Финская Швеция (продолжение)

Jan 18, 2010 22:48


В ПАРЛАМЕНТЕ ЖУРНАЛИСТАМ НЕ ГОВОРЯТ «НЕТ»

Последний день пребывания российских журналистов в Хельсинки выдался солнечным, но холодным. Утром в Парламенте Финляндии нас встретил депутат от Шведской народной партии Хенрик Лакс, который является также председателем Народного собрания финских шведов. Господин Лакс стал нашим гидом на экскурсии по залам Парламента. Особенный интерес журналистов вызвал, конечно, зал заседаний: уж больно не похож он на знакомый по телерепортажам зал заседаний нашей Государственной Думы. Начнем с того, что за спиной председательствующего располагается скульптурная группа из пяти обнаженных фигур, четыре из них - мужские, одна - женская. Журналисты не удержались от шуток по этому поводу, вспоминая недавнее голосование по закону о нравственности в нашей Госдуме. Что и говорить, в Парламенте Финляндии нравственность понимают иначе. К примеру, там не бывает грубых разборок и драк на заседаниях.

- Для нашей культуры это чуждо, - говорит Хенрик Лакс, - возможно, лет пятьдесят-шестьдесят назад такое бывало.

Что же касается высказываний вроде известных макашовских, то господин Лакс уверенно заявил: «Шовинизм в любой форме - это глубокое противоречие тому, что чувствует финский народ».

При этом, безусловно, между политическими партиями существуют противоречия, без этого нет политики. Но все же представленные в Парламенте партии не столь разобщены во взглядах и все следуют одной линии. Впрочем, убедиться в этом граждане страны могут сами, так как в зале заседаний предусмотрены специальные места для желающих  понаблюдать за ходом обсуждения какой-либо проблемы. Проведение закрытых заседаний Парламента вообще не предусмотрено. Если же вы журналист, и хотите написать о работе парламента, вы обязательно получите аккредитацию, в этом случае никому не говорят «нет». В зале есть специальные места для журналистов, для стационарных и переносных видеокамер, а также имеются специальные кабинеты, в которых журналисты могут работать. Парламент Финляндии не знает случаев, когда бы какой-либо журналист, газета или телекомпания были лишены аккредитации.

Кстати, за защитой чести и достоинства парламентарии обращаются в суд крайне редко, так как серьезные средства массовой информации непременно этически выдержанны. Однако неблагоприятные вещи о работе Парламента пишутся каждый день, отметил Хенрик Лакс, и нередко публикуются довольно злые статьи.

- Но, - заключил депутат, - и доверие к средствам массовой информации в Финляндии не такое уж большое.

Далее мы прошли в кабинет, где заседают депутаты от Шведской народной партии. Там нас встретил симпатичный и очень молодой человек с необычным для Финляндии именем - Рюрик. Он немного волновался, рассказывая о работе фракции, тем более, времени у нас оставалось уже очень мало. К сожалению, его не хватило на беседу с самим Рюриком, который в свои 26 лет является настоящим политическим деятелем и в качестве кандидата участвует в выборах в Европарламент.

САМЫЕ ЛУЧШИЕ СМИ - У НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

Государственная телерадиокомпания Финляндии - это, как и положено, небольшой город, самым высоким сооружением которого является телебашня, а самым красивым - штаб-квартира. Ультрасовременное здание из стекла и металла наполнено солнцем и воздухом, а еще запахами съестного, потому что в нем расположено несколько ресторанов и кафе. Все это, да еще зелень, натуральная и искусственная, должно помочь сотрудникам компании сохранять душевное равновесие на протяжении всего рабочего дня.

И все же главное - это помещения редакций и студий, где готовятся теле- и радиопрограммы и выпуски новостей. Кроме передач на финском языке транслируются программы и на шведском, и на других языках, например, саамском, и даже русском. И все же большую часть «иноязычного» вещания занимают шведские программы. Радиопередачи компании слушают около пяти миллионов жителей Финляндии, два миллиона имеют телезрительские абонементы. 2 телеканала, 5 радиоканалов, Саами Радио, 25 региональных радиостанций, телетекст, Интернет-служба, другие услуги компании обеспечиваются четырьмя с половиной тысячами ее сотрудников.

Финская телерадиокомпания - акционерное общество, 99,9% его акций принадлежит государству. Но ¾ дохода компании составляют вовсе не бюджетные ассигнования, а абонементная плата, которая составляет примерно 160 долларов в год для одного абонента. Это значит, что наличие в вашем доме телевизора автоматически обязывает вас выплачивать эту сумму. Если сравнивать с другими европейскими странами, то эта сумма больше, чем, скажем, в Германии, но меньше, чем в Дании или Норвегии. Остальные доходы телерадиокомпании складываются из арендной платы за использование телеканалов, дохода от программной деятельности и продажи технических услуг, а также из выплат в поддержку общественного вещания.

Возможно, кто-то из российских читателей усмехнется, мол, всего-то два телеканала на всю Финляндию. Да, государственных всего два. Но в Финляндии широко развита сеть коммерческого телевидения и радио, к тому же и спутниковое телевидение там гораздо доступнее. Но при этом, как вы поняли, ни одного бесплатного канала в Финляндии нет.

О рекламе надо сказать отдельно. Государственные теле- и радиоканалы, как правило, не размещают рекламу в своем эфире. Появление рекламы на этих каналах возможно лишь в исключительных случаях. А вот коммерческие каналы используют рекламу вовсю.

КОЕ-ЧТО ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Где-то на  середине пути между Хельсинки и Турку располагается народная школа Вестра Нюланд. Надо сказать, что народные школы широко распространены в Северной Европе. Подобная форма обучения была придумана датчанином Грюнтвигом в середине XIX  века для повышения образовательного уровня населения. Большинство народных школ принадлежит организациям и непосредственно коммунам. Эти школы финансируются государством, еженедельно выделяется определенная сумма на содержание школы. Но нередко финские ученики оплачивают обучение в то время как студенты, приехавшие из-за границы, получают стипендию. Сегодня в народных школах обучается в основном молодежь 19-20 лет, те, кто еще не совсем определился с выбором профессии и используют время для того, чтобы углубить знания в каком-то направлении и т.д. Здесь их готовят к получению специального и высшего образования.

Вообще, в Финляндии 91 народная школа, 17 из них - шведские. Школа Вестра Нюланд. Здесь ведется обучение по большинству предметов высшей школы, но особое значение придается обучению языкам и искусству. При школе имеется интернат для проживания студентов.

Можно было бы и не останавливаться не теме народных школ, если бы не одно обстоятельство: во многих народных школах севера Европы можно встретить русских студентов. У нас широко распространено мнение, что за границей учатся только дети богатых родителей. Это верно, если речь идет о частных пансионах где-нибудь в Англии. Но поучиться в народной школе в Финляндии имеет любой молодой человек из России.

Как это сделать?

Во-первых, надо убедиться, что вы можете общаться на иностранном языке, хотя бы на английском, но лучше на финском или шведском. Во-вторых, неплохо иметь за плечами среднюю школу, а лучше несколько курсов вуза или даже вузовский диплом. В-третьих, надо разыскать в Интернете странички народных школ, ознакомиться с их программами, условиями обучения, направить туда ваше резюме. Ну и в четвертых, ждать.

Кто-то спросит, зачем учиться за границей?

Если вы хотите, например, усовершенствовать свое знание иностранных языков, или познать другие школы как художник, фотограф или театральный деятель, то почему не сделать это на севере Европы?

Российские студентки, которых мне удалось встретить в школе Вестра Нюланд, прислали сюда свои резюме. Школа приняла их с радостью, ведь на содержание каждого иностранного студента  финское государство выделяет денежные средства. Сами студенты получают стипендию, которая почти полностью уходит на оплату питания и проживания. За два последних обстоятельства можно не волноваться: проживают студенты в весьма благоустроенных домиках, а в столовой - «шведский стол». Сложнее с деньгами на карманные расходы, которые нужно привозить из России.

Главное занятие этих русских студенток - совершенствование знания английского и шведского языков. Конечно, девчонкам приходится нелегко: не так просто адаптироваться в чужой стране, да еще в малюсеньком городишке, где в свободное время можно лишь сходить на прогулку и иногда - на танцы. Отсюда до Хельсинки всего полтора часа езды. Но билет на автобус стоит 80 марок. Зато в языках девчонки поднаторели, а общаться можно и по Интернету. Еще проблема - продление визы: финские власти очень неохотно продлевают студентам визы более чем на три месяца. Но и три месяца для освоения языка - немало, особенно, если изучать его методом «погружения».

ДВОРЕЦ НА ВОДЕ

Ранним апрельским утром российские журналисты в числе  двух с половиной тысяч других пассажиров поднялись на борт огромного парома «Аморелла», курсирующего между Турку и Стокгольмом и принадлежащего компании «VIKING LINE». Цель нашей поездки - Аландские острова, расположенные примерно посередине этого пути.

На борту судна нас уже ждал губернатор Аландов Петер Линдбек. Ему предстояло провести для нас семинар, темой которого были эти самые совсем не известные россиянам острова (возьму на себя смелость это утверждать).

Но для начала несколько слов о самом пароме, который повез нас в это удивительное путешествие. «Аморелла» - один из семи паромов, которыми владеет «VIKING LINE». Десять «этажей» судна позволяют разместиться не только пассажирам, но и автомобилям, которых на борту может быть 484 штуки. Гаражи расположены на самых нижних этажах, затем - спальные каюты, на шестом уровне - бассейн и сауна. Но все предпочитают верхние этажи: седьмой с магазинами такс-фри, восьмой - с многочисленными кафе, барами и ресторанами, десятый - с ночным диско-клубом, ну и, конечно, самую верхнюю, открытую палубу с ее шезлонгами и великолепным видом на море. Стоя на этой палубе не перестаешь удивляться поворотливости металлического гиганта, умело лавирующего между островами и островочками, которых в архипелаге насчитывается 6,5 тысяч.

Уверена, россияне думают, что путешествие на таком судне - удовольствие чрезвычайно дорогое. Но это не совсем верно. Средняя стоимость билета от Турку до Аландских островов составляет 69 финских марок. Столько может стоить проезд в автобусе, курсирующем между городами. Еще дешевле обойдется поездка, если вы путешествуете компанией: целая каюта на четверых на четвертом или пятом уровне может обойтись всего в 100 марок, то есть, по 25 на человека. Но за пять часов путешествия вас обязательно будут подстерегать многочисленные соблазны: магазины, кафе и т.д. Наверное, многие пассажиры заходят в свои каюты лишь для того, чтобы оставить там свои вещи. Наша группа вообще разместилась в одном из конференц-залов, под которые отведена десятая палуба. Оказывается, это очень дешево - провести здесь семинар или конференцию. Дешево и приятно. Поэтому на зимнее  время иногда очень не просто зарезервировать такой зал. Ну а летом, в сезон отпусков, конференц-залы пустуют.

В будничный день в конце апреля, когда солнце светило почти по-летнему ярко, в таком зале сидела только наша группа. Все остальные пассажиры развлекались вовсю. И, между прочим, среди них было немало русских, правда, совсем не похожих на «новых русских». Жаль только, что пообщаться с ними не удалось.

(Продолжение следует)

шведы в Финляндии Аландские острова

Previous post Next post
Up