Музей Калеичи Суны и Инана Кырач

May 01, 2013 00:00

Гуляя по старинным улочкам Старого города, Калеичи (внутренней крепости), невольно задумываешься-а что там,за высокими заборами, за этими необычными выступающими стенами домов?









Заглянуть в такой дом можно, побывав в  Музее,который носит имя Суны и Инана Кырач - об этих интересных людях я расскажу позже. А пока заглянем за стены типичного анатолийского дома.
[Заглянем?..........]



Для начала - история, которая случилась по дороге к музею. Вооружилась я картой,перерисовав ее на бумажку и пошли мы ориентироваться на местности. А Калеичи -это целый лабиринт улочек и закоулков. И тут навстречу попадается абориген. Безошибочным чутьем определяет во мне арийскую кровь и начинает что-то лопотать на языке Шиллера. (Сцена напоминала поход по улочке Стамбула Миронова и Никулина - "цыгель-цыгель-айлюлю" "Что-то случилось у гражданочки, может,надо помочь" - "Я тебе потом объясню, что она хочет...")
Из всей речи я вычленила наконец "шпрехен зи дойч..." И радостно откликнулась-"хайир" и, взяв быка за рога, сразу перешла к своему делу - то есть, выяснять, где же музей. Раз уж я не могу помочь в его беде, пусть мне помогает...Абориген не подвел, сразу указал и проводил за угол, к музею. Разошлись, довольные друг другом. Что он хотел, до сих пор не знаю))






фото с сайта музея
Музей этот частный, вход по полной стоимости -3 лиры, учащиеся -1.5. (С нашей первоклашки денег не взяли)
Музей Калеичи очень уютный, домашний.

Суна и Инан Кырач приобрели в районе Калеичи несколько запущенных зданий. В одних расположился Институт исследования средиземноморских цивилизаций со своей библиотекой,а через дорогу от него - музей Калеичи, который состоит из двух частей - традиционный анатолийский дом и выставочный зал. Дома были восстановлены в 1993-1995 годах.При проведении реставрационных работ за основу была взята сохранившаяся отделка гостевого дома Текелиоглу (Tekelioglu Konak). На манекенах надеты подлинные одежды 19 века - с богатой вышивкой золотом и серебром, из дорогих тканей.

Традиционный турецкий дом по материалу, применяемому при строительстве, был различным - каменным, деревянным, вырубленным в скале или песчаным, а так же смешанным - при каменном фундаменте деревянные жилые помещения - это зависит от региона. В Анталии были свои особенности. Поскольку исламские женщины должны были вести изолированный образ жизни, в этом им помогали высокие каменные стены, огораживающие тенистый внутренний двор. Деревянные ворота украшались резьбой, узорами, надписями.
Лето в Анталии жаркое, зимы относительно теплые. Для сохранения прохлады, охлаждения помещений в доме делали очень высокие потолки (в отличие, например, от "наших" северных изб и усадеб) Интересной особенностью и украшением анатолийского дома служит выложенный галькой внутренний дворик (taşlık), плоские камни при этом скреплены известкой. Они образуют геометрические и растительные орнаменты. Галька в этом музее была собрана на пляже в Коньяалты. В жару камни поливали водой, испаряясь, она создавала прохладу - таким образом двор охлаждался.


фото с сайта музея

В дворике было принято проводить большую часть дня, в тени деревьев.



Во дворе есть колодец, который использовался для охлаждения продуктов.
Вдоль улиц шли "арыки" - канавы с водой для орошения садов.

Обычно служебные помещения -кухню, прачечную, погреб,т.п.размещали во "входном" этаже (в Турции "наш" первый этаж считается входным, первым - "наш" второй)
С ташлыка - мозаичного двора - в жилые помещения ведет высокая деревянная лестница.
С лестницы выходим в открытую галерею (хаят - жизнь) - это место, вокруг которого вертелась жизнь анатолийского дома. Здесь жильцы могли собраться вместе. Жилые комнаты сообщаются с хаятом. Балконов (которые видны с улицы) как таковых нет - все эти выступы являются частями комнат, вдоль этих окон стоял диваны.
В музее здесь выставка старинных фотографий города и фигурки детей - я это помещение не сфотографировала почему-то, может,думала,что это коридор...



Неправильная форма зданий - источник разнообразия и богатства линий в лабиринте извилистых улочек старой Антальи.Самая большая и наиболее богато обставленная комната (баш ода) принадлежит хозяину дома. Самые важные элементы убранства этой комнаты это украшенный камин , резные сундуки для белья, потолок, покрытый резными панелями, с резной крестовиной в середине, высокие полки на стенах, и множество шкафчиков, имеющих специальные названия, такие, как тестылык, пешкырлык, ламбалык, финджалык, кавуклук. Это - специальные подставки, например, для кувшина, или для салфеток, для лампы, для чашек, для головных уборов.






Начиная с 18 века, западные стили барокко и рококо стали особо цениться в украшении интерьеров. На стенах появились пейзажи, цветы и натюрморты.

В музее представлены три турецкие традиции - каждой из них посвящена своя комната. Это не только оформление интерьера, но и фигуры в традиционных костюмах, и звуковое сопровождение - спецэффекты, включающиеся при входе посетителя в комнату. Песни, шутки, смех, прибаутки.
Первая комната посвящена Ночи хны.
Раньше свадьба продолжалась неделю. В понедельник приданое невесты торжественно отправлялось в дом жениха в телеге под звуки кларнетов и барабанов.  (Рассказывают, и сейчас эта традиция соблюдается) Приданое выставлялось на обозрение гостям.
Во вторник родственники и подруги невесты шли в хамам - там были игры, развлечения и народные песни.
А в среду вечером начиналась Ночь хны. Днём родственники жениха и невесты насыпали хну на серебряный поднос, ставили на него же две свечи, и приносили его в дом невесты. В Ночь хны невеста и все родственницы надевали платья из богато расшитого бархата или атласа. Гостей кормили ужином, а затем невеста, лицо которой было закрыто красной вуалью, входила в комнату.






Её сопровождали главная подруга и близкие друзья, которые несли зажжённые свечи и пели народные песни. Прежде, чем занять своё место на специальном высоком сидении, невеста целовала руки старшим.



Затем, по обычаю, невеста выходила в середину комнаты, и под пение песен начиналась церемония хны. Несколько женщин должны были разжать правый кулак невесты, а потом женщина, про которую известно, что она счастлива в браке, клала в ладонь невесты шарик из хны. После этого те гости, которые принесли в подарок золото, должны были вдавить эти золотые изделия в шарик хны. Это называлось «Кына Басмасы», то есть «печать на хне». Затем невесте красили хной кончики пальцев на руках и на ногах. По традиции, оставшейся хной красили руки другим девушкам, считалось, что это примета к счастливому замужеству. После этого невеста танцевала танец для гостей.






В конце Ночи хны мать невесты, которой скоро расставаться с дочерью, плакала, слушая  песни в исполнении родственниц.



В музее можно услышать грустные песни о нелегкой женской доле

В другой комнате - экспозиция "Бритье жениха" - хотя,конечно,такое соседство и противоречит традициям.
В день, когда невеста должна была прийти в дом жениха, жених с друзьями устраивали праздник, во время которого жениха надо было побрить к свадьбе. Для этого жених должен был использовать фартук, полотенце и тазик для бритья: всё это дарила невеста.



Фартук для бритья имел полукруглый вырез, чтоб повязывать вокруг шеи.

Жених не брился сам, а брил его специально нанимаемый для этой цели цирюльник. После того, как в 16 веке в страну пришёл кофе, многие цирюльники стали брить клиентов в углу кофейни. Однако, поскольку кофе время от времени запрещали, некоторые цирюльники предпочитали всё время работать на открытом воздухе.



Парикмахерские, как в Европе, появились в Стамбуле только при Абдул-Хамиде II (годы правления 1876-1909), а до тех пор долгое время цирюльники обслуживали своих клиентов на улице, сидя возле стены или на углу улиц. Помимо бритья, цирюльники подрабатывали, как дантисты, делали обрезания и пускали кровь.
В музее включалось звуковое сопровождение - грубоватые шутки-прибаутки

В третьей комнате представлена Кофейная церемония.
Хотя многие и думают, что кофе - это национальный турецкий напиток, но это не так.
Кофе был впервые завезён в Стамбул мусульманскими купцами в 1519 году после завоевания Египта султаном Явуз Султан Селимом. Во второй половине 16 века кофе распространилось в повседневной жизни.Хотя время от времени употребление кофе попадало под запрет.

В богатых домах Османской империи существовала кофейная церемония. Перед кофе гостям подавали варенье в закрытой чаше на серебрянном подносе. Вокруг чаши на подносе стояли стаканчики с ложками и чашки с водой, чтоб запивать варенье. После варенья три девушки подавали кофе. Чтоб напиток не остывал, кувшин с кофе ставили на жаровню с углями, подвешенную на трёх цепях.

Первая девушка несла поднос с чашками, вторая - жаровню с кувшином. А третья наливала кофе и расставляла чашки перед гостями.






Тут же, в комнате представлен сундук с личными вещами. Другая женщина рукодельничает - вышивает, еще одна курит длинную трубку - мне кажется, что это гадалка на кофе))






Вот и все о традиционном анатолийском доме. Честно говоря, мне кажется, тема в музее не совсем раскрыта - например, где же ванная. В археологическом музее Анталии есть такая экспозиция:


Небольшое видео об этой части музея Суны и Инана Кырач:

image Click to view


Официальный сайт музея
В другой раз посмотрим на выставочный зал, который в прежние времена был православной церковью.


музей, Калеичи, Анталья, Турция

Previous post Next post
Up