Этот сладкий паучий импрессионизм

Jun 15, 2023 17:10

Текст содержит крайне умеренные спойлеры (прежде всего по дизайну) к Spider-Man:Across the Spider-Verse. Будьте аккуратны и берегите себя.

Визуально второй Спайдервёрс - это именины сердца, отвал башки и что нынче принято обозначать русским словом רזעיוב. Чистое искусство. Импрессионизм в движении. Здесь не только теперь ожившие атрибуты полиграфического комикса, как в первом фильме: растровые розетки, паттерны, несведение цветов вместо «расфокуса», ономатопея и прочее, - хотя одни они уже были прекрасны как рассвет.



Каждый мир и каждый его герой имеет уникальное живописное выражение. Краски, формы, мазки вторят настроению сцены и наполняют историю дополнительным звучанием. Перечислять и смаковать стили, которые здесь бурлят и смешиваются в совершенно фантастическом танце, можно бесконечно.



Земля-65, родная вселенная Гвен, нарисована пастельными мелками, она мягкая и сновидческая. У героев смазанные очертания, а задний план набросан неоновыми контурами: люстра, занавеска, струи дождя, дощечка с ключами на стене у выхода. С песнями и плясками Земля-50101 разбросана пригоршнями краски с праздника Холи, бирюзовыми и золотистыми.



Стервятник из мира ренессансной Италии нарисован на бурой бумаге, у него крылья с чертежей Леонардо. Иной, краеугольный для этого фильма, злодей Спот, похож на персонажа студии «Гайнакс» тех времён, когда у Хидэаки Анно была депрессия и глубокий запой: иногда в нём просвечивают карандашные опорные линии, а ближе к финалу он превращается в сущего евангелионского Адама.



Здесь мастерски усвоен и применён урок Альберто Миэльго, стоящего у истоков этого направления анимации: насыщенная живая композиция создаётся не обилием идеально вылизанных деталей, а двумя-тремя сильными, броскими штрихами. В результате преимущества медиума используются тут максимально: анимация достигает живости и убедительности не копированием реальности, а путём гиперболы и гротеска; она искривляет привычные формы, доводя их выразительность до предела.



Удивительно, но этот же принцип успешно применяется здесь и к самому марвелскому «лору». Например, в захватившей всерьёз умы и души художников сцене, где Майлз и Гвен романтически сидят вверх ногами над городом, создаётся ощущение, что у Пауколюдей прилипают не только ладони и подошвы, но также бёдра, колени, попы и так далее - настолько непринуждённо они всё это делают. Но подобная художественная условность создаёт невероятно сильный эмоциональный эффект, и нам уже нет совершенно никакого дела до тонкостей канона, уж больно красиво и, что называется, в кокорцо.



И этот художественный потенциал раскрывается повсюду. У фильма, быть может, местами сумбурный, перегруженный мультивёрсностью сюжет, однако, все его человеческие диалоговые сцены работают безотказно. Подростковые переживания, многократно уже в искусстве осмеченные, здесь вновь свежи и трогательны, потому что картинка, словно симфонический оркестр, преображает их.



Изобильные экшновые сцены, гроздьями спелого винограда свисающие с немаленького, скажем мягко, хронометража, не утомляют, в отличие от большинства представителей жанра. Глазу не удаётся ни устать, ни заскучать, потому что виртуозно поставлена акробатика, продуманы последовательности, подобраны цвета.



Короче, невообразимое пиршество, эти ваши паучки. Знаете, хорошую книжку я всегда читаю с блокнотом, выписывая сочные метафоры и удачные стилистические идеи, потому что учиться никогда не поздно. Across the Spider-Verse кажется таким же вот источником художественного мастерства и вдохновения. Его хочется пересмотреть много раз, со стоп-кадрами, скриншотами и зарисовками, чтобы хоть на крохотный шажок приблизиться к пониманию того, как работает музыка высших сфер.



___________________
Ещё о мульфильмах:
Ну и всё-таки о Паучках
Авангардный гностицизм Æon Flux
The Whitness: иммерсиваная живость импрессионизма
Ну и всё же о Ломающем интернет Ральфе
Big Hero 6

кино, marvel

Previous post Next post
Up