Если нет слова, как можно это подумать?

Dec 20, 2012 05:19



Располагайтесь поудобнее вокруг моего уютного бложика. Так, а ну курсоры прочь от формы комментариев пока пост не прочли.

Сейчас я в процессе чтения очень интересной книги Antifragile Нассима Талеба (на русском языке пока не нашел версию, если знаете, скажите линк). По ней будет отдельный пост, но сейчас я хочу поговорить о том, что упоминается в ( Read more... )

талеб, книги, мысли, antifragile

Leave a comment

Comments 7

za1chas December 20 2012, 02:20:01 UTC
Дело в том, что человек не думает словами. Словами думал, пожалуй, только один человек: прадедушка советской псиологии Выгодский. "Я, - думал Выгодский, отчаянно шевеля губами, - сейчас сижу в своем кресле и мысленно проговариваю словами вот эту самую свою мысль, находясь при этом в уверенности, что так поступают и все остальные нормальные люди в данную минуту, какой же я молодец и мыслитель!"

Нормальный человек думает понятиями, импульсами, вспышками синапсов. Ему не надо прочесть ценник с названием сорта помидора, чтобы мгновенно подумать сто мыслей с участием этого помидора: как он его сейчас купит и сколько штук, как порежет в салат или как принесет на концерт и кинет на сцену. При этом мысленно он не называет помидор "Цифомандра" или "Арбузный F1", а просто оперирует образом.

Можно ли сделать из этого вывод, что этот человек "помидорный дальтоник", не способен чувствовать вкус помидора, а также сильно скован в полете идей по поводу использования помидора в быту и кулинарии - и все лишь потому, что он не знает его названия?

Reply

kenota December 20 2012, 09:31:12 UTC
Лео, я думаю что для таких вещей как помидор это может и работает, то есть для реальных физических объектов которые человек когда либо видел или с ними оперировал. Но как можно продуктивно думать о такой штуке как, например, "бесконечность" не имея для этого слова?

На счет помидора в том то и дело, что он по-прежнему способен использовать помидор, помнить его вкус, отличать его от других овощей (в оригинальном исследовании жители племен тоже были способны различать разные цвета), но использовать его в стихе, например, он бы не смог. Точнее смог, но только описательно. Описывая его как нечто красное с крепкой кожей, мягким нутром и семечками внутри.

Может, конечно, мой процесс мышления и отличается от других, но я в голове думаю как правило словами, когда сижу один и размышляю о чем то. Правда, когда я хочу мороженного или думаю как разбить яйцо на сковородку, я не могу припомнить что бы я все это проговаривал, в этот момент мысли работают по-другому :)

Reply


ext_203902 December 20 2012, 06:28:12 UTC
У Талеба есть еще интересная книга "Черный лебедь"

Reply

kenota December 20 2012, 09:32:33 UTC
Да, а еще есть одна "Одураченные случайностью". Во введении в Antifragile он говорит что подразумевает что читатель знаком с обоими этими книгами и Антрифраджайл рассматривает как их логическое заключение и вообще, как свой самый важный труд.

Reply


callis December 20 2012, 09:54:21 UTC
Или учите языки, хорошие и разные. Само знание о том, что некий народ придумал для явления отдельное слово, оно обогащает и просто радует.

Reply

kenota December 20 2012, 10:57:00 UTC
Согласен, изучение языков тоже меняет даже образ мысли. У меня кстати проблема начинает появлятся: сликшом привык к определенным речевым оборотам и напрямую уже использую их с коллегами, когда говорю по-русски. Самый часто используемый сейчас, я думаю это "as in". Ну просто очень удобно :)

Reply

callis December 20 2012, 11:00:33 UTC
Да, это известная проблема. Но у нее хотя бы методы решения понятны - читать, говорить, писать, поддерживать речь.
Меня вот сейчас волнует другая сторона этой же проблемы: воспитание маленького билингва. Сыну исполнился год, он уже пытается говорить - а что? А кому? Пять дней в неделю у него английский сад, и всего два выходных - русская семья родителей. Всерьез опасаюсь, что я и не замечу, что ребенок заговорил, потому что свои первые слова он скажет на английском и не мне.

Reply


Leave a comment

Up