Feb 01, 2010 21:42
КОГДА-ТО ЭТА ЗЕМЛЯ БЫЛА НАШЕЙ
Зато удалось узнать многое об Аландских островах. И это, пожалуй, самое важное. Аланды очень похожи на наши муниципальные образования. К примеру, проживает здесь всего 25 тысяч человек, как в небольшом российском городке. Жители Аландов гордятся своей автономией: являясь частью Финляндии, Аландские острова, тем не менее, имеют свой флаг, свой парламент и несколько эксклюзивных преимуществ. Во-первых, Аланды являются демилитаризованной зоной. То есть, никакое оружие в принципе не может здесь находиться, более того, никто из жителей островов не служит в армии. Отсюда второй принцип - нейтралитет. И третье - возможность осуществлять в какой-то мере собственную внешнюю политику. Так Финляндия является членом Европейского Союза, а Аланды - нет.
Этих фактов достаточно, чтобы заинтересовать русского человека. Но что скажут россияне, узнав, что некогда эта земля принадлежала России? Да и главный город Аландов - Мириехамн - назван в честь русской императрицы Марии. Но жители современных Аландских островов говорят по-шведски, гордятся тем, что процент шведоязычного населения здесь выше, чем в самой Швеции. А еще гордятся своей историей и своей автономией. Об этом - рассказ губернатора Аландов - Петера Линдбека.
АЛАНДЫ: «НЕ ХОТИМ В ЕС»
Петер Линдбек с гордостью рассказывает о том, как люди, живущие на небольшом клочке земли, разорванном на тысячи островов, строят свою жизнь и преуспевают. 90% жителей проживают на самом большом острове, который составляет 70% всей территории автономии. Остальные 10% живут в шхерах - на скалистых изрезанных берегах. В составе автономии 16 коммун. В главном городе - Мариехамне - проживает 10 тысяч человек, а в самой маленькой коммуне - 125 человек. 20% бюджета автономии тратится на содержание поселений, чтобы люди продолжали жить здесь и не узжали. Это главный принцип местной политики: удержать людей там, где они живут, чтобы они не плутали по стране в поисках лучшей доли. Именно поэтому маленький кораблик компании «VIKING LINE», курсирующий между островами, возит пассажиров бесплатно. Да и сама эта компания, с помощью которой острова посещает около миллиона человек в год, муниципальная, то есть, принадлежит населению Аландских островов.
Туризм, транспорт и торговля - вот основные составляющие местной экономики. Гораздо меньшую долю в хозяйстве островов занимают промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и строительство. Зато главные отрасли продолжают успешно развиваться, что, видимо, и позволяет людям жить на этой земле безбедно. (Кстати, упрощенная формула организации бизнеса за рубежом примерно такова: есть достопримечательность - построй к ней дорогу, а рядом - кафе и магазин, а рядом - кемпинг, вот и будет у тебя бизнес).
Более половины доходов острова составляют поступления от магазинов такс-фри, имеющихся на паромах. Цены на товары в таких магазинах устанавливаются без учета налогов и акцизов, и потому они гораздо ниже, чем в целом по стране. Если Аланды войдут в ЕС, они должны будут отказаться от этих магазинов, так как обязаны будут подчиняться общеевропейской налоговой системе. Петер Линдбек говорит:
- ЕС хочет уничтожить все, что имеет значение для Аландов. Мы выставляем ряд условий для нашего вступления в эту организацию: мы хотим сохранить нейтралитет и демилитаризацию, мы хотим защитить недвижимость (только человек, постоянно проживающий на островах, может покупать здесь недвижимость и землю, чтобы получить право построить здесь дом, нужно прожить на Аландах не менее пяти лет), мы хотим продолжить работу в системе такс-фри и не входить в общую систему налогообложения.
Однако, хотя промышленность и не столь развита как судоходство, она тоже имеет свои достижения. Это мы увидели позже, посетив на Аландах фабрику «Plasto bambola». 75 работников фабрики производят пластмассовые игрушки для девочек и мальчиков: машинки, песочные наборы, кукольные сервизы. Кроме того, продукцией фабрики является пластиковая тара - баночки и ведерки разных цветов и размеров, которые используются для фасовки, в том числе, пищевых продуктов. Эту продукцию охотно раскупают по всей Европе, и в России тоже. Нас заинтересовали экология производства и условия труда: все-таки, пластмасса, красители и т.д.
- Это производство не вредное во всех аспектах, - заверили нас на Аландах, - и за вредность здесь никто ничего не получает. Ведь этими изделиями потом играют дети, да и продукты в этой упаковке хранятся.
Ежегодно Аландские острова перечисляют в бюджет Финляндии 1 миллиард 300 миллионов финских марок. В свою очередь Финляндия по Конституции должна перечислять на Аландские острова 0,45% от бюджета страны. Это составляет 800 миллионов марок. Еще 550 миллионов перечисляется на осуществление государственных функций. На эти деньги и живет автономия.
ПАРЛАМЕНТ АЛАНДОВ
Основой системы местного самоуправления Аландских островов является местный Парламент. Раз в четыре года население избирает 30 депутатов. Большинство из избирающихся - профессиональные политики, и парламентская деятельность - их работа. Парламентарии заседают 183 дня в году, рассматривая за это время 60-80 законов.
В Парламенте имеется пять политических групп: центральная, либеральная, консерваторы (правые), социал-демократы и независимые.
Есть на Аландах и свое правительство. Контроль за его деятельностью осуществляют как парламентарии, так и жители, которые имеют свободный доступ на заседания и исполнительного, и законодательного органов.
Еще раз напомню, что все эти подробности касаются территории, на которой проживают 25 тысяч человек.
В РОССИЙСКОМ КОНСУЛЬСТВЕ
Консульство России находится в Мариехамне с 1940 года. После войны с Финляндией был заключен договор, одно из положений которого касалось Аландских островов. Они и впредь должны были оставаться димилитаризованной зоной. И для наблюдения за сохранением этого статуса было открыто советское консульство на Аландских островах.
В 1957 году для этого учреждения было приобретено здание, построенное в 1927 году - симпатичный особняк, расположенный на тихой улочке. Здесь располагается самая маленькая из всех консульских точек России: весь штат учреждения, не считая обслуживающий персонал, состоит из консула и секретаря. Об этом нам рассказал консул Российской Федерации на Аландских островах Владислав Давыдович Караваев. Рассказал он и о том, что из-за финансовых трудностей ряд российских консульских учреждений в Европе пришлось закрыть. 1 тюля 1998 года было закрыто и консульство на Аландских островах, однако в декабре того же года было решено возобновить его деятельность.
Владислав Давыдович не единственный русский, кому судьба предназначила жить на этой земле. Среди жителей Аландов найдется еще 5-6 наших соотечественников. Точнее, соотечественниц, так как это женщины, вышедшие замуж и переехавшие на острова.
Несмотря на то, что многие из нас не сразу найдут на карте эти маленькие острова, Аланды играют свою роль в политике России и стран СНГ. Например, именно здесь происходили переговоры мирном разрешении конфликтов в Нагорном Карабахе и Приднестровье. Связи с Россией обнаруживаются и в музеях, которых здесь, на крошечном клочке земли, немало. Да и сами аландцы, видимо, вспоминая историю своей родины, поддерживают эти связи: как раз накануне нашего приезда грузовик гуманитарной помощи был отправлен в город Ломоносов, с которым у Аландов особенно близкие связи.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
Такой вопрос мне иногда задают читатели: зачем нам знать, как там у них? Я думаю, чтобы строить свою жизнь, жизнь своих детей, неплохо знакомиться с опытом тех, кто счастье на своей земле уже построил. На Аландах меня мучили вопросы, почему там, на крошечных скалистых островах, лишенных плодородия и полезных ископаемых, 25 тысяч человек сумели устроить свою жизнь без всякого оружия? Почему в Кольском районе Мурманской области с его обширной территорией, богатой лесами, водными ресурсами, транспортными линиями, 65 тысяч человек влачат жалкое существование, ожидая манны небесной, не сумев даже сохранить то, что с таким трудом было построено и создано. Почему у моей, такой огромной, богатой и сильной страны годовой бюджет почти такой же, как у Финляндии с пятью миллионами жителей?
Я думаю, мы живем иначе не только и не столько потому, что все «воруют», а потому, что каждый из нас продолжает надеяться на чудо, на знаменитый русский «авось», на крупный выигрыш, который вдруг выпадет, если не всей стране, так хоть отдельному ее жителю. А наше счастье не начнет расти само по себе, пока мы не начнем его выстраивать каждый для себя и каждый - для всех. Оно может быть таким, как на Аландах, а может быть, лучше. Все зависит от нас самих.
КОРСНЕС - «САМАЯ ШВЕДСКАЯ В МИРЕ КОММУНА»
Корснес - коммуна, расположенная примерно в шестидесяти километрах к югу от города Вааса. Это «самая шведская в мире коммуна». Почему? Потому что здесь проживает 97,9% шведоговорящих жителей, больше, чем где-либо в мире, больше даже, чем в самой Швеции, где более 10% населения - иммигранты. А вообще, Корснес - совсем небольшая коммуна, в ней живет всего 2264 человека.
Дорога в Корснес и обратно была чрезвычайно утомительной для нашей группы, нам пришлось проехать в этот день около 800 километров. Но поездка стоила того, ведь мы встретились с прекрасными гостеприимными людьми.
Поскольку путь от Турку был неблизким, визит наш начался с обеда. Столы были накрыты в столовой Центра по организации переобучения безработных. И хотя до этого нам уже довелось присутствовать на различных обедах, устроенных в нашу честь, в том числе и губернатором Аландских островов, только в Корснесе стол был сервирован хрустальными бокалами и мельхиоровыми приборами. Это обстоятельство нас весьма удивило, так как североевропейская сдержанность в этом смысле широко известна. Но особенно поразила всех надпись на ножах и вилках: «НЕРЖ». Да-да, именно так, по-русски.
Но тут к нам вышла очень милая женщина и сказала на чистом русском языке: «Добро пожаловать и приятного аппетита». Мы уже привыкли встречать русских в разных концах Финляндии, но чтобы здесь, в «самой шведской коммуне»! Но как оказалось, встретившая нас женщина (в суматохе я, к сожалению, не записала ее имени) живет здесь уже четыре года. У нее мы позже спросили, почему приборы на столах - российские.
- И приборы, и хрусталь из России, - ответила наша соотечественница, - ведь наша посуда - самая красивая и дешевая.
Действительно, разве это не повод для гордости?
(Продолжение следует)