Вот так мы теперь живем

Aug 23, 2023 13:20

Мне кажется, что чрезмерно хвалить книгу в анонсах всегда опасно, потому что чревато читательским разочарованием. Лучше сразу сказать все, что можно сказать про нее плохого. Из этих соображений написала лонгрид и даже вроде бы сумела без спойлеров.
Один американский писатель сказал, что есть категория «книга писателя N для тех, кто не любит писателя N», и «Вот так мы теперь живем» - книга Троллопа для тех, кто не любит Троллопа. Во всяком случае те, кто любит Троллопа за уютную теплоту, точно не согласятся с частым утверждением, что это лучший его роман. Есть издание, где «Вот так мы живем» напечатан под одной обложкой с английским переводом «Мертвых душ» и «Словарем сатаны» Амброза Бирса под названием «Три книги для знакомства с горацианской сатирой». Но на самом деле это куда больше «Ревизор», чем «Мертвые души». Екатерина Шульман как-то заметила, что Мельмотт - Хлестаков; не столько он всех обманул, сколько сами аристократы и политики бросились перед ним стелиться. Он, собственно, и с автором обошелся по-хлестаковски: нагло отодвинул того в сторону и вылез на первое место. Сохранился первоначальный план романа, и там у Мельмотта место второстепенное, зато должны были быть религиозные искания Роджера Карбери и политические взгляды Пола Монтегю. А в итоге получилось вот что:
«Книга имеет недостаток, свойственным почти всем сатирам, что прозаическим, что стихотворным. Обвинения утрированы. Пороки расцвечены яркими красками более для впечатления, чем ради истины. Кто, взяв карающий бич, удержит руку, чтобы не ударить сильнее, чем требует справедливость? Дух, рождающий сатиру, довольно честен, но движущее сатириком желание обличать мощно делает его нечестным. В прочих отношениях роман как сатира вполне хорош. Характер Мельмотта прописан удачно. «Медвежий садок» забавен - и верен жизни. Девицы Лонгстафф и их приятельница леди Монограмм забавны, но карикатурны. Долли Лонгстафф, думаю, очень хорош. А литературные усилия леди Карбери, должен с сожалением сказать, это именно то, что мы видим чересчур часто. А вот молодая дама и два ее обожателя вышли слабыми и бледными. Я почти сомневаюсь, что можно было и впрямь составить роман из двух совершенно разных частей и сделать их обе увлекательными. Если они различны, то одна становится как будто лишь прослойкой для другой. Так получилось и с «Вот так мы теперь живем». Занятность истории заключена в людях дурных или глупых - Мельмотте и его дочери, американке миссис Хартл, Джоне Крамбе и его зазнобе. Однако Роджер Карбери, Пол Монтегю и Генриетта Карбери неинтересны. В целом я вовсе не отношу эту книгу к числу моих провалов; читающая публика и пресса ее провалом не сочли» (Энтони Троллоп. Автобиография»).
Насчет Пола и Гетты все правда, хотя Гетта к концу несколько оживает - я просто обалдела, когда эта решительная девушка одна поехала на метро. То есть я знала, что лондонский метрополитен очень древний, но ощущение анахронизма было почти как если бы она достала из кармана мобильник. А Роджер, на мой взгляд, вполне выпуклый. И хорошо, что его религиозные искания остались за кадром - их в итоге как раз в меру.
Previous post Next post
Up