Киношки, способствующие новогоднему настроению

Dec 26, 2009 02:51

Самое главное в рождественско-новогодних марафонах - это настроение. Ощущать себя легко, волшебно и гранями мерцающе.
И одним оливье тут, боюсь, не облагородишься. Даже если Салату будет помогать такой вечный аниматор и заводила как Ирония Судьбы.
Поэтому, дабы освежить ощущение лёгкости и мерцания граней, рассказываю о троице фильмов, каковые настоятельно рекомендую для возвышения души и просто от скуки в период длительного новогоднего небытия.


3. Edward Scissorhands, 1990.


В те времена я, конечно же, понятия не имел, что за Джонни Депп и вообще велик ли он. И даже не сильно переживал из-за этого.
Потому что Эдвард - настоящая, очень трогательная сказка. История о том, откуда взялся снег, рассказанная в причудливых гротескных формах. Здесь совершенно нет привычных рождественских атрибутов, нету Санты, оленей и эльфов в полосатых колготках. Но зато есть игрушечный городок с угрюмым замком на холме, букет хорошенько - по-гоголевски - чокнутых персонажей, нереально живая (особенно для начала 90х) фотка Вайноны Райдер на комоде и (ну да, да!) в лучах готического макияжа капитан Депп с колоссальными ножницами вместо рук. Какое счастье, что были не так давно времена (и какая жалость, что прошли!), когда детский фильм с одной стороны не превращали в сусально-идиотический балаган в угоду политкорректности и рейтингу Е, а с другой не топили в мясе и томатном соке в угоду вульгарной готичности и мочилову. В Эдварде никто не сюсюкает и не прячет жестокости или интимности, но никто и не упивается болезненно последним.
Сказка эта бесконечно печальная, но до мозга костей новогодняя. И не только потому, что там происходит Рождество и утверждается альтернативная природа падающего снега. Фильм сам по себе - по тому, как звучит, как выглядит - похож на ёлочную игрушку. Или на стеклянный шар с маленьким миром внутри, где идёт снег, если его потрясти. И конечно же, он так ностальгичен для тех (старых перлов вроде меня) кто видел Эдварда в детстве.

2. Batman Returns, 1992.


Да, друзья, в нашей сегодняшней тройке с бубенцами будет предсказуемо много Бёртона. Рождественская эстетика, если вы обратили внимание (вы ведь смотрите Бёртона, как Пушкина читаете, правда?), тянется через все его фильмы, где-то прячась, где-то елеуловимо мелькая, где-то выбираясь аж в заголовок.
Однако нет более новогоднего фильма у Тима, чем Возвращение Бэтмена. И опять, как и в случае с Эдвардом, "рождественскость" не исчерпывается здесь тематикой или сезонным сеттингом. В Новый год и под Рождество стараешься заниматься тем, что любишь пуще всего, и находиться там, где тебе более всего уютно. Как и несколько лет спустя Гильермо дель Торо с Хеллбоем, Бёртон сделал свой второй фильм по комиксу куда более личным, настоящим, чем первый. Второй Бэтмен меньше всего похож на оригинальный источник и больше всего на Бёртона. И потому - на настоящее кино. Глубокое, искреннее, волшебное. Пингвины, кошки и летучие мыши лучше всего чувствуют себя и смотрятся в карнавальной фантасмагории. Их маски - в нормальных условиях вызывающие нормальное человеческое ржание - здесь абсолютно естественны. На пиршестве новогоднего безумия герои просто не могут выглядеть иначе.
Но самое главное, что в масках не болванчики, а живые люди. Здесь удалось то, о чём я недавно писал: сочесть в одном флаконе высокие и низкие штили. В этом отношении, Кошка за исполнением Пфайфер одновременно и апогей драматического женского образа, и апогей извращённой сексуальности - вещей, которые в принципе в драматургии не способны, казалось бы, существовать рядом. Ан нет, вот вам: ростовы и мармеладовы даже рядышком на скамеечке не курят - и при этом как, чёрт побери, Селину Кайл приятно есть глазами мужчины!
А надо всем этим полуночным маскарадом таинственно музицирует Денни Эльфман. Не могу не признать, его творчество совершенно одинаково во всех бёртоновских фильмах, и хотя бы по этой причине мы не в силах поставить его в ряд с Шубертом или Россини. Однако ж в рамках жанра Эльфман великолепен. За сказками - вам сюда и только сюда. Фактически по мотивам Возвращения Бэтмена можно сделать балет в духе Щелкунчика и победоносно пройтись им по мировым театрам. Детишки будут в восторге.
Бёртон снял несомненно лучшего Бэтмена в истории. И даже если вы далеки от комиксов так же, как Мария Антуанетта от народа, обязательно смотрите Возвращение Бэтмена под Рождество. Я так поступаю каждый год - и волосы мои неизбывно мягки и шелковисты.
Просто до безобразия.

1. Love Actually, 2003.


Реальная Любовь - это шедевр. В отличие от двух наших предыдущих зодчих новогоднего настроения, она не заигрывает с масками и карнавалами. Она похожа на аппетитный кусок слоёного пирога, где виден срез всех слоёв британского общества - причём каждый потрясающе вплетён в другой и все они очаровывают сразу и навсегда. Нам рассказывают одновременно несколько историй о любви, происходящих в канун Рождества. Рассказывают совершенно гениально. Диалоги или изгибы фабулы бессмысленно пересказывать, потому что (как и любое хорошее кино или книга) Реальная Любовь - это цитатник, который нужно запомнить, записать, а потом ловко вворачивать в разговорах с друзьями. Именно после этого фильма - ну и после книжек Фрая, разумеется - я окончательно осознал, что научился чувствовать английский хьюмор и впадать от него в экстаз.
И хотя не все из рассказанных в фильме историй о любви счастливой - фильм наполняет той сказочной лёгкостью, о которой я пытался говорить в начале, неуклюже попиннывая Салат Оливье с Иронией Судьбы.
Вот, кстати, о последней. При всей её замечательности, при всей замечательности актёров и их героев, долгое время, что я вместе со всей страной год за годом пересматривал фильм, меня не покидало (а скорее даже наоборот, всё нарастало) такое чувство, будто что-то здесь не так. И я никак не мог понять, что же.
А после Реальной Любви - наконец, понял. Все самые смешные моменты Иронии завязаны, в сущности, на том, что герои напиваются. Сначала Мягков, потом Яковлев. Нет, оба чертовски обаятельны. Но что-то в этом есть... не то. Понимаете, в Реальной Любви все, абсолютно все герои - даже те, что совершают ошибки, начиная от премьер-министра и заканчивая трогательными порно-статистами - люди невероятного внутреннего достоинства. Да, они тоже смешны, нелепы, неуклюжи. Но всегда - чрезвычайно достойны.
В Иронии Судьбы этого достоинства героев не хватает. А ещё там есть тоска. Тоска, совершенно тоскливая такая тоска, которой ну совсем не место в Новый Год. Какая-то... не знаю, скорбь что ли, связанная с приходящим утром и развеявшейся сказкой.
Реальная же Любовь радостная. Она ненавязчиво убеждает в том, что мир вобщем-то чудесен. И жить в нём - хорошо.
Поэтому я буду смотреть хорошее английское кино и в этот Новый Год снова, чтобы опять поверить в красоту мира.
И чтобы сказка, сука не кончалась =).

кино, batman, Новый год

Previous post Next post
Up