Фото: Антон Агарков
http://travel.vesti.ru/article_11906 "Эй! Вы хотите узнать побольше о сюзани?" - окликнул нас худощавый, лет сорока мужичок с морщинистым лицом и искренними глазами.
Сюзани, вышивку гладью, мы уже видели не раз, но с мнениями об этом древнем ремесле в Узбекистане полный разброд. Одни считают, что это ремесло молодое и прошлого у него нет. Другие считают сюзани чем-то, что пришло из глубины веков, но по пути растеряло всякий смысл. Естественно, мы хотим узнать побольше о сюзани!
Мужичок увидел, что мы колеблемся, и решил дожать туристов. "Меня зовут Дилшод. Заходите в мою комнату. Осторожно, очень низкая дверь, - мужчина прикрыл жилистой рукой избитую неосторожными головами притолоку. - Это же древнее медресе Улугбека. Когда-то здесь жил учитель. Вот ниши для книг, вот место для очага - оно было только в учительских комнатах. А теперь здесь живу я и рассказываю всем об искусстве сюзани".
Со времен арабских мудрецов комната порядком изменилась - теперь ее стены полностью завешаны разноцветными вышивками.
Что мы знаем о сюзани? Да почти ничего. Вышивание шелком обычно по белому холсту, стежок как в глади, орнаменты традиционные. Ну и то, что сюзани - это вообще-то девичье приданое и одна из многих причин приехать в Узбекистан.
"У меня тут очень много сюзани самых разных. Это действительно вышивка шелком, дословно переводится как "вышитое иглой". Посмотрите, сколько стежков, сколько тут работы!" - не перестает удивляться и удивлять Дилшод.
Работы и правда много. Полотно длиной не меньше трех метров плотно покрыто вьющимися узорами, сложными геометрическими формами и орнаментами, отдаленно напоминающими растительные. В те времена, когда это вышивали, все имело смысл, сегодня практически забытый. Дилшод - один из тех, кто помнит толкование вышитых символов, еще более ранних, чем медресе XV века, в котором мы встретились.
"Такие вышивки делают в Таджикистане, что-то подобное шьют в Иране. В Узбекистане такие вышивки делают только в четырех местах - в Нурате, Бухаре, Шахрисабзе и Самарканде. У нас очень мощная школа, много чего сохранилось, и мы этим гордимся. Местную сюзани можно всегда отличить по солнцу в центре. Но это не просто солнце. Точка посередине - это семья. Ее оберегают три концентрических солнца. Красное - огонь, коричневое - земля, белое - воздух. Есть еще вода, но здесь воды мало, беды от нее никогда не видели, а значит и поклоняться ей было незачем. Дальше идет орнаментальный круг из черных и белых завитков - это день и ночь. По углам три орнаментальных треугольника - это обереги, тумары. Ну а снаружи небо с облаками и звездами. На старых вышивках мастерицы вышивали рога барана или гадов всяких - лягушек, змей, пауков, чтобы отпугнуть злые силы", - поясняет дока.
В Узбекистане не принято об этом говорить, но сюзани пришло из далекого прошлого, когда местные жители исповедовали зороастризм. Здесь вообще не любят, в том числе на государственном уровне, вспоминать, что до ислама на этой территории была какая-то другая религия. И все же следы культа огня дошли до наших дней. И в сюзани эти следы особенно заметны, если знать, куда смотреть. Треугольники-тумары напоминают двух сцепившихся клешнями скорпионов, которые у зороастрийцев считались священными животными. Столь популярный в узорах символ плодородия гранат почитался у огнепоклонников священным - разломленный плод напоминал им тлеющие угли.
Можно обнаружить и красный перец - тоже символ огня. Но интереснее всего изображение маленького чайничка на вышивках. "Чайником его называет абсолютное большинство самаркандких узбеков, - Дилшод продолжает экскурс в преднамеренно стертое прошлое, - только на самом деле это масляная лампа, дающая свет и тоже напрямую связанная с огнем".
Все эти вещи девушка начинала вышивать в 12-13 лет. К свадьбе она должна была подготовить пять вышивок, каждая из которых заслуживает особого внимания. Молитвенный коврик джоинамос - вещь особенная, наступать на него кроме как во время молитвы нельзя. Пятиметровый джоидевол, который надо вешать под потолок. Небольшую вышивку на специальное семейное зеркало, в которое могли смотреться только молодые. Покрывало на постель руиджо ни в коем случае не дошивали с одной стороны, чтобы не прервать род. Ну и сюзани, которое должно было украшать стену и хотя бы одна линия которого должна была быть не завершена - в знак того, что идеальную вещь может создать только Аллах.
"Молодая девушка почти все свое свободное время посвящала вышивке. По вечерам не гуляла по улице, а делом занималась. Получается, что к семейной жизни готовилась - становилась усидчивой и работящей. Когда-то везде так было. А теперь… Все эти сюзани, - Дилшод проводит рукой по пестрым вышивкам, - я нашел в маленьких кишлаках, в старых сундуках. Это все из того времени, когда люди были другими. Почти все, что сейчас вышивают, делают бездумно. Выбирают узор, который понравился, и вперед. А туристам потом всякие сказки про чайники рассказывают. Хотя нет, сейчас кое-где тоже вышивают с умом. Не здесь - в кишлаках, подальше от городов и туристов. Там еще не забыли".
Материал подготовлен в рамках экспедиционного проекта
"Наследники степи", организованного при поддержке Вестей.ru и компании The North Face Russia