Очередной поход по подъездным путям Балашихи я решил сделать, потому-что судьба куста, которому посвящён поход, находится под вопросом. Крупные подмосковные города типа Балашихи не остаются без внимания застройщиков: сносятся фабрики, военные части, бывшие сельхоз-поля застраиваются целыми кварталами. Лет 10 назад въезжая в Балашиху можно было остановиться у поля и нарвать кукурузы, а сейчас везде стоят жилые дома; от прежнего тихого города Балашиха остались только воспоминания.Речь пойдёт о подъездном пути, который идёт на север от станции Балашиха. Этот путь длиной около 3 километров доходит почти до Щёлковского шоссе и обслуживает такие предприятия как Балашихинский Деревообрабатывающий завод, базу военторга, цементно-растворный узел (ООО “Стройконструкция”), металлобазу (ООО “База МТС”), Балашихинский химзавод и склады.Большинство предприятий уже не используют подъездные пути, например, Балашихинский химзавод (конечная точка ветки), на территории которого была разгрузочная площадка и куда раньше возили цистерны с разными веществами и вывозили крытые вагоны с продукцией (в основновном это была пластмасса). Сейчас завод работает, но железную дорогу не используют уже давно.
Основное движение по ветке осуществляется на бетонный узел и металлобазу. Сейчас поезд ходит раз в день, вагонов не много, а раньше движение по этой ветке было регулярное. Щебень и цемент на бетонный узел подавали круглосуточно, да и на металлобазе работы хватало.
В 2000-х годах в Балашиху шло огоромное количество крупнотоннажных контейнеров, вся станция была забита ими. Когда приходил тепловоз со станции Кусково со сборным поездом, из-за огромного количества вагонов он не умещался на станции, более того, голова поезда была на ветке в районе стрелки на подъездной путь к военной части, а хвост на станции.
Начинаем поход станции
Железнодорожная станция Балашиха является тупиковой станцией ответвления Московской железной дороги. Она располагается почти в самом центре города рядом с рекой Пехоркой и имеет выходы на Советскую улицу (юго-восточная часть), на улицу Зелёная (западая часть) и на улицу Орджоникидзе (северная часть). После станции Балашиха железная дорога идет дальше до посёлка Лукино (около трёх километров) у Щёлковского шоссе, но пассажирского движения на данном участке дороги нет.
ЧМЭ3Т-5087
ЧМЭ3Т-5075 на маневрах
ЧМЭ3Т-5087
Взгляд назад
Вперед
Тут 90-ых годах сошло около 10 вагонов с гравием. Увиденное тогда очень шокировало: полувагоны наполненные гравием лежали на боку, некоторые поперёк рельс; сбитые деревья, а самое страшное - это вывернутые рельсы и шпалы, перепаханые с землёй. К счастью, всё обошлось без жертв. Сход был в районе пешеходного настила, что соединял Посёлок Орджоникидзе с городом. Люди шли с работы домой, но увидев этот ужас останавливались и смотрели. На подмогу приезжал ЖД-кран с завода “Криогенмаш”; он выгружал щебёнку из вагонов, готовил их для поднятия. Остатки этих гор щебня можно увидеть и сейчас. После этого схода на ветке появились бетонные шпалы.
ЧМЭ3-466
Пешеходный настил
ЧМЭ3-5184
Предыдущем походе мы
свернули на левый путь. В этот раз мы идём по ветке направо. На фото виден забор бывшего завода ЖБИ, а ныне заброшенных складов по ул. Советская.
ЧМЭ3-5184
ЧМЭ3Э-6242
Справа заброшенное здание арматурного цеха
Впереди виден козловой кран Балашихинского деревообрабытывающего завода.
Примыкающий путь идёт по всеми забытой территории, принадлежащей фирме по производству окон. Много лет на подъездном пути к складам стояли старые полувагоны, заросшие деревьями, - излюбленное мечто непослушных детишек, которым не игралось во дворе, а хотелось приключений. Однажды летним субботним утром ТГМ23Б из военной части выехал за пределы своих владений, для того чтобы забрать эти брошенные вагоны на территорию в/ч, но это было непросто, так как несколько тележек сошли с рельс. Солдаты быстро поставили сошедшие вагоны на колею и уже к обеду увезли эти вагоны в военную часть.
Ещё одни ворота, где путь заходит на территорию складов. Слева раньше был арматурный цех, а справа стояли огромные железные бочки для хранения цемента. В этом месте осуществлялась разгрузка цемента из вагонов.
Сейчас от завода ЖБИ ничего не осталось, на его месте теперь склады, а когда-то вовсю кипела работа. Находился он справа от ветки, в районе стрелки на в/ч и брошенной электроподстанции. Заводик был небольшой. Подъездной путь шёл на территорию к огромным резервуарам для хранения цемента (местные эти резервуары называли “кофеварки”). Были ещё подземные шахты, они шли от места разгрузки вагонов к месту хранилища, в самой шахте была транспортёрная лента для доставки сыпучих грузов, разгружаемых с вагонов к месту хранилища, и много крыс. Когда мы были маленькими, родители расказывали о странном случае - гибели рабочего в этой шахте. По странным обстоятельствам он попал в механизм транспортёрной ленты. Я не склонен верить в эти байки, но говорили, что много раз был слышен звук работающего конвеера, в то время как шахта была давно заброшена. Родители расказывали нам всё это, чтобы мы не лазили по этой шахте. Когда строили склады, вход в шахту засыпали, но сама шахта осталась. Производство на заводе ЖБИ кипело вовсю, из арматурного цеха на вагонетках вывозили свареные каркасы из арматуры, далее каркас укладывали в формы и заливали бетоном. Железную дорогу использовали для подвоза цемента и щебня с песком, по ветке было очень хорошее движение
В 2000-х это предприятие сравняли с землей, построили склады, проложили новые пути к складам, но они так и остались заброшенными.
В 90-ые годы (когда ещё был завод ЖБК) пути до этого места не доходили; слева был формовочный участок, где заливали бетонные блоки, и сушильные камеры, а на месте ж/д путей были пути для трёх башенных кранов.
Природа берёт своё: с момента, когда построили эти склады, сюда ни разу ничего не заезжало. Где-то в этом месте был бункер для разгрузки хопперов, отсюда цемент попадал в шахту, а там по транспортёру загружался в бочки.
А мы возвращаемся на основной путь и взгляд назад
Справа Балашихинский деревообрабатывающий завод, который не имеет своего подъездного пути. Когда приходили вагоны с брёвнами, их оставляли в этом месте, а козловой кран производил разгрузку через забор.
Балашихинский деревообрабатывающий завод
Кран тарного цеха ВЧ-13815
Тепловоз ждёт, когда солдат откроет ворота и ж/д переезд через Балашихинское шоссе.
Взгляд назад
ЧМЭ3Э-6228
Впереди стрелка и ответвление влево на базу военторга. Путь здесь совсем короткий - в конце склада упирается в тупик. Ныне не используется.
В 2008 году пути базы военторга использовались; на фотографии на них стоит крытый вагон.
Взгляд назад
ЧМЭ3Т-5076 перед переездом
ЧМЭ3Т-5078
Впереди виден переезд через улицу Балашихинское шоссе и ворота в военную часть №13815, через которую проходят пути в Северную промзону города. 2008 год
В 1995 году проходя это место, в глаза бросился тепловоз стоящий за воротами и ждущий солдата, он пробежал оперативно и открыл ворота, подав один гудок тепловоз тронулся. Это был ЧМЭ3Т-6570 один из поздних серий ЧМЭ3, еще в заводской окраске, яркий, чистенький. Спереди и сзади под прожектором красовался двуглавый орел, что выделяло его среди других тепловозов. Он быстро минуя переезд через Балашихинское шоссе потащил состав полувагонов на станцию, красивая машина была, одна из лучших в депо Люблино. Много раз ее приходилось видеть в Балашихе, тогда это был самый любимый тепловоз детства, и когда пригоняли его в Балашиху ох сколько радости было. Целыми днями можно было наблюдать за этим тепловозом.
Тепловоз ЧМЭ3Т-6570, ст. Стройка
Взгляд назад
Впереди переезд
Железнодорожный переезд через Балашихинское шоссе. Строения военной части на заднем плане сейчас снесены.
ЧМЭ3Т-5087
Путь уходил за ворота и шел через ВЧ-13815 около километра, солдат открывал ворота тепловозу и сопровождал на всей территории части
Взгляд назад
Сейчас уже нет ВЧ-13815 и эти места выглядят немного иначе
Пробка на переезде через Балашихинское шоссе
ЧМЭ3Т-5088 на переезде через Балашихинское шоссе
ЧМЭ3Т-5076
Впереди дома микрорайона Новый Свет
Взгляд назад
Впереди еще ворота
Тепловоз перед воротами
За воротами путь идет по гаражному комплексу
ЧМЭ3Т-5087 2005 год
Путь идёт по зелёному ковру. Угасание железки обычно сопровождается расцветом всевозможного бурьяна
Здесь путь сворачивает на запад. Справа виден помятый знак “Свисток” и территория ГСК “Каскад”. Здесь на удивление чисто и аккуратно и даже не видно разбросанных старых покрышек.
ЧМЭ3 на переезде в гаражном комплексе. Вряд ли тут имеется интенсивное движение, но мужик в кадре деликатно закрыл шлагбаум. На заднем плане виднеется жилой дом по адресу Звёздная улица
После переезда путь зажат с обеих сторон гаражами, но небольшая берёзовая рощица скрашивает промзону.
Взгляд назад
ЧМЭ3Т-5083
Прямой стрелой идёт подъездной на металлобазу - одно из основных предприятий, использующих ветку.
В Балашихе расположена одна из металлобаз, принадлежащих ОАО "Металлсервис",ОАО "Металлсервис" является лидером Российского рынка металлопроката, предоставляет своим клентам широкий спектр услуг.На металлобазе Металлсервис в Балашихе широко представлены такие виды металлопроката, как арматура различных классов, катанка, уголок, полоса, квадрат, швеллер, различного вида трубы, лист оцинкованый и профнастил.
ЧМЭ3Т-5080
ЧМЭ3Э-6244
Впереди ворота ОАО «База МТС»
Вид назад с территории металлобазы. Путь довольно хорошего качества для подъездного.
На территории металлобазы находятся два пути, тот, что южнее, доходит почти до Щёлковского шоссе.
Вид из кабины тепловоза на металлобазу
Мы возвращаемся назад к стрелке
Взгляд назад
Идём по другому пути на цементный узел и химзавод.
Были времена, когда один тепловоз не справлялся с работой, приезжал второй на подмогу. Пока один ЧМЭ3 месил вагоны на металлобазе, другой раскидывал вагоны на цементный узел и склады.
Тепловоз ЧМЭ3Э-6242
ЧМЭ3Т-5088 на маневрах
Впереди видна ручная стрелка…
Путь раздваиваеится: вправо идёт ответвление на бывшую базу погрузки металлолома и склады, налево на цементный узел.
Взгляд назад
Сначала пройдем путь на пункт погрузки металлолома и скдады
Поворачиваем направо
В этом месте велась погрузка в полувагоны металлолома, сейчас этого предприятия нет
Путь на склады продолжается ещё метров 100, где упирается в тупик. Небольшое болотце затрудняет дальнейшее продвижение вперёд, поэтому мы вернёмся на предыдущую стрелку.
Возвращаемся на путь, идущий к химзаводу и цементному узлу. Здесь к нему аккуратно пристроились новенькие склады. Интересно, что здесь уложены железобетонные шпалы в отличие от остальных участков куста подъездных путей
Возвращаемся на путь, идущий к химзаводу и цементному узлу. Здесь к нему аккуратно пристроились новенькие склады.
Интересно, что здесь уложены железобетонные шпалы в отличие от остальных участков куста подъездных путей
ЧМЭ3Т-5087
Из-за поворота открывется вид на цементный узел ООО «Стройконструкция»
Предприятие работает на рынке с 1993 г,Основной вид деятельности - производство строительных смесей (товарного бетона и раствора).
Из кабины тепловоза
ЧМЭ3Т-5087
Продукцией завода снабжаются строительные площадки Балашихинского района, ближайшего подмосковья и Восточного округа г.Москвы.
Место разгрузки вагонов
Вагоны на разгрузке; под ними есть бункер, в который из хопперов подаётся цемент, и далее он по конвееру поступает в хранилища.
На территории завода очень грязно, всё покрыто цементной пылью. Машина на фотографии, видимо, раньше чистила и поливала территорию, но сейчас сама покрылась цементной пылью.
Взгляд назад на территорию завода. В основном используется правый путь, тот же, что под нами, покрылся снежной коркой.
Этот мощный погрузчик занимается разгрузкой полувагонов с щебнем. На вагонах открывают борта и привязывают их тросом к погрузчику, а он тянет их, при этом щебёнка высыпается.
же загруженая бетоном бетономешалка спешит на стройки Балашихи. Железная дорога сделала своё дело; дальше работа водителей и строителей.
Впереди видны ворота Химзавода “ПластБал” - конечной точки этой ветки.
онечная точка ветки за воротами - химзавод “ПластБал”. Сейчас завод работает, но подъездные пути не используют уже давно. Сразу за воторами путь проходит несколько метров по разгрузочной площадке и упирается в тупик.
На этом мы завершаем наш поход по северному кусту подъездных путей