Главным политическим и метафизическим событием начальных лет
кочевья стал "спор Башни и Стены". Эта история чем-то напоминает легенду об основании Рима, ту историю, где Ромул убивает Рема. Только здесь обошлось без убийства.
Сканда настаивал на том, что возведение города следует начать со строительства Башни
чтобы "враги смотрели снизу и видели, что это наше место, а мы смотрели сверху и видели врагов издалека ".
Отчасти, эта ума, видимо, представлена Пушкиным в сочинении про царя Дадона (где петушок на башне и т.д)
Но Агни высказывается против такого плана.
Он говорит - "Башня не защитит города, если враг подойдет к основанию и окружит подножие.
А Стена защитит и город и твою Башню".
Эти слова приводят Сканду в ярость и он замахивается на брата молотом, забыв о пророчестве Лакшми*.
Агни выхватывает меч, но не для удара, а для защиты. Он не замахивается, а "вскидывает клинок над головой, держит его плашмя, правой рукой за рукоять, левой возле острия". Молот ударяет в лезвие как в плоскость и "клинок издаёт звон, а молот - гул (гудение) и в этот миг "руны всплыли из железа как из воды".
Автор умы (кем бы он ни был) настаивает именно на глаголе "всплыли из", категорически отвергая слово "проступили".
Он утверждает, что в момент соударения меча и молота их боевые части (клинок меча и боёк молота) стали словно бы жидкими (хотя физически и остались в прежней форме и в прежней степени твёрдости) и руны именно "всплыли из железа" - поднялись на грани и плоскости оружия как на поверхность воды.
Автор умы (quisquis fuit ille) говорит, что таким образом было обретено 12 "железных" рун - три на клинке меча и девять на трёх гранях бойка молота (по три на каждой из "заговоривших" граней - верхней, правой и левой).
Кроме того, он говорит что всего "ясных" рун было 18, если учитывать "медные" и "деревянные" руны.
"Медные" и "деревянные" руны, это те, которые всплыли из меди навершия рукояти меча (2) и из деревянной (она, видимо, имела железную "раму" единоцельную с бойком) рукояти молота (4). Однако эти руны появились позже, "медь и дерево откликнулись на зов железа пропетый горлом вопрошателя, (прозвучавший) в говорении вопрошателя", а последняя руна появилась - "когда он молчал, но продолжал ждать". Видимо это следует понимать так, что хозяева меча и молота использовали первичные "железные" руны, чтобы вызвать руны скрытые в небоевых элементах этих предметов.
Далее, автор умы (QFI) отмечает, что в "железных" рунах был недочет.
Два знака с нижней грани бойка молота (перед рукоятью и за рукоятью) и один знак на клинке меча с его "немой"
(т.е. не показавшей рун, стороны) - не удалось вызвать "ни пением, ни говорением, ни терпением (ожиданием)".
Однако стало известно, что они там есть.
Т.е. всего меч и молот стали источником 21-й руны (18 - явных, вЕдомых и три "потенциальных", неведомых).
Сканда и Агни "пресекли бой не начав его".
Агни не хотел сражаться, а Сканда - "вспомнил страх пророчества и замер изнутри",
при этом, Агни - "поверил ему, как одумавшемуся, а тот был лишь напуганный".
Сканда замечает, что из левой ладони брата капает кровь, потому, что "тот удерживал меч
когда защищался - правой рукой за рукоять, левой за лезвие".
Он говорит - "Теперь ты знаешь Слова, скажи их, затяни рану. Или я скажу для тебя, если хочешь".
Агни отвечает - "На что боги тратят слова, на то люди тратят жизнь. Мы - люди (теперь).
Рана затянется сама в свой срок, а я сберегу дыхание".
Однако Сканда настаивает на том, чтобы "сомкнуть рану".
Он опасается, что кровь брата "сожгёт новую землю, как огонь
моего Отца -
сжигал старую".
Видимо, он именно так представляет себе исполнение пророчества Лакшми.
" И хотя Агни "обернул ладонь полотном и лён лишь пропитался (кровью), но не горел",
Сканда не верит в то, что его брат "не обрушит этот мир своей кровью или как-то иначе,
как уже бывало в других местах*".
Он помнит то предупреждение-пророчество, которое услышал от Лакшми на Ланке* -
"Бога кровь прольётся - мир перевернётся.
Что сестра, что брат - никому не рад.
Ни огонь, ни лёд - со мной не пойдёт.
Если крови зверь напьётся - бог обратно не вернётся!"
Сканда произносит для Агни мантру исцеления (составленную на основе только что обретённых рун),
но рана брата остаётся открытой, "заклинание лишь прозвучало, но не исполнилось*".
Тогда Сканда говорит - "От пустых знаков (рун) - пустые слова. Что за мир, где мы ничего не можем!"
Агни отвечает ему - "От пустых слов - пустые знаки (руны). Смотри-ка!"
Он произносит мантру и превращается в медведя,
который начинает зализывать раненую левую переднюю лапу.
Рана сразу затягивается, кровь перестаёт течь.
Агни превращается обратно в человека.
В этот момент, Сканда начинает сомневаться в пророчестве Лакшми.
"Мой брат-враг и моя сестра-смерть - оба они здесь, но я жив и народ мой не погиб.
Бог пролил кровь, но мир устоял, зверь напился крови, но бог вернулся!
Так что это было, пророчество или всего лишь устрашение?" - спрашивает он себя.
Сканда кладёт свой молот на землю и садится перед ним скрестив ноги.
Он склоняет голову и говорит брату - "Твои руны звучат, а мои молчат.
Ты выкупил их за кровь, а мне не хватило. Царство моё завершено. Убей меня, бог!"
Агни отвечает ему - "Нельзя купить за кровь из ладони, то, что стоит крови из сердца.
Мне придётся платить ещё (за руны), а я не готов к платежу".
Он кладёт свой меч на землю и он садится перед ним скрестив ноги.
Он говорит брату - "Я жертвую (делю?) то, чем мог бы владеть единолично. Ведь я не хочу,
чтобы у меня отобрали большее. Прими мою жертву, брат, окажи мне милость".
Вскочил тогда Сканда и закричал - "Вот я разгадал тебя, брат!
Ты не смерти мне хочешь, но унижения.
Убей меня, бог, убей - но князем моим ты не будешь!"
Так он оказался принять от брата руны и Агни пришлось заставлять его.