Вот этот цветник я рассматриваю как учебник городского садоводства. Его сочетания меня завораживают и заставляют глубоко задуматься над композицией.
Только что поняла, почему в последнее время меня завораживают именно цветники, а не живопись или поэзия. Цветники - это возможность прикладной работы с категориями живого в многомерном пространстве.
Сочетания растений подчиняются тем же законам композиции, что и весь остальной мир. Но растения живые, а законов композиций много. Поэтому нет даже шанса использовать их все: работая с законами, ты понимаешь, что они не исчерпывают гармонию ситуации. И когда смотришь на результат, видишь, что не только в них дело, и видишь одновременно, где они применимы.
Цветы не могут быть некрасивыми, даже если они плохо подобраны.
Это цветник на северо-западной стороне дома; солнца здесь почти не бывает. Это месяц май.
Тот же ракурс, июль.
Луки с ирисами в таком исполнении меня заворожили давно. Но, смотрите, здесь есть более тонкие штуки: незабудки с гейхерами, кажется... Мелкое голубое и розовое в некотором отдалении рождает гармонию более глубокую. .
Плюс сбалансированное и не перегруженное разнообразие зеленых растений разных форм.
Плюс камешки - как и требуется, немного.
Здесь тоже сбалансированное разнообразие зеленого. Получается богато и лаконично.
В этом цветнике особый упор сделан на разнообразные разноцветные хосты - потому что тень. Смотрите. как хороша маленькая синяя с светло-зеленой спиреей на пп.
Спирея, лук. можжевельник - разнообразие всего, что можно представить: горизонталь-вертикали-горизонталь. Светлое - темное. Салатовое - темно-зеленое - зелено-голубое. Мягкое-колючее. Цветы-листва. Но все в диапазоне высоты 40 см. :)
Про ирисы на з.п, и кусты за ними я уже не говорю.
То же место (чуть левее ракурс) в июле: уже разноцветье.
Хоста со спиреей все так же играют вместе. А дальше, смотрите, как тонко все перекликается: лилии с высоким "тем", что слева (не знаю названия). А между ними, между прочим, очиток, и он там не просто так: контраст по форме листьев с соседями (широкие плотные круглые листья между узких и изящных).
Дальше пошла рифма лилий с тем белым, что справа и спереди от лилий (тоже не знаю, что это). Тоже высокое-вертикальное, но листья уже пошире.
Перед ним сразу вертикальный, но низкий и без листьев лук. В той же темно-зеленой цветовой гамме.
Белое-высокое справа оттеняется белой-высокой, но круглой таволгой слева.
Единственно. что здесь спорно - это малиновые гвоздики по центру: с оранжевыми лилиями не очень, но дисгармонией тоже не назовешь.
Ну и лаконичные камни и папоротники справа хороши бесспорно.
Отодвинулись еще левее. Снова май. Цветение в этом месте предельно лаконично. Но не знаю, как вы, а я могу рассматривать здесь сочетание зеленых растений очень долго, Находить, отмечать и радоваться: паропортник-астильба на зп - одинаковый размах разных листьев; зеленый мелколистный кустик-крупнолистый бадан - красный мелколистый кустик, и т.д. :) :) :)
Классическое сочетание: хоста и астильба. Еще тут очень уместен папоротник. и. смотрите, какие правильные маленькие цветы-дополнения внизу,
Желтые рудбекии тоже дают очень правильный акцент.
То же самое классическое сочетание хоста-астильба плюс лилии. Но особенно изящен пп - смотрите, как рифмуется папоротник с кустиком... И с ирисами двух видов, между прочим, тоже.
Третий раз хоста - астильба, и - обалденное серебряное дополнение: то ли это чистец, то ли лихнис. Разве эти три композиции похожи друг на друга?
И в заключение "обзора" этого цветника - лаконизм "завершения": боковой куст ирисов, кустарник и трава. Абсолютная рифма форм .
А это цветник по соседству, тут нет такой выверенности форм и изящества, как в первом; просто славно сделано. Май: много-много ирисов и пионов.
Июль, то же место: массив рудбекий с "дополнениями". Вот такой массив я тоже себе заведу.
А ирисы с луком уже должны цвести в этом году.
А тут статьи, которые мне понравились.
Самые распространенные ошибки новичковУроки композиции Сад - удивительный инструмент для само-терапии и взаимо-терапии.
Он живой, он символ души.
В целях терапии можно работать с любым «садоводческим действием» и с любым цветком.
Вот, например, список вопросов:
На какой цветок вы похожи?
Посадите этот цветок - или хотя бы найдите возможность за ним понаблюдать.
С какими еще цветами он сочетается?
В какой части этого цветка вы себя ощущаете сейчас (цветы, корни, листья)?
Какую эмоцию это вызывает?
Что первым пришло в голову, когда вы прочитали слова «посадите его? Не относится ли это к взращиванию собственной души?