолётом на углу улиц Ленина и Ломоносова. Снимок этот сделал бывший преподаватель СВВАУЛШ подполковник в отставке Валерий Наумович Сорокопуд. Устремленный в небо, как будто взявший разбег для взлёта, он был свидетелем старта более 20 тысяч защитников воздушных рубежей нашей Родины, - говорит Валерий Наумович. Дорог он и тысячам ставропольчанок, уехавшим вместе с мужьями в отдалённые гарнизоны. У самолёта им назначали первое свидание, сюда приезжали с цветами в день свадьбы. Да и сейчас на постаменте можно часто увидеть живые цветы.
Изображение этого МиГ-17 есть у каждого выпускника в курсантском альбоме. Для них он как Эйфелева башня для французов или статуя Свободы для американцев. Возле самолёта много лет подряд происходят традиционные встречи. В бытность СВВАУЛШ за его техническим состоянием следили специалисты, ежегодно приводили в порядок, красили. Кстати, администрации города удалось вывезти с территории бывшего лётного училища другие памятники: военные самолёты, использовавшиеся как учебные пособия для курсантов, бюсты Героя Советского Союза маршала авиации В.А. Судца, имя которого носило училище, и лётчика-космонавта В.М. Комарова. Как прокомментировали в управлении культуры, их планируется отреставрировать и установить в парке Победы. Выходит, что для тех, кто готовит территорию для будущего кадетского корпуса, они не представляют никакой ценности.
Хороший показатель - сайт данного училища. Есть красивые фотографии, Медведев даже в некоторых закладках, а истории - ноль. Ровно ноль. Видимо, под шумок под видом переноса разфигачили памятники на территории, всё перереформировали с десяток раз, вот и до самолёта хотели добраться, но не вышло - память ещё жива. Когда уйдут последние, кто ещё застал всё это - можно будет смело сносить. И к слову, МиГ тогда отмыли и почистили сами ветераны - за свой счёт скидывались и нанимали рабочих...
Отвлечёмся от негатива и пройдём к дворцу культуры и спорта. Только и здесь немного плохих новостей - перед выездом успел прочесть что и это место пострадало - исчез какой-то бассейн и на его месте появился жилой дом и тд и тп.
Благо, внутри ещё уцелела мозаика, которая была нашей главной целью здесь:
Хоть и люблю советское искусство, но тут я пасс - ничего не понял. Зато глядите какая прелесть чуть выше!
Плавно продвигаемся к центру города, по пути фотографируя различные объекты и памятники. Например, Коста (Константин) Леванович Хетагуров (осет. Хетæгкаты Леуаны фырт Къоста; 1859-1906) - основоположник осетинской литературы, поэт, просветитель, скульптор, художник:
Обелиск гербу Ставрополя (от 1994 года) и советские статуи по обе стороны от него:
Когда-то эта территория выглядела примерно так, но только ракурс немного в другую сторону (у собора ещё окажемся, но чуть-чуть позже):
Увы, чтоб посмотреть на рабочий фонтан - надо было приезжать сюда летом... Называется он просто и понятно - Чаша. Находится на бульваре Ермолова возле кинотеатра Октябрь, а ступени огибающие фонтан с двух сторон ведут к памятнику А.С. Пушкину. Фонтан возводился еще в советское время.
Памятник Пушкину был установлен 6 декабря 1986 года. Фигура в рост (сидя). Изготовлен в Мытищах:
Пока шли к следующему месту, рассматривал ту или иную памятную табличку, по которым можно немного изучить былую историю:
Мемориал Вечная Слава - братская могила воинов Советской Армии, погибших при освобождении города от немецко-фашистских захватчиков и умерших от ран в госпиталях. 21 января 1943 года войсками Закавказского фронта в ходе Северо-Кавказской операции освобожден от фашистских захватчиков город Ворошиловск (Ставрополь):
Совсем рядом располагается памятник И. Р. Апанасенко - видный военачальник, генерал армии, участник гражданской и Великой Отечественной войн. Памятник возведен на месте разрушенной Суворовской часовни:
Позади можно заметить собор, который с 1847 до 1930-х являлся кафедральным храмом Ставропольской епархии. Храм выстроен в русско-византийском стиле. Сооружён в 1843-1847, имелись Никольский и Александро-Невский приделы. В 1859-1860 сооружена многоярусная колокольня. Закрыт в 1930-х, колокольня взорвана в 1943-ем. Вновь заложен в 2004, строился в формах, внешне повторяющих прежнее здание.
Затем мы прошли на Крепостную горку, где стоит огромный красногвардеец:
Здание сбоку никак не мог расшифровать - оказалось, бассейн:
Да ещё и с уцелевшими птичками:
Затем заметил вот это:
И вот это:
И остатки от крепостной стены:
Думаю, уже смогли догадаться, что здесь раньше было. Для тех, кто не сильно знаком с историей города - почитайте хотя бы Википедию и всё поймёте. Да и по табличкам, которых тут с десяток - можно легко сообразить.
Жаль, что в Ростове до такого ещё не додумались. Как по мне - отличный пример того, как можно хоть чуть-чуть приучить людей к истории. К слову, но на удивление, не заметил ни одной мазюкалки из серии Петя лох - стоят все чистые:
И последнее на этом кусочке территории - памятник, внутри которого изображён ключ - ключ от города:
На заднем плане виден кусочек здания, которое украшено башенкой со звездой. Была мысль залезть туда, но программа была сугубо культурно-историческая. Да и просидеть несколько часов в отделении в чужом городе, теряя время - не комильфо. Кстати о постройке - здание построено в 1862 году на средства ставропольского купца Лавра Ермоловича Павлова и безвозмездно подарено им заведению Св. Александры. До советской власти в нем размещалась женская Александровская гимназия. Пришедшая советская власть сначала сделало это здание под совпартшколу. Сожженное при отступлении гитлеровцев, оно было восстановлено, надстроен еще этаж. После этого стало жилым домом, каковым остается и сегодня:
По пути к главной площади города, замечал отголоски былых эпох, уютно расположившихся среди современности:
И тут на тебе - кусочек Европы, где вдалеке виден новомодный Ангел-хранитель:
Его по понятным причинам фотографировать не стал. Позади этого ангела когда-то располагался кинотеатр Экран:
Данный объект был мне очень интересен, но не только по той причине, что это отголосок советского прошлого, или потому, что был в последнее время заброшен. А вот по какой причине - всё это осталось под руинами:
Теперь здесь какая-то безвкусная новодельная хрень. Что же, начнём изучать главную площадь, в первую очередь оглядев здание музея:
Ставропольский государственный музей-заповедник расположен в историческом центре в здании бывших торговых рядов, построенных в 1873 году по проекту архитектора Никифорова. Датой основания музея считается 24 февраля 1905 года, когда он был учрежден губернским статистическим комитетом как музей Северного Кавказа краеведческого профиля. Региональный статус определялся исторической ролью губернии на Юге России, - долгое время Ставрополье было центром Северного Кавказа. К началу Первой мировой войны коллекции музея Северного Кавказа насчитывали более 10 тысяч единиц хранения. При музее существовала научная библиотека, составлявшая к 1914 году 1710 томов книг по краеведению и истории. Экспозиция включала в себя исторический и природоведческий разделы. В первом была представлена древняя и средневековая история региона, материалы Кавказской войны и времени освоения Северного Кавказа. Наиболее интересными и познавательными были этнографические комплексы, реконструирующие элементы и быт народов, населявших северокавказский регион. Особую ценность представляла коллекция кавказского оружия, в основе которой было собрание, подаренное музею Г. Н. Прозрителевым. В естественно-исторической части демонстрировались палеонтологические находки, чучела животных, образцы минералов и растительного мира; выделялся на этом фоне сельскохозяйственный раздел. В 1904 году Г. К. Праве предложил передать в собственность города свою коллекцию по всем отраслям естествознания и библиотеку, которые он собирал более двадцати лет. Эта коллекция и составила основу музея, названного в честь жены Г. К. Праве «Подвижным музеем учебных пособий имени Марии Васильевны Праве». Главной целью этого учреждения было обслуживание школ и других учебных заведений Ставрополя. Со временем музей разросся и в 1912 году был размещен в здании торговых рядов на Александровской площади. В 1914 году открылась стационарная экспозиция приборов, препаратов, таблиц, макетов, образцов по химии, физике, географии, астрономии, геологии, палеонтологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека в здоровом и больном состоянии, этнографии и археологии. Вокруг этого центра и параллельно ему группировались коллекции по отраслям сельского хозяйства и промышленности. Палеонтологические коллекции музея в течение первых десяти лет его существования включали несколько сотен предметов. Ботанические коллекции превышали 2000 видов и включали более чем 10000 растений.
В 1927 году музей Северного Кавказа и городской музей были слиты в одно учреждение, расположившееся в здании бывших торговых рядов, где музей находится и поныне. В период фашистской оккупации музей понес ощутимые потери. Полностью была разграблена этнографическая коллекция. Похищена богатая коллекция нумизматики и наград. В послевоенный период сфера деятельности музея расширяется. На него возлагаются функции учёта и охраны памятников истории и культуры. В 1970 году музею было присвоено имя одного из основателей - Г. К. Праве, а с учётом уточненной истории музея ему присвоили потом и имя Г. Н. Прозрителева. С 1984 по 1986 гг. осуществляется надстройка третьего этажа здания музея. Вдруг, если стало интересно узнать историю постройки и музея в целом более подробно - поищите в интернете, там полно материала.
А вообще, историю Ставрополя, да как и любого другого крупного города, охватить не хватит никаких сил и времени. Просидев около недели в поисках какой-либо информации, старых фотографий, изучения общей истории города, понял одно - это бесконечность. Представьте, что изучая историю родного Ростова уже порядка 6-7 лет, я постоянно натыкаюсь на что-нибудь новое, хотя казалось бы, что знаю абсолютно всё! Что же будет, если приниматься за абсолютно чужой город, о котором ничего до этого момента не знал... Поэтому повторюсь в сотый раз: мои обзоры - это лишь поверхностные истории и некоторые интересные места, которые успел посмотреть за ограниченный промежуток времени. Сколько всего ещё имеется - даже страшно представить. Моя задача проста - подтолкнуть вас к изучению, привить хоть какую-то любовь и интерес к истории. Надеюсь, иногда получается это сделать.
Наша группа Вконтакте:
https://vk.com/urbanrostov